Программа "Учим малышей общаться"
рабочая программа (средняя группа)

Ефимова Наталья Павловна

Программа "Учим малышей общаться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prilozhenie_3.docx50.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Учим малышей общаться»

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее интенсивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами

Программа «Учимся малышей общаться» направлена на развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста.

Одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми. В Федеральных государственных образовательных стандартах определены задачи образовательной области «Социально-личностное развитие»:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта;
  • формирование основ безопасного поведения в социуме.

Методологическим обоснованием программы является теория развития личности в деятельности (А.Н. Леонтьев) и концепция основных потребностей дошкольника (Лисина М.И)

Новизна программы в том, что в основу программы легли рекомендации М.Е. Костюк «Риторика для дошкольников», З.И. Курцевой «Ты - словечко, я - словечко...», по использованию серии оригинальных игр и творческих заданий.

Основанием для разработки программы является анализ состояния трудности в общении некоторых детей, затруднения в поддержании диалога, недостаточная инициативность инициативны в общении. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта и социального общения. Ведущую роль в накоплении этого опыта играет взрослый, передающий ребенку свои знания, мудрость, помогает ребенку вступить в новый мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Умение общаться положительно влияет и на самооценку ребенка: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность. Коммуникативные умения необходимы и для успешной социализации и адаптации в условиях обучения в школе.

Основная цель программы: развитие и совершенствование коммуникативных, речевых и неречевых способов общения, навыков этикета, способствующих конструктивному речевому общению с взрослым и сверстниками.

Задачи программы:

Формировать:

- умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) - средствами человеческого общения;

- положительные эмоции, чувства эмпатии, дружеские отношения со сверстниками;

- обучать детей речевым средствам общения; коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

Развивать:

- у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми;

- адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- совершенствовать коммуникативные умения, навыки взаимодействия, вербальные и невербальные способы общения со взрослым и сверстниками

Воспитывать:

- культуру речевого поведения, способствующую лучшему взаимопониманию в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Методические рекомендации по реализации программы:

Сроки и этапы реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения. Реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программа дополнительного образования будет реализовываться через студию «Учимся малышей общаться».

В основу данной программы положена социо-игровая технология. Социо-игровая технология – это организация детей -жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Суть данной технологии означает развитие ребенка в игровом общении друг с другом.

В данной технологии в полной мере воплощены идеи диалога «ребенок-взрослый», «ребенок-сверстник». Существует прямая зависимость между социо-игровым стилем и личностно-ориентированной моделью общения.

«Золотые правила» (по В. М. Букатову).

I. Работа малыми группами. Взаимодействие групп.

Деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, взаимопонимания. Объединяю детей по парам, тройкам, для этого использую следующие варианты: (по цвету волос, глаз, одежды; кто родился летом, зимой, весной, осенью; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; кто на каком этаже живет; по считалочке, по разрезной картинке; кто приехал в садик на машине, пешком и др.).

II. Движение и активность. Смена лидера, смена мизансцен.

Образовательная, совместная и самостоятельная деятельность детей в сочетании с двигательной активностью способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом; могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.).

Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он постоянно меняется.

III. Использую интеграцию всех видов деятельности, что позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые знания из разных областей, и это позволяет сэкономить детям время для общения, прогулки, самостоятельного творчества и игровой деятельности. 

Положительные стороны этого социо-игрового стиля:

•        Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;

•        Педагог является равноправным партнером;

•        Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

•        Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

•        Дети самостоятельны и инициативны;

•        Дети сами устанавливают правила игры;

•        Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

•        Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);

•        Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

•        Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Советы авторов (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), помогающие развивать и укреплять совместное взаимодействие воспитателя и детей в ходе игры:

•        Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.

•        Не разжевывать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.

•        Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант.

•        Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре. Педагог может преодолеть этот отказ специальным подбором подготовительных упражнений, чтобы ребенок нашел в себе уверенность для участия в общей работе.

•        Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться, что задание вызывает у всех желание работать и самому включаться в работу детей, помогая каждой группе ненавязчивыми советами.

