Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе
консультация на тему

Инновационная деятельность педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе:

Использование в учебно-воспитательной деятельности новаций в области методики дошкольного обучения и воспитания

п/п

Современные

образовательные

технологии,

внедряемые

педагогом

       Цель применения

      Результат применения

1

Педагогические технологии «Сказочные лабиринты-игры В.В. Воскобовича»

Развитие у детей мышления, творческих способностей, познавательного интереса, любознательности.

Развитие у детей логического мышления, речи, памяти, концентрации внимания, умения анализировать и сравнивать, исследовательской деятельности и творческого потенциала.

2

ТРИЗ технология

Развитие у детей творческого и аналитического мышления, познавательной активности, памяти.

У дошкольников формируются навыки поиска информации, моделирования, построения гипотез, элементарного экспериментирования и рефлексии. развивается речь, аналитическое мышление.

3

Международный образовательный проект «Сказкотека» (сказки России – детям России и Германии)

Приобщение детей к русской национальной культуре путём приобщения к сказкам, с использованием игровых, экспериментальных, творческих и исследовательских заданий.

Углубление комплексного и эстетического восприятия детьми окружающего мира. Совместное участие в проекте детей и родителей; сплочение детско-родительского коллектива. Развитие творческих и познавательных способностей детей.

4

Метод проектно-исследовательской деятельности

Развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, выдвижение гипотез). Самореализация и рефлексия через проживание «ситуации успеха». Развитие осознания значимости коллективной работы, совместной деятельности

У детей развиваются познавательные способности, творческое мышление, любознательность, память, самостоятельность в решении практических задач и проблем, умение ориентироваться в информационном пространстве.  Повышается интерес к совместной работе со взрослыми

5

Технология детского экспериментирования

Развитие творческой направленности дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности

В результате применения технологии дети активно овладевают знаниями и умениями, у них формируются творческие способности и компетенции, позволяющие применять полученные знания в практической деятельности

6

Технология театрализованной деятельности

Развитие речи и творческих способностей детей; нравственно-духовное развитие.

У детей развиваются творческие и коммуникативные способности, пантомимика, нравственно-эмоциональная сфера, звуковая культура речи, пополняется словарный запас, появляется интерес к литературным произведениям, театру. Дети приобщаются к духовным истокам своей Родины

Использование в воспитательной деятельности новаций в области дошкольной педагогики и психологии

п/п

Наименование инновационной методики, технологии, иной новации

Область совершенствова-ния воспитательной деятельности на основе использования данной новации

В каких группах применяется

Краткое обоснование выбора

С какого года приме-няется

Успешность реализации

1

Образователь-ная кинезиология

(наука о структуре движения во взаимосвязи с функцирова-нием мозга)

Использование специальных упражнений помогает рационально распределять время в непосредственной образовательной деятельности, снимать умственное напряжение, концентрировать внимание.

Во всех возраст-ных группах

Использование этого метода способствует формированию интеллектуальных способностей, сохранению психологического здоровья детей.

2010 г.

Наблюдается качественная положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей

2

Здоровье-сберегающие технологии

Использование данных мониторинга состояния здоровья, учёт особенностей возрастного развития ребёнка, использование разнообразных видов здоровьесберегаю-щей деятельности.

Во всех возраст-ных группах

Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интел-лектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

2008 г.

Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей. Предупрежде-ние перегрузок и преждевре-менного утомления. Рациональ-ность организации НОД.

Применение современных информационно-коммуникативных технологий

Компетенция

Инструментарий

Адрес электронной почты, используемый в работе.

ZabotinaLP@yandex.ru

Адрес страницы (страниц) социальной сети, блога, сайта, используемых педагогическим работником в работе (знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

doshvozrast.ru, viki.rdf.ru, nsportal.ru. pedsovet.ru, ped-kopilka.ru, vospitateljam.ru, dohcolonoc.ru и др.

Компьютерные программы, используемые для подготовки материалов (создание презентаций для занятий с детьми, семинаров; оформление групповой документации, отчётов.)

Open Office, Power Point, Microsoft Office word 2007, Windows Movie Maker, Excel

Используемое в образовательном процессе техническое обеспечение (компьютеры, проекторы и т.д.

Мультимедийное оборудование, ноутбук, интерактивная доска, веб-камера

Использование средств ИКТ для планирования и анализа образовательного процесса (ведение документации, анализ информации и др.)

Сбор, хранение, систематизация и использование информации, планирования работы, ведение документации в электронном виде.

Использование средств ИКТ для фиксации промежуточных результатов, их рецензирования в электронной форме, анализа достижений воспитанников.

Проведение и фиксация результатов обследования знаний и умений дошкольников на электронных носителях.

