Мастер - класс для воспитателей
методическая разработка (младшая группа)

Трубецкая Вера Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

Мастер - класс для воспитателей

"Приобщение младших дошкольников

 к народному фольклору"

 

 

 

 

 

                                                                                    Воспитатели:

Трубецкая В.В. ,

 

 

 

 

 

Р.п. Сурское, 2018 г.

Цель: обобщение опыта  работы по ознакомлению младших дошкольников с народным фольклором как части нравственно - патриотического воспитания детей.

Задачи:

-познакомить с приемами ознакомления дошкольников с народным фольклором;

-продемонстрировать  народные и подвижные  игры с использованием потешек и закличек.

Оборудование: «Солнышко"  - воздушный шарик, мягкие погремушки, манная крупа, деревянный горшочек, большая деревянная ложка, одноразовые тарелки, металлофон, обручи.

Содержание мастер - класса:

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы работаем с детьми второй младшей группы.  В рамках реализации педагогического проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» мы широко использовали народный фольклор как один из способов ознакомления дошкольников с богатейшей русской народной культурой. Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает "народная мудрость". Использование закличек, считалок, пестушек, колыбельных песен, прибауток  - этих разновидностей  устного народного творчества особенно важно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Они звучат  как ласковый говорок, успокаивают ребенка. И наряду  с эстетическим наслаждением, ребенок  впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

И сегодня нам хотелось бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, с некоторыми приемами работы в данном направлении.

Воспитатель 1.

Посмотрите, какое солнышко к нам пришло в гости. Давайте встанем вокруг солнышка. (Двигательная гимнастика)

Солнышко, солнышко,    (руки округлые)
Красное ведрышко,
Высоко взойди,                   
(руки вверх)
Далеко посвети:                  (руки перед собой)
На темные лесочки,           (руки домиком)
На сырые борочки,            (присесть)
На речку, на поля,              (разводим руками)
На синие моря,                    (руки в замочек, волна руками)
На зеленый огород             (смотрим за спину, разводим руками)
И на весь народ.                  (показываем друг на друга)

А сейчас давайте присядем перед нашим солнышком и погреемся в его теплых и ласковых лучах. (все садятся).

Воспитатель. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно произнести  закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Воспитатель и участники поднимают руки к солнышку.

Воспитатель. Потрогайте, какое солнышко у нас стало  горячее. Такое горячее, что можно приготовить на нем кашу. Воспитатель ставит в центр солнышка горшочек с манной крупой, мешает и приговаривает:

Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!

Давайте попробуем, готова ли кашка. (Пробует) Нет, не готова. Мешает дальше:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!

А вот теперь готова каша. Прошу всех за стол!

Участники усаживаются за стол. (На столах одноразовые тарелки)

Воспитатель раскладывает в тарелки по ложке манной крупы и приговаривает:

Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребыши.

Этому дала, этому дала

И этому дала.
А этому нет ничего.
А ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

 

А пока детки кашку ели, на улице дождик пошел. (Воспитатель изображает на металлофоне капли дождя). Давайте покажем, как капает дождик: пальчики рисуют на манке точки.

Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Одевай сапожки.

А сейчас пальчиками рисуем дорожки:

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

  Разошелся дождик не на шутку. (Воспитатель усиливает ритм на металлофоне). Слегка приподнимаем манку и сыпем ее в тарелочки:

Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!

Намочил дождик землю и после дождика выросла травка большая да сочная:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

А пока дождик на улице шел, детки всю кашу съели:

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат:
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

Сорока по столу скакала

Со стола убирала.           (Воспитатель ссыпает крупу обратно в горшочек)

Воспитатель 2: Поели ребята, а теперь самое время поиграть - позабавится.

Воспитатель предлагает взять из тканевой сумочки по - мягкой погремушке и встать в круг друг за другом.

Дили-дили-дили-дили!-        (ходим по кругу и звеним погремушками)
Колокольчики звонили. 
Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики будили 
Всех жуков, пауков 
И весёлых мотыльков. 

Динь, день! Динь, день!    (делаем массаж друг другу на спине мягкими погремушками))
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат. 
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся. 
Динь, день! Динь, день!    
(гремим погремушками)
Не проспите новый день!

Наши веселые бубенцы разбудили всех вокруг. А теперь давайте покатаемся на карусели. Участники кладут погремушки на солнышко, берутся за руки и "катаются на карусели" со словами:

Мы катались на качелях,            (в одну сторону)

А теперь – на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Всё быстрее и бегом.