Материал программы построен на следующих принципах:

- учет возрастных особенностей детей;

- индивидуальных особенностей детей;

- доступность;

- последовательность.

Два направления по реализации данной Программы:

1. Формирование взаимоотношений между детьми. Для этого я использовала:

Игры, направленные на развитие интереса к партнеру по общению (игры-приветствия, тактильные, доброжелательные игры).

Игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог (игры-мирилки, упражнения, игры парами, малыми подгруппами).

2. Формирование взаимоотношений внутри групп и между группами. Для этого я использовала:

Игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе (моделирование ситуаций, игры «разминки-зарядки», ролевые игры – разыгрывание воображаемых ситуаций, ситуации-иллюстрации, упражнения, оценки).

Игры, направленные на сплочение детского коллектива (коллективные, коммуникативные игры, вольные игры-упражнения, игры – соревнования, подвижные игры, практические ситуации игрового и реального содержания, инсценировки).

Цикл занятий разработан для детей 4-5 лет, которые имеют трудности речевого и невербального общения.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа:

 • на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

Основные принципы в проведении занятий:

- Принцип взаимного уважения (каждый имеет право высказать свои мысли и предложения; каждый имеет право быть выслушанным;

- Принцип рефлексии (с детьми подводятся итоги: что больше, что меньше всего понравилось).

Организация занятий

Каждое занятие включает три части:

Вводная часть начинается с приветствия или хороводной игры. Подобная организация занятия помогает в установлении позитивного контакта, формировании направленности на сверстника и интереса к нему. Ритуал приветствия объединяет детей в единое целое, формирует чувство принадлежности к группе.

В основной части используются различные виды игр (сюжетно- ролевые, игра - инсценировка, подвижные), беседы, упражнения, чтение этических сказок.

В заключительной части с детьми проводится рефлексия.

Основные формы обучения детей:

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- этюды;

- импровизации;

- рассматривание сюжетов общения;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- чтение художественных произведений, рассказ педагога и детей;

- сочинение историй;

- этические беседы;

- игры-соревнования;

- театрализованные игры;

- семейные домашние задания.

Для совершенствования у детей коммуникативных умений, навыков взаимодействия, навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми, воспитания культуры речевого общения мне помогают приемы интерактивного общения:

- микрофон, в ходе которого мы вместе с детьми образуем круг и, передавая друг другу микрофон, рассказываем о своем соседе: какой он хороший, какие хорошие поступки он совершил, делаем комплименты

- дебаты, где дети могут высказать свои мысли на заданную тему, задать вопросы друг другу, высказывания обсуждаются, затем ищем пути решения проблемы. Например, у Лизы плохое настроение, дети предлагают способы, как его можно ей поднять

- вдвоем – дети работают в парах и выполняют предложенные задания, например, описать картинку, предмет

- цепочка, воспитанники обсуждают задание в малых подгруппах и вносят свои предложения по цепочке. Например, при составлении рассказа по определенной сказке, используя набор картинок, или первый ребенок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с теми же свойствами. Например, морковь сладкая – сладким бывает сахар – сахар белый – белым бывает облако – облако летает – летать может птица и т.д.

- снежный ком – дети объединены в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о последовательности действий каждого члена группы. Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого ребенка в команде и цвете, с которым будет работать ребенок.

- общий проект – дети в подгруппах получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказывают о них, затем каждая минигруппа представляет свой проект – коллективную работу «Зимние развлечения», и обсуждают его.

- моделирование проблемных ситуаций, где по специально предложенной ситуации дети ищут пути их решения. Например, «Поможем найти потерянную вещь» (рукавички, шарф, обувь) или «Поздравим Каркушу с днем рождения»

- за и против, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент – «за») и почему не нравится зима (аргумент – «против»)

- воображаемая картина – детям предлагаю встать в круг и каждому по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку даю чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленной описание)

- перевоплощение – детям предлагаю поделиться на две команды и представить себя на месте какого-то предмета, например, «Ожившие игрушки»

- реклама – детям рабочей микрогруппы предлагаю выбрать предмет и попытаться назвать все его положительные качества и функции, т.е. прорекламировать его, чтобы привлечь внимание к нему других.