Использование технических средств (проектор, компьютер, интерактивная доска и пр.) в процессе образовательной деятельности.

Ежедневное использование мультимедийного оборудования в образовательной деятельности для показа познавательного иллюстративного материала, внедрения развивающих игр, интерактивных компьютерных программ.

Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учёта индивидуальных особенностей одарённых детей и/или детей, проявляющих стойкий интерес к занятиям

п/п

       Форма работы

Возраст воспитан-ников

Периодичность

     Результаты

1

Анализ успехов и достижений детей, диагностика потенциальных возможностей.

3-7 лет

2-3 раза в год

Выявление одарённых и талантливых детей.

2

Помощь детям в самореализации их направленности.

3-7 лет

регулярно

Создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, участие в интеллектуальных и речевых играх, творческих конкурсах.

3

Контроль над развитием познавательной деятельности.

3-7 лет

регулярно

Тематический контроль знаний в рамках образовательной деятельности, обязательное участие одарённых и талантливых детей в конкурсах.

4

Поощрение детей

3-7 лет

По мере проявления

Награды, призы – стимул для дальнейшего проявления индивидуальных особенностей.

5

Работа с родителями

3-7 лет

регулярно

Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одарённого (или проявляющего стойкий интерес к занятиям) ребёнка, совместная деятельность ребёнка и родителей.

Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учёта индивидуальных особенностей детей, имеющих проблемы в обучении (воспитании) и/или  с ограниченными возможностями здоровья

п/п

Проблемы

Форма работы

Периодичность

Результаты

1

Адаптационный период

Игра, беседа, индивидуальная работа с ребёнком; консультации с психологом; беседы с родителями.

Ежедневно

По мере необходимости.

Ежедневно

Быстрое и максимально безболезненное привыкание ребёнка к детскому саду.

2

Гиперактивность

Настольные игры, поручения, смена видов деятельности.

Ежедневно

Дети становятся более уравновешенными, спокойными и внимательными.

3

Слабое развитие мелкой моторики рук

Индивидуальная работа с ребёнком, игра, упражнения на развитие мелкой моторики..

Ежедневно

Укрепляется мускулатура кистей рук.

4

Особенности развития леворуких детей

Индивидуальная работа

Регулярно

Развитие координации движений, внимания и технических навыков владения кистью, карандашами и ножницами.

Использование здоровьесберегающих компонентов в образовании

п/п

Здоровьесберегающий компонент

Периодичность использования

Краткое обоснование выбора

1

Организация здоровьесберегающей среды

«Тропа здоровья», «Ниша покоя»

Ежедневно

В группе используется динамичность цвета, не допускается зрительное утомление через визуальную среду, создан уголок психоразгрузки, релаксации.

2

Эмоциональная организация воспитательного процесса

Ежедневно

Артистизм воспитателей даёт положительные эмоции детям, предотвращает невротические проявления и снимает тревожность.

3

Двигательная активность в течение дня

Ежедневно в НОД и прогулках

Подвижные игры, физминутки, упражнения.

4

Закаливающие процедуры

Ежедневно

Закаливание организма детей: воздушные и водные процедуры, полоскание горла водой, хождение по массажным дорожкам.

5

Дыхательная, звуковая, артикуляционная гимнастика

Ежедневно, после сна

Для развития лёгких, работы сердца, головного мозга, артикуляционного аппарата, укрепления нервной системы.

6

Точечный массаж

Ежедневно, после сна

Профилактика простудных заболеваний, расслабление.

7

Психогимнастика

Ежедневно

Для укрепления нервной системы.

8

Релаксация и игровая медитация

Ежедневно

Расслабление мышц лица и тела.

9

Соблюдение правил личной гигиены

Ежедневно

Поддержание чистоты тела, рук, ног, лица.

10

Одежда и обувь по сезону.

Соблюдение питьевого режима.

Ежедневно

Соблюдать одежду и обувь по сезону, питьевой режим.

11

Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки.

Ежедневно

Для развития физических качеств и двигательных способностей.

Совершенствование методов дошкольного обучения и воспитания, инновационная деятельность:

Совершенствование среды развития ребёнка, создание условий для продуктивной деятельности

п/п

Вид деятельности.

     Продукт.

Область применения. Предназначение.

1

Подбор методической литературы по различным направлениям программы и видам деятельности.

При планировании образовательной и воспитательной работы с детьми, при организации различных видов деятельности детей, в работе с родителями. Развитие познавательной сферы деятельности детей.

2

Создание каталогов дидактического материала (паспорт группы) по различным видам деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность по различным видам деятельности, информационные стенды для родителей, работа с родителями, организация досугов и развлечений

3

Создание банка развивающих игр В.В. Воскобовича.

Непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная речевая деятельность, индивидуальная работа.

4

Оформление дидактических игр по развитию речи.

Совместная деятельность, индивидуальная работа, игровая деятельность. Совершенствование речемыслительной деятельности детей.

5

Художественно-изобразительный музей «Народные умельцы»

Свободная самостоятельная художественная деятельность детей, непосредственно-образовательная деятельность. Развитие творческой активности, образного мышления. Формируется познавательный устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

6

Создание презентаций, видеоматериалов по различным видам деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность, досуг. Работа с родителями. Развитие познавательной активности детей, закрепление знаний.

7

Создание театральной мини-студии с разнообразными видами театров.

В непосредственно-образовательной деятельности, в свободном детском творчестве. В играх-драматизациях, режиссёрских играх. Развитие творчества, артистизма, связной речи, мышления, воображения, мелкой моторики.

8

Создание условий для сюжетно-ролевых игр, внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских).

Самостоятельная деятельность детей. Развитие воображения и навыков общения детей в процессе игровой деятельности.

9

Оборудование центра экспериментирования.

Непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность. Происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие; совершенствуются произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

10

Создание уголка «Хуторок»

В непосредственно-образовательной деятельности, театральной деятельности, самостоятельной деятельности детей.

11

Стол-планшет для рисования песком.

Как средство арт-терапии, с помощью которого можно выразить свои чувства и эмоции без слов. Для развития мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения. Используется в свободной деятельности детей.

Творческая(инновационная) деятельность

п/п

         Продукт

Собственная разработка, либо модификация

Область применения. Предназначение.

1

Проект «Формирование здорового образа жизни»

Модификация и собственная разработка

Для работы с детьми 4-5 лет. Воспитание стремления детей к здоровому образу жизни.

2

Проект «Путешествие по сказкам»

Собственная

Для работы с детьми 4-5 лет. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей с русским народными сказками.

3

Составление сценариев к русским народным сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и к сказке  «Красная шапочка».

Собственная

Для работы с детьми 3-6 лет. Драматизация сказок для детей. В организации развлечений, показа спектаклей родителям, педагогам, детям других групп детского сада.

4

Разработка программы дополнительного образования «Жили-были…» по развитию творческих способностей детей средствами художественной литературы и театрализованной деятельности.

Собственная

Для работы с детьми 3-7 лет. В кружковой работе, в занятиях, развлечениях, в индивидуальной работе с детьми и совместной деятельности воспитателя с детьми. Развитие у детей творческих способностей, коммуникативных качеств, артистизма, диалоговой речи.

5

Разработка анкет для родителей по разным видам деятельности.

Модификация и собственная разработка.

Работа с родителями. Взаимодействие ДОУ и семьи.

Участие в опытно-экспериментальной деятельности

Тема опытно-эксперименталь-ной деятельности

Вид инновации

Возраст-ная группа

С какого года применя-ется

Краткое обоснование выбора

       Результат

«Формирование творческих способностей детей через выразительное движение»

Развитие образно-пластического творчества на основе обучения детей языку выразительных движений.

3-7 лет

2008 г.

Развиваются творческие способности детей, невербальное (несловесное) общение, активизируется желание детей участвовать в разыгрывании эпизодов художественных произведений.

Дети в творческих заданиях самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют фрагменты исполнительской выразительности.

Качество содержания и активность проведения дополнительных занятий и воспитательных мероприятий

п/п

Форма

работы

Название кружка, мероприятия и т.п.

Цели и задачи

Коли-чество часов

Возраст детей

Охват воспитанников

(%)

Оценка результативности

1

Кружок по театрали-зованной деятельности

«Жили-были…»

Приобщение детей к театральной культуре, формирование художественно-эстетического вкуса. Нравственное воспитание. Развитие творческих способностей, связной речи, коммуникативных качеств, мимики и пантомимики.

1 раз в неделю

3-7 лет

100%

Сформированы навыки выразительного движения, интонационной выразительности, коммуникативности, партнёрства.

2

Совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования.

«Осень в гости к нам пришла», «День матери», «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества», «Масленица», «Женский день», «День космонавтики», «День Победы», «День защиты детей», «Наши именинники», «Папа, мама, я – дружная семья».

Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоциональной устойчивости, творческой активности, самостоятельности, развитие связной речи.

1 раз в месяц

3-7 лет

100%

Способствуют объединению детей, родителей и педагогов, воспитанию патриотизма и устойчивого интереса к русской культуре. Развивают творческую активность, инициативу.