 

Снова, снова еле-еле                      ( в другую сторону)

В путь пустились карусели.

 А потом опять по кругу

 Подгоняли мы друг друга.

 Карусель остановите,                    (все медленнее)

 Не спешите, не спешите.

 Раз-два, раз-два,

 Вот и кончилась игра.

А сейчас мы поиграем в игру"Ай, гу - гу". Садитесь на стульчики.

Воспитатель, переходя от одного к другому, говорит: "Иду, иду, дружка себе найду!" Затем останавливается перед одним из участников. "Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе". Далее со словами: "Идем, идем, идем, дружка себе найдем! Постепенно все участники становятся в цепочку. Цепочка замыкается, получается круг. Все повторяют движения за воспитателем:

Ай, гу - гу, гу - гу, гу - гу,    (водят хоровод)

Не кружися на лугу.

На лугу - то лужица.            (качают головой)

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!               (показывают в центр)

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг -скок.       (прыгают)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!       (запрыгивают в обруч)

Ой, скорей помогите

Деток с лужи уберите!

 

Воспитатель предлагает быстрее выйти с лужи.

 

Воспитатель с солнышком в руках.

Воспитатель 1. Так детки разыгрались, что солнышку тоже захотелось с ними поиграть. Пальчики ставим в центр солнышка. На слова "малых ребят" пальчики нужно отдернуть.

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети, обогрей – 
Телят да ягнят, 
Ещё малых ребят.

Воспитатель 2. Наигрались детки, устали, а значит и отдохнуть пора. Дети ложатся на спину и отдыхают под слова:

Ночь пришла
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
Спи, сынок, до утра.
Будет пора,
Мы разбудим тебя.

Воспитатель 1. Отдохнули, ребятки? Славно мы повеселились, наигрались, нарезвились. А теперь наши ножки поведут нас в группу.

Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – в группу мы пошли!

Воспитатель 2. Благодарим за внимание. Надеюсь, что те приемы, которые мы сегодня продемонстрировали, по использованию народного фольклора в работе с младшими дошкольниками,  вам пригодятся, и вы будете применять их в своей работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Мастер - класс для воспитателей

"Приобщение младших дошкольников

 к народному фольклору"

                                                                                    Воспитатели:

Трубецкая В.В. ,

 

Р.п. Сурское, 2018 г.

Цель: обобщение опыта  работы по ознакомлению младших дошкольников с народным фольклором как части нравственно - патриотического воспитания детей.

Задачи:

-познакомить с приемами ознакомления дошкольников с народным фольклором;

-продемонстрировать  народные и подвижные  игры с использованием потешек и закличек.

Оборудование: «Солнышко"  - воздушный шарик, мягкие погремушки, манная крупа, деревянный горшочек, большая деревянная ложка, одноразовые тарелки, металлофон, обручи.

Содержание мастер - класса:

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы работаем с детьми второй младшей группы.  В рамках реализации педагогического проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» мы широко использовали народный фольклор как один из способов ознакомления дошкольников с богатейшей русской народной культурой. Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает "народная мудрость". Использование закличек, считалок, пестушек, колыбельных песен, прибауток  - этих разновидностей  устного народного творчества особенно важно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Они звучат  как ласковый говорок, успокаивают ребенка. И наряду  с эстетическим наслаждением, ребенок  впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

И сегодня нам хотелось бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, с некоторыми приемами работы в данном направлении.

Воспитатель 1.

Посмотрите, какое солнышко к нам пришло в гости. Давайте встанем вокруг солнышка. (Двигательная гимнастика)

Солнышко, солнышко,    (руки округлые)
Красное ведрышко,
Высоко взойди,                  
(руки вверх)
Далеко посвети:                  (руки перед собой)
На темные лесочки,           (руки домиком)
На сырые борочки,            (присесть)
На речку, на поля,              (разводим руками)
На синие моря,                    (руки в замочек, волна руками)
На зеленый огород             (смотрим за спину, разводим руками)
И на весь народ.                  (показываем друг на друга)

А сейчас давайте присядем перед нашим солнышком и погреемся в его теплых и ласковых лучах. (все садятся).

Воспитатель. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно произнести  закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Воспитатель и участники поднимают руки к солнышку.