При оценивании высказываний детей употребляю слова: «правильно», надо говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Использование проблемных ситуаций, заданий упражнений, позволяют целенаправленно развивать культуру речевого общения, дети получат знания о вежливости и уступчивости, осваивают правила речевого поведения, этикетные выражения, а специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Результаты и способы определения их результативности

Интегративные качества.

Познавательно-речевое развитие детей.

Любознательный, активный.

Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Эмоционально-отзывчивый.

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие, эмоциональное состояние людей  и животных, передает свое отношение к окружающему

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Владеет диалогической речью, конструктивными умениями общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)

Речь при общении со взрослыми становиться внеситуативной, речь со сверстниками ситуативная, умеет считаться с интересами товарищей, умеет из детского коллектива выбирать партнеров по играм

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения в коллективе;

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Умеет выделять первый звук в слове, делить слово на слоги, определять длинные и короткие слова, пользоваться естественными логическими паузами, ударениями, выразительно читать стихотворения

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.

Проявляет инициативу в решении познавательных задач, способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач. Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

Физически развитый.

Владеет в соответствии с возрастом основными упражнениями для мелкой мускулатуры рук, проявляет интерес к участию в подвижных играх и упражнениях.

Оценка эффективности работы осуществляется по результатам диагностики, наблюдений за деятельностью детей, через рефлексию, беседы с детьми.

- методика «Рукавички», предложенной Г.А. Цукерман, целью которой является изучение общения со сверстниками в совместной деятельности 

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

- методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Методы изучения: эксперимент, наблюдение, беседа.

Формы проведения итоговых мероприятий: участие детей в играх - соревнованиях, театрализованных постановках.

Форма представления результатов программы: на мероприятиях для родителей

Тематический план

Наименование группы игр

Режимный момент

Форма проведения

Наименование игр

Формирование взаимоотношений между детьми

Игры, направленные на развитие интереса к партнеру по общению

Утренние часы

Игры – приветствия

Тактильные игры Доброжелательные игры

Доброжелательные игры: «Кто говорит?», «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Доброе слово», «Закончи предложение», «Чей голосок?», «А я сегодня такой!», «Колокольчик»

Приветствия: «Здравствуйте», «Эхо», «Каркуша», «Доброе утро!», «Передай улыбку», «Я рад тебя видеть!», «Назови цветком», «Путаница имен», «Комплимент», «»Доброе пожелание», «Познакомь с соседом справа», «Ласковое имя», «Здоровайтесь друг  с другом», «Способы приветствий», «Встаньте те, кто любит…»,  «Цветок», «Здравствуй, солнце золотое….», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся  «Как тебя зовут», «Цветок-имя», «Солнышко (небо)», «Нам солнце улыбается», «Давайте порадуемся», «Родители», «На лугу растут цветы», «Ветер», «Котик», «Проснись», «Лягушки», «Иди сюда», «Прогулка в лес», «Мыши», «Ежик», «Найди себе пару», «Утренняя считалка», «Смайлики-журавлики», «Здравствуйте, дети!», «Кого нет?», «Доброе утро», «Солнечный зайчик»,

Тактильные игры: «Коридор приветствий», «Короткое приветствие», «Привет-привет! Как твои дела?», «Гимн доброму утру!», «Импульс», «Приветствие друзей», «Здороваются все у кого…», «Встаньте дети, встаньте в круг!»

Игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог

НОД

Самостоятельная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Кружок

Игры парами. Малыми подгруппами

Игры-мирилки

упражнения

 

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай, интервью, на мостике, обзывалки, охота на тигров. Сиамские близнецы, давай поговорим, Клубочек, Зеркала, поварята. Газета, Живая картина, Ладонь в ладонь, Сотворение чуда, Войди в круг – выйди из круга, зоопарк. Старенькая бабушка, Найди отличие, Дотронься, Ау!, Тропинка, Небоскреб, Проснись. Прошу-не надо, Давай дружить. Как говорят части тела, Зоопарк, Сделай подарок, Разговор через стекло, День наступает, все оживает, Разговор по телефону, О чем спросить при встрече, Вопрос-ответ, прощай. Здороваемся без слов, рисунок на спине, ручеек, руки танцуют, Катаем мяч, На мостике, Музыкальные объятия (обнималки), Горячая картошка, Раскрасьте правильно, пойми меня, Запомни имя, Разноцветные движения, Зоопарк. Видеотелефон, Покажи сказку, попробуй повторить, узнай фигуру, Найди мячик, Паровозик, Попади в мишень,

Упражнения: «Чудесный мешочек», «Добавь слово», «Все наоборот», «Моя семья», «Сказочная шкатулка», «Мой лучший друг», «Одуванчики», «Волшебная палочка», «Дровосеки», «Закончи предложение», «Комплименты», «Пожелания», «Я знаю», «зеркало», «Волшебные очки», «Это здорово», «Знакомство», «Улыбка», «Доброта», «Добрые слова», «Сотвори солнце в себе», «Солнышко», «Я доктор»

Игры-мирилки: Солнышко (приветствие, радость) , считалки

Формирование взаимоотношений внутри групп и между группами

Игры, направленные на развитие навыков взаимодействия в группе

НОД

Игровая деятельность

Проектная деятельность

Кружок

Сбор и возвращение с прогулки

Подъем после сна

Игры-задания для рабочего настроя

Игры для «социо-игрового приобщения к делу»        

Игры «разминки-зарядки»

Моделирование ситуаций

Ролевые игры (разыгрывание воображаемых ситуаций)

Коммуникативные игры

Игры с воображаемыми предметами

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

ситуации- иллюстрации,

ситуации-упражнения,

ситуации-оценки.

Возьмемся за руки друзья, Магнит, Раскрасьте правильной, Дрозды, робот, удержи предмет, Эхо, Руки-ноги, Змея, Доброе животное, Торт на день рождения, Паровозик, Газета, Квадрат, Аплодисменты по кругу, Паутина, Заколдованная тропинка, я хочу с тобой подружиться, Клубочек, Встаньте, все кто…, Приветствие с колокольчиком, Коридор приветствий, ток, Радио, Сочиняем сказку, Разувайся, пузырь! Хромой ведет слепого,

Этюды: Старичок, Лисичка подслушивает, Жадный пес, тяжелая сумка, Вкусные конфеты, Игрушки, Пуговица, прогулка, зайчики, обнималки.  Вот какой малыш.

Воображаемые ситуации – ты…: на необитаемом острове, всемогущий волшебник, доктор Айболит, очень высокий человек, колобок. капитан корабля, опиши страны, Емеля, новогодняя елка

Коммуникативные игры: измени голос. Где мы были, мы не скажем, Воображаемое путешествие, Дедушка Молчок, Тень, Узнай по носу, Зеркало, Испорченный телефон, Сам себе режиссер, Угадай, кто я, Горячий картофель, Кто из нас самый наблюдательный? Представьте себе, Ласковое слово, Кто пришел к нам в гости?, У птички болит крылышко, Клубок, Волшебный стул,  Рукавички,  Дотронься, Мышка, Подушка, Найди пару, Назови себя. Назови ласково, Продолжи фразу и покажи, Бродячий цирк, И я тоже, Веселые обезьянки, Поварята, День рождения, Угадай, что я делаю? Одно и тоже по-разному, Превращение предмета, Кругосветное путешествие, Король, Загадки без слов, Сапожки, Ходим в шапках, Дрозд, мамины бусы, Магазин вежливых слов, Кузовок,  Добрые слова, Коврик примирения, Как быть. что делать?, Посылка, Без маски, День ночь, Кто лучше похвалит, опиши друга. Вот такой папа, вот какая мама, что изменилось? Подарок на всех, Почемучка, Обыграй превращение, Ожившие игрушки, Давайте поздороваемся, Что может произойти

