Конспект НОД по познавательному развитию: «Незнайка в стране насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Незнайка в стране насекомых | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию:
«Незнайка в стране насекомых»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
• продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме строение тела насекомого богомол, муравьиная кислота) .
Форма проведения: НОД.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• изобразительная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций;
• чтение природоведческой литературы;
• заучивание стихов о насекомых;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов.
Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.) ;
• дидактическая игра «Четвертый лишний»;
• письмо от Незнайки.
Раздаточный материал:
• листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, разрезные картинки с насекомыми, схематичное изображение поэтапного процесса развития бабочки.
Ход образовательной деятельности.
1.Введение в учебно - игровую ситуацию
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на палас).
- Ребята, что вы слышите?
- Кто произносит эти звуки?
-А в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей)
- Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).
-В какое время года начинается пробуждаться природа?
- Как она пробуждаться? (ответы детей).
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
-Где можно увидеть насекомых? (ответы детей).
-Вот сегодня мы с вами поговорим о насекомых.
Ребята, я чуть не забыла, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Почемучки» от Незнайки. Прочитаем письмо.
Письмо.
Ребята, я очень хотел побольше узнать о насекомых, их разновидностях и отличительных признаках. И еще я вам отправляю разрезные картинки, помогите мне, пожалуйста, их разобрать.
С уважением Незнайка.
- Поможем Незнайке.
Игра «Собери картинку»
Ребята здесь, как же мы будем собирать эти картинки ведь их столько много. А почему рубашка картинок разного цвета? А чтобы нам быстро собрать картинки, давайте разделимся на маленькие группы, каждый будет собирать картинку определенного цвета (дети тянут кружочки разного цвета.)
-Ребята, а кто изображен на ваших картинках?
-Как мы можем назвать одним словом?
2. Основная часть.
-А сейчас я вам загадаю загадки, а картинку - отгадку вы найдете и расположите на магнитной доске.
Воспитатель. Первая загадка
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора… (Пчела)
Ребенок показывает картинку и рассказывает о пчеле.
Над цветком пчела жужжит
И нектар собрать спешит.
Весь нектар, что соберет,
Превращает пчелка в мед.
- Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё?
- Чем питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Воспитатель. Вторая загадка
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает. (Стрекоза)
Ребенок показывает картинку и рассказывает о стрекозе.
Смотрим мы во все глаза,
Пролетела стрекоза.
Как красив ее полет,
Будь-то это вертолет.
Крылышки ее жужжат
И на солныше блестят.
Хвостик ярко-голубой
Нам показывает свой.
Над водой она летит,
В отражение глядит.
Стрекоза – стрекоза,
Большекрылая краса.
Глазки голубые,
Крылья кружевные,
Над водой летаешь,
Комаров пугаешь.
- Посмотрите на стрекозу и расскажите о ней.
- Какие части тела есть у неё?
- Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых).
Воспитатель. Третья загадка
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может. (Божья коровка)
Мчится божия коровка,
В красном платьице коротком,
Платье модное, в горошки,
В лапках модные сапожки.
- Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё?
- Чем питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
Воспитатель. Четвертая загадка
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький (Кузнечик)
Ребенок показывает картинку и рассказывает про кузнечика.
(Читает стихотворение)
Живёт в лесу кузнечик
Зелёненький скрипач.
Всех будит на рассвете
И ходит только вскач.
Он скачет по цветочкам,
По травке и кустам.
На скрипочке играет:
– Парам-пам-пам-пам-пам
- Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги).
- Чем питается кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками.
- Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
Воспитатель. Пятая загадка
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.(Муравей)
Ребенок показывает картинку и рассказывает про муравья.
(Читает стихотворение)
1.Мы вчера в лесу сосновом
Повстречали муравья -
У него там дом огромный,
И большущая семья!
2. Муравьишка на весь лес
Знаменит - тяжеловес.
Тяжесть может он поднять
Тяжелей себя раз в пять.
- Что вы можете рассказать о муравье?
- Какие части тела есть у него?
- Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми).
- Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Воспитатель. Шестая загадка.
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья. (Бабочка)
Ребенок показывает картинку и рассказывает о бабочке.
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала…
- Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
- Какие бывают бабочки?
- Какие части тела есть у бабочки?
- Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов).
Физминутка:
« Бабочка»
Видишь, бабочка летает, Машем руками-крылышками.
На лугу цветы считает. Считаем пальчиком.
— Раз, два, три, четыре, пять. Хлопки в ладоши.
Ох, считать не сосчитать! Прыжки на месте.
Задень, за два, за месяц. Шагаем на месте.
Шесть, семь, восемь, девять, десять. Хлопки в ладоши.
Даже мудрая пчела. Машем руками-крылышками.
Сосчитать бы не смогла! Считаем пальчиком.
- Как вы думаете, паук – это насекомое? Дети высказывают свои предположения. ?(паук- семейство членостоногие - 4 пары ног, тело разделено на 2 части, питается насекомыми и мелкими животными )
Вывод
Давайте еще раз назовем отличительные признаки насекомых.
У всех насекомых 6 лапок
Тело разделено на 3 части (голова, грудь, брюшко)
У всех есть усики.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
Игра «Узнай» по голосу
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего (Голова, грудь, брюшко, шесть ног).
Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
Ребята, а вы не забыли, о чем просил нас Незнайка? Но он хотел узнать побольше о насекомых. А давайте сделаем ему подарок, нарисуем разных насекомых и отправим письмом. Вы согласны?
Рисование «Насекомое»
Сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится.
3. Заключительная часть.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей) .
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
А сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.
Молодцы ребята, спасибо вам большое! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
План –конспект по познавательному развитию «Незнайка в гостях у ребят»
Разработан план –конспект по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с нарушениями речи...
Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию Тема: « В стране насекомых »
ЦЕЛЬ: Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.ЗАДАЧИ:Образовательные:Расширять активный словарь детей; представления детей о многообразии насекомых их зна...
Познавательное развитие "Незнайка в стране знаний"
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе...
Конспект занятия по познавательному развитию "Незнайке мы подскажем - о профессиях расскажем" в средней возрастной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением приемов развития критического мышления по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Незн...
Познавательный проект «Путешествие в страну насекомых» для детей среднего дошкольного возраста в группе
Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Задачи:- р...