Воспитатель. Потрогайте, какое солнышко у нас стало  горячее. Такое горячее, что можно приготовить на нем кашу. Воспитатель ставит в центр солнышка горшочек с манной крупой, мешает и приговаривает:

Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!

Давайте попробуем, готова ли кашка. (Пробует) Нет, не готова. Мешает дальше:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!

А вот теперь готова каша. Прошу всех за стол!

Участники усаживаются за стол. (На столах одноразовые тарелки)

Воспитатель раскладывает в тарелки по ложке манной крупы и приговаривает:

Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребыши.

Этому дала, этому дала

И этому дала.
А этому нет ничего.
А ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

А пока детки кашку ели, на улице дождик пошел. (Воспитатель изображает на металлофоне капли дождя). Давайте покажем, как капает дождик: пальчики рисуют на манке точки.

Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Одевай сапожки.

А сейчас пальчиками рисуем дорожки:

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

  Разошелся дождик не на шутку. (Воспитатель усиливает ритм на металлофоне). Слегка приподнимаем манку и сыпем ее в тарелочки:

Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!

Намочил дождик землю и после дождика выросла травка большая да сочная:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

А пока дождик на улице шел, детки всю кашу съели:

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат:
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

Сорока по столу скакала

Со стола убирала.           (Воспитатель ссыпает крупу обратно в горшочек)

Воспитатель 2: Поели ребята, а теперь самое время поиграть - позабавится.

Воспитатель предлагает взять из тканевой сумочки по - мягкой погремушке и встать в круг друг за другом.

Дили-дили-дили-дили!-        (ходим по кругу и звеним погремушками)
Колокольчики звонили. 
Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики будили 
Всех жуков, пауков 
И весёлых мотыльков. 

Динь, день! Динь, день!    (делаем массаж друг другу на спине мягкими погремушками))
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат. 
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся. 
Динь, день! Динь, день!     (гремим погремушками)
Не проспите новый день!

Наши веселые бубенцы разбудили всех вокруг. А теперь давайте покатаемся на карусели. Участники кладут погремушки на солнышко, берутся за руки и "катаются на карусели" со словами:

Мы катались на качелях,            (в одну сторону)

А теперь – на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Всё быстрее и бегом.

Снова, снова еле-еле                      ( в другую сторону)

В путь пустились карусели.

 А потом опять по кругу

 Подгоняли мы друг друга.

 Карусель остановите,                    (все медленнее)

 Не спешите, не спешите.

 Раз-два, раз-два,

 Вот и кончилась игра.

А сейчас мы поиграем в игру"Ай, гу - гу". Садитесь на стульчики.

Воспитатель, переходя от одного к другому, говорит: "Иду, иду, дружка себе найду!" Затем останавливается перед одним из участников. "Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе". Далее со словами: "Идем, идем, идем, дружка себе найдем! Постепенно все участники становятся в цепочку. Цепочка замыкается, получается круг. Все повторяют движения за воспитателем:

Ай, гу - гу, гу - гу, гу - гу,    (водят хоровод)

Не кружися на лугу.

На лугу - то лужица.            (качают головой)

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!               (показывают в центр)

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг -скок.       (прыгают)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!       (запрыгивают в обруч)

Ой, скорей помогите

Деток с лужи уберите!

Воспитатель предлагает быстрее выйти с лужи.

Воспитатель с солнышком в руках.

Воспитатель 1. Так детки разыгрались, что солнышку тоже захотелось с ними поиграть. Пальчики ставим в центр солнышка. На слова "малых ребят" пальчики нужно отдернуть.

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети, обогрей – 
Телят да ягнят, 
Ещё малых ребят.

Воспитатель 2. Наигрались детки, устали, а значит и отдохнуть пора. Дети ложатся на спину и отдыхают под слова:

Ночь пришла
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
Спи, сынок, до утра.
Будет пора,
Мы разбудим тебя.

Воспитатель 1. Отдохнули, ребятки? Славно мы повеселились, наигрались, нарезвились. А теперь наши ножки поведут нас в группу.

Вот как мы шагаем – посмотри!
Ножки поднимаем – раз, два, три!
Как шагают ножки – топ, топ, топ!
Прямо по дорожке – в группу мы пошли!

Воспитатель 2. Благодарим за внимание. Надеюсь, что те приемы, которые мы сегодня продемонстрировали, по использованию народного фольклора в работе с младшими дошкольниками,  вам пригодятся, и вы будете применять их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....