Этюды: В саду, Лес, Спаси птенца, Гуси, северный полюс

Игровые ситуации: вежливая просьба, об уступчивости, утешение, обращение к взрослому человеку

Проблемные ситуации: грибы. Транспорт. Дома. Свойства материалов, Фрукты, Свойства материалов, Язык мимики и жестов, Погодные условия, Выше-ниже, Свойства дерева, Свойства воздуха, Часы, Средства связи. Свойства бумаги, свойства копировальной бумаги, дружба красок, Вы нечаянно толкнули кого-то, правильно ли вы поступили громко сказав, что вы пришли нарядными, Вы забыли вернуть игрушку вовремя, культурный мальчик

Ситуации-иллюстрации

«Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились»

Практические игровые и реальные ситуации: «Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения»

Ситуации практической помощи: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам)», «Наша забота нужна всем»

Участие в делах: «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем лук для малышей», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники»

Ситуации- проблемы

«Развязались шнурки», «Рассыпался раздаточный материал».

Сюжетно-ролевые игры: Больница, Детский сад, Зоопарк, Магазин, «На осмотре у педиатра», «Приём в процедурном кабинете», «В аптеке», «Очередь в регистратуру», «В травмпункте», «Буфет».

Ситуационные задачи: на транспорте, с огнем, с водой, в лесу, по сказкам, что было бы, если бы…

Решение конфликтных ситуаций: ковер мира, нетрадиционное приветствие, головомяч, поводырь и слепой, Бабушка  и внук, острова, Знакомство, Хорошо-плохо, Котик и Ежик на качелях

Игры, направленные на сплочение детского коллектива

Прогулка

Утренние часы

Вторая половина дня

НОД

Кружок

Коллективные игры

Вольные игры-упражнения

Игры-соревнования

Подвижные игры

Практические ситуации игрового и реального содержания

инсценировки

Привет фотографии, клубочек, ха-ха-ха! Хе-хе-хе! перекличка-путанка, ласковое имя, передай игрушку по кругу, передай движение по кругу, животные, невербальное приветствие, поварята, комплименты, ветер дует на…, поменяйтесь местами, разные, но похожие, рулет, фруктовый салат, лицом к лицу, такси, я сегодня вот такой

Упражнения: Друг к дружке, Волшебный круг, Аплодисменты по кругу, Эстафета дружбы, передай эмоцию, Запрещенное движение, скучно, скучно так сидеть, Выбери партнера, Найди своего брата или сестру, Цветик-семицветик, Пропавшие ручки, Две подружки, Дерево, кустик, травка, Дом, Елочка, Капуста-редиска, Котик к печке подошел, Овощи и фрукты, По дорожке, Светофор, три медведя, Тук-тук, Ты медведя е буди! У меня, у тебя, У меня есть все, Снежок, Динозаврики, Ау! Пальцы-звери добрые, пальцы звери злые, Если «нет» - похлопай, Как пройти? Найди отличие, Дождик, Карусели, Прыг-скок, Раздувайся, пузырь, Меняемся ролями, Волшебники, Что делать? Зеркальное отражение, Доброе слово, Тяни-толкай, Назови ласковым именем, Воздушный шарик, Здравствуй, друг, Осьминог, Царевна-Несмеяна, Потерялся ребенок, Котенок, Ниточка-иголочка, Кто лучше слышит, Рука в руке, Отгадай, Угадай-ка, Угадай меня, Дракон ловит свой хвост, Стоп-музыка, На кого я похож, Веселый мячик, Ах, какой я молодец! Смелые мышки, Веселый горошек, Улиточка, Музыкальные игры: Цветы и пчелки, Найди свою половинку, Курочка-хохлатка, Передай другому, Карусели, Нам не тесно, Лужа, Надень и попляши, Ходит Ваня, Заинька, Именины, Кто у нас хороший! Колпачок, Репка, Два веселых гуся, Ленточка, Гном и дом, Веселые ладошки, Мы капусту рубим…, Под веселой крышей жили, Шла коза по лесу…, Салют, Змейка, В бубен поиграй, Завивайся, капустка, Я по горенке иду, Бусы дружбы, Паровозик с подарками, Найди себе пару, Найди свой цвет, Вместе перепрыгнем через ручеек, Подарки, Передача мячей, Зверята, Флажок, Улыбка, Корова, Веселый хоровод, Пила, Ниточка, Топ-топ! Хлопушка, Путанка, Паровозик, Кенгуру и кенгуренок, Зеркало, Держи мяч, Любимая игрушка, Что изменилось? Угадай, Хромая уточка, Ищу друга, Поймай взгляд, Поменяйтесь местами, Коробка с секретом, Шарики, Снежный ком, Три стихии: Земля. Вода. Воздух. Запрещенный знак, Веревочка, Кот и воробушки, Невод.

