Научная статья
статья
Дети с расстройствами аутистического спектра: психолого-педагогическая помощь в условиях дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ras.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья
Тема: Дети с расстройствами аутистического спектра: психолого-педагогическая помощь в условиях дошкольной организации.
Автор: Микаилова Гюльшан Алигейдар кызы
Воспитатель детского сада «Аленушка»
Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Аутизм – это расстройство мозга, которое часто приводит к сложностям в коммуникации. В случае аутизма отдельные части мозга не работают совместно должным образом. Большинство людей, страдающих аутизмом, имеют проблемы в общении с другими людьми. Но ранняя диагностика и лечение помогают все большему количеству аутистов реализовать свой потенциал.
Современная практика показывает высокую актуальность проблемы предоставления психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра.
Психолого-педагогическая помощь и организация образовательной деятельности детей с РАС – особый, крайне трудоемкий процесс, требующий значительной адаптации имеющихся коррекционных программ для детей с 8 разными отклонениями в развитии; создания индивидуальных образовательных программ, специфичных для детей с той или иной формой (типом) аутистических расстройств; помощи в адаптации учебных программ дошкольного и школьного уровня. Это связано с тем, что коррекционные задачи и подходы к образованию ребенка будут зависеть от специфических особенностей ребенка. Конечно, такая работа требует и особых знаний специалистов сопровождения, их профессиональных умений и понимания состояния ребенка в каждый конкретный момент.[1]
Очень важно с первых дней пребывания в ОУ сформировать у детей интерес к занятиям, желание контактировать с окружающими и участвовать в совместной деятельности. Этому способствует внимательное отношение учителя к детям, готовность прийти на помощь, спокойный тон, поощрение малейших успехов. Успех формирует у ребенка веру в себя, стимулирует его активность. Необходимо всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к занятиям. В этом должны большую помощь оказывать родители, по возможности участвуя в занятиях, расспрашивая детей о прошедших занятиях, при этом абсолютно исключив порицания за какие-либо неудачи.
Детям с РАС присуща неравномерность развития, например, такой ребенок может достаточно легко осваивать программу общеобразовательной школы по русскому языку, а по математике с трудом считать до десяти, и наоборот.
Наблюдение за ребенком с РАС (следящая диагностика) – один из основных инструментов специалистов ОУ. Следящая диагностика может дать информацию о возможностях учащегося как в спонтанном поведении, так и в создаваемых ситуациях взаимодействия. При этом важно ориентироваться на следующие параметры[2]:
- более приемлемая для ребенка дистанция общения;
- излюбленные занятия, стереотипы действий в условиях, когда ребенок предоставлен сам себе;
- способы обследования окружающих предметов;
- наличие каких-либо стереотипов бытовых навыков;
- используется ли речь, и в каких целях;
- особенности поведение в ситуациях дискомфорта, страха;
- отношение ребенка к включению других людей в его занятия.
Выяснив для себя все эти моменты, можно приступать к организации среды и «включению» аутичного ребенка в образовательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей развития.
При создании комфортных условий обучения ребенка с РАС в ОУ необходимо учитывать следующие требования[3]:
1. Создание положительного эмоционального контакта с учителем и другими учащимися. Установление хорошего личного контакта с ребенком с РАС первостепенно в организации образовательной деятельности, так как эти дети не воспринимают фронтальную инструкцию для большой группы.
2. Создание благоприятной атмосферы в группе. Ребенку с РАС будет легче адаптироваться, если царит благожелательная и спокойная атмосфера.
3. Организация неформальных контактов в перерывах между занятиями. Для такого ребенка очень важно иметь возможность быть рядом с доброжелательными сверстниками, но это не обязательно означает «включение» ребенка в деятельность детей, на первых порах он может быть просто наблюдателем.
4. Учет личностных особенностей ребенка. Педагоги и психологи должны помнить о повышенной чувствительности, ранимости, возможно, брезгливости такого ребенка. Если такого рода «трудные впечатления» дозируются и находится адекватная замена неприемлемому проявлению, то тогда появляется возможность предотвращения срывов, проявлений страха, возникновения негативизма. В то же время опыт показывает, что все-таки не стоит воспринимать возможные трудности как неизбежные. Нужно быть к ним готовыми и использовать запасной вариант.
5. Организация учебного времени, использование стереотипов поведения. С помощью зрительно-пространственной организации среды можно не только спровоцировать ребенка на достаточно сложные действия, но и составить из них связную поведенческую цепочку.
Основной задачей взрослого при этом становится насыщение всех ее звеньев эмоциональным смыслом, объединение их логикой нашего взаимодействия с ребенком. При обдуманной организации силовые линии среды могут "вести" такого ребенка от одного занятия к другому и определять его действия в конкретном занятии.
Таким образом, при адекватной коррекционной работе, раннем ее начале, большая часть детей с расстройством аутистического спектра может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать, писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, и личностного развития.
Список используемых источников:
- Мнухин, С. С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей / С. С. Мнухин, А.Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка : хрестоматия : в 2 т. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. – М. : ЧеРо : Высш. шк. : Изд-во МГУ, 2002. – Т. 2. – С. 466–474.
- Минаева, А. Обучение школьников с тяжелой формой аутизма / А. Минаева // Здоровье детей. – 2012. – № 7/8. – С. 38–39.
- Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра : сб. норматив.-правовых материалов / сост.: Л. М. Беткер, А. Б. Григорян. – ХантыМансийск : РИО ИРО, 2011. – 76 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья: "Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников"
Научная статья по теме: Развитие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников.Глава 1 Теоретические основы исследования восприятия умственно отсталых дошкольников1.1. Психолого-педагогическа...
научная статья
Ручной труд в умственном развитии дошкольника...
Научнная статья
здоровье сберегающие технологии...
Статья "Современный подход в работе с детьми дошкольного возраста" в электронном сборнике научных статей "Инновации в образовательном пространстве :опыт, проблемы, перспективы"
Для воспитателей детских садов...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Опыт работы по проекту театрализованная деятельностьв ДО...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Содержание статьи...
Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума.
Наука и инновации-Современные концепции....