Практические ситуации игрового и реального содержания: «Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения» , «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти»(успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам)», «Наша забота нужна всем»,  «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем лук для малышей», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники».

Материально-техническое оснащение для реализации программы:

Техническое обеспечение: телевизор с фонотекой мультфильмов, мультимедийное оборудование, магнитофонные записи, видеосюжеты;

Дидактическое обеспечение:

демонстрационный материал: презентационный материал - «Уроки доброты», «Уроки вежливости», «Уроки этикета» автор С.А. Насонкина изд. «Акцидент» С-П., 1998;

раздаточный материал: карточки для разыгрывания определенной коммуникативной ситуации, карандаши, бумага, пластилин, сигнальные карточки;

разные виды театра: настольный театр, сказки на фланелеграфе;

куклы для кукольного театра, костюмы для театрализованных игр;

практический материал к играм по развитию речи: «Сочиняем сказки», «Волшебные превращения»;

оборудование: мольберт, фланелеграф, магнитная доски.

Методическое обеспечение:

Тексты для чтения детям: Шарыгина Т.А. Общительные сказки. - М., «Книголюб», 2014;

Шарыгина Т.А Вежливые сказки. — М., «Книголюб», 2014;

Шипицына JI.M., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения - С-П, 2010;

Корчинова О.В. Детский этикет. - Р-н-Д.,«Феникс»,2002

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. [Текст] / Арушанова А.Г. – М., 2014 -127 с.- ISBN 5-86775-098-1

2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. [Текст] / Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. – М., 2015. -205с.- ISBN 5-09-014510-5.

3. Колягина В.Г.,Овчар О.Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. [Текст] / Колягина В.Г.,Овчар О.Н. – М. 2015-80с. -ISBN 5-296-00501-5

4. Корчинова О.В. Детский этикет. [Текст] / Корчинова О.В - Р-н-Д, 2002 –190 с.- ISBN 5-222-02099-1

5. Костюк М.Е. Риторика для дошкольников. [Текст] / Костюк М.Е. –М.,2013 -127 с.- ISBN 978-5-09-017110-6

6. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко [Текст] / Курцева З.И. -М., 2012 -.94 с. – ISBN 5-85939-271-0

7. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. [Текст] / Лаврентьева Г.П. - Киев, 1999.

8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / /М.И. Лисина –СПб.; 2009 – 342 с. – SBN 978-5-388-00493

9. Лютова Е.К., М., Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. [Текст] /Лютова Е.К., М., Монина Г.Б. – С-П., 2015-189с.- ISBN 5-9268-0029-3

10. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. [Текст] / МаксимоваА.А. - М., 2015 - 78 с.- ISBN5-89144-563-8

11. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. [Текст] / -Смирнова Е.О. М., 2000 -160 с. ISBN 5- 7695-0437-4

12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. [Текст] / Смирнова Е.О.,Холмогорова В.М. - М., 2013 - 158 с.- ISBN5-691-00938-9.

13. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.[Текст] / Чернецкая Л.В. - Р-н-Д, 2005 - 256 с.- ISBN5-222-07148-0

14. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.[Текст] / Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. – С-П ,2010 - 385 с. - ISBN 978-5-89814-016-8

15. Шорыгина Т.А. Общительны е сказки. [Текст] / Шорыгина Т.А.– М., 2014 -80 с.- ISBN 5-93927-119-7

16. Шорыгина Т.А Вежливые сказки. [Текст] / Шорыгина Т.А. –– М.,2014-64 с. – ISBN 593927-006-9

Приложение.

Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы: проводится в виде игры.

Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Третья серия аналогична первой, а четвертая серия - второй. Но в них участвуют дети разного возраста.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Обработка данных.

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

2. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

4. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых. Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

         Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение. 

Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

За ребенком наблюдают в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме:

1) Общение со взрослыми

1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

2) Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Нормативные показатели сформированности навыков культуры общения:

4-6 лет: говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.

6-7 лет: закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Методика изучения умений вести диалог (И.А. Бизикова).

Критерии диагностики:

- умение задавать вопросы;

- умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;

- умение сообщать собеседникам свое мнение;

- умение выражать просьбы, советы, предложения;

- умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;

- умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.

Для диагностики каждого умения были определены показатели и способы оценки

Содержание диагностики умений вести диалог (методика И.А. Бизиковой)

№ п/п

Умение

Характеристика

Баллы

1

Умение задавать вопросы

в речи присутствуют вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания

5

наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка используются вопросы социально-личностного характера

4

вопросы однообразны (по поводу деятельности)

3

крайне редко задает вопросы

2

2

Умение отвечать на вопросы

отвечает охотно, коммуникативно целесообразно, по теме

5

изредка уходит от ответа на вопросы сверстников

4

может оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличаются исчерпанностью

3

отвечает неохотно

2

3

Умение сообщать собеседникам свое мнение

спокойно, аргументированно высказывают свое мнение

5

не всегда может аргументировать свое мнение

4

редко прибегает к словесным аргументам

3

с трудом формулирует мнение

2

4

Умение выражать просьбы, советы, предложения

легко и свободно обращается к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями и другими видами побуждений)

5

чаще всего может выразить побуждения, но изредка наблюдаются затруднения при формулировании некоторых побуждений (разъяснении, приглашении и др.)

4

затрудняется в использовании побуждений, не всегда адекватно формулирует их

3

слабое проявление умения или его полное отсутствие

2

5

Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями

всегда охотно сообщает о своих чувствах, впечатлениях, делится новостями

5

делится впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников

4

редко по своей инициативе вступает в общение, жалуется на сверстников

3

почти не использует реплик-сообщений

2

6

Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета

разнообразные варианты формул речевого этикета используются адресно и мотивированно, доброжелательным тоном

5

ребенок использует единичные формы речевого этикета, не всегда их адресует и мотивирует. Изредка наблюдается недоброжелательная интонация в выражениях побуждений

4

использует формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращается по имени к детям и воспитателю. Доброжелательность проявляет ситуативно

3

почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладает недоброжелательность в обращениях

Характеристика уровней развития умений вести диалог (методика И.А. Бизиковой)

Уровни

Характеристика

Средний балл

Высокий

Сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умений реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения

4-5

Средний

Недостаточная сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения

3-3,9

Низкий

Отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим

2-2,9

Оценка осуществляется в процессе наблюдения за речью ребенка в повседневном общении, самостоятельной игровой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 3 - "Малыш должен общаться"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Общаемся с малышом

Часто в спорах звучит мнение: «важно не то, сколько ты времени проводишь с ребенком, а то, КАК ты его проводишь». Вроде бы верно, но не совсем. Неоднозначность этого утверждения в том, что до определе...

ОБЖ для малышей. Как правильно общаться с собаками?

Несколько простых правил при общении с собакой. Для самых маленьких....

Материал в родительский уголок «Пальчиковые игры для общего развития малышей»

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель....

Консультация для родителей "Как научить малыша общаться"

Увидеть своего малыша счастливым хочеться всем родителям без исключения. И мамы и папы видят своего улыбающегося и смеющегося малыша и то как он общаается с окружающеми людьми....

"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ\'\' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

    Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно...

«Учим малышей общаться»

Учить детей общаться, развивать эмоциональную сферу помогает игра. В формате игры маленькие дети учатся строить отношения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», &laqu...