3

Тематические экскурсии

«Музей янтаря», «Музей мирово-го океана», «Музы-кальный театр»,  «Ботанический сад», «Худо-жественная галерея», «Историко-художе-ствен-ный музей», «Музей «Блин-даж», «Пожарная часть»,  «Музей «Вальдавский замок», «Библиотека имени А.П. Гайдара», «Произ-водство воды «Айс-берг »

Привитие детям любви и интереса к родному городу, к его истории и культуре, природе. Знакомство с произведениями искусства. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, уважение к труду взрослых.

Регулярно

4-7 лет

100%

Расширяются и обогащаются знания детей об искусстве, истории и культуре родного края. Развивается художественный вкус детей.

Взаимодействие с родителями, другими педагогами, работающими с воспитанниками аттестуемого:

п/п

  Формы  работы

       Цель

Периодичность

  Адресат

Результатив-ность

1

Родительские собрания

Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности.

3 раза

в год

Родители группы

Повысился уровень педагогической культуры родителей.

2

Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы.

Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности.

1 раз в месяц

Родители группы, специалисты.

Выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания с детьми, умения находить выход из трудных ситуаций.

3

Консультации

Совместное развитие у детей творческих способностей по различным видам деятельности; определение особенностей умственного и психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени.

Один раз в месяц

Родители группы.

Личностно-ориентированный подход к организации воспитания, обучения и развития ребёнка.

4

Индивидуальные беседы

Информация о пребывании ребёнка в ДОУ, его успехи и проблемы.

По желанию.

Родители группы

Выработка единой системы воспитания.

5

Организация консультаций специалистов

Оказание помощи в возникшей проблеме.

По желанию

Родители группы

Личностно-ориентированный подход к организации воспитания, обучения и развития ребёнка.

6

Посещение открытых мероприятий

Ввести родителей в развивающее игровое пространство, как равноправных субъектов.

2 раза в год

Родители группы

Решение вопросов перспективного развития ребёнка.

7

Сопровождение экскурсий

Обеспечение безопасного проведения мероприятия.

По мере проведения

Родители группы

Обеспечение безопасного проведения мероприятия.

8

Выставки совместных работ родителей и детей

Создание ситуаций межличностного общения родителей с ребёнком.

1 раз в квартал

Дети и родители группы

Атмосфера общности интересов детей и родителей, эмоциональный комфорт в семье.

9

Анкетирование

Выявление проблем, запросов, пожеланий по теме анкетирования.

По мере необходимости

Родители группы

Выявлены проблемы, пожелания родителей. Выработка единой системы воспитания, решения вопросов в различных видах деятельности ДОУ.

10

Информационно-наглядный материал

Информационно-просветительская работа в родительской среде.

Постоянно

Родители группы

Информационно-просветительская работа в родительской среде.

11

Обсуждение и обеспечение дидактической наполняемости группы

Обеспечение педагогического процесса.

1 раз в год

Родители группы

Обеспечение педагогического процесса.

12

Совместные вечера отдыха и праздники с родителями

Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности, выявление и развитие творческого потенциала детей и родителей.

Периодически

Родители, дети, педагоги

Атмосфера эмоционального комфорта, развитие творческого потенциала детей.

13

Консультации с педагогом-психологом

Создание условий для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях. Психологическое сопровождение индивидуального воспитательно-образовательного маршрута.

Периодически

Педагог-психолог, родители

Психологический комфорт детей в семье и ДОУ.

14

Совместная деятельность воспитателя, родителей и логопеда

Коррекционная помощь ребёнку с нарушениями речи.

Регулярно

Логопед, родители

Улучшение звукопроизношения, навыки звукового анализа слов, овладение словарным запасом. Дети хорошо понимают значения слов и активно используют в речи.

15

Совместное с педагогом по физической культуре проведение занятий, развлечений, соревнований

Укрепление здоровья детей, их полноценное развитие, оптимизация двигательной активности. Учёт разного уровня двигательных качеств детей, дифференцированное отношение, гибкость в поборе двигательных заданий.

Регулярно

Педагог по физической культуре

Положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ.

16

Совместное с музыкальным руководителем проведение занятий, праздников, развлечений.

Музыкальное развитие детей. Углубление музыкальных впечатлений детей путём прослушивания музыкальных произведений. Привлечение детей к творческим играм. Использование музыкальных умений и навыков в других видах деятельности.  

Регулярно

Музыкальный руководитель

Совместная деятельность в проводимых мероприятиях детей, родителей и педагога. Развитие творческих способностей детей. Включение музыкального сопровождения в занятия и режимные моменты.

17

Уголок для родителей «Для вас, родители!»

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и обучении детей. Сохраниние их психического и физического здоровья.

Постоянно

Родители группы

Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.

Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных   образовательных технологий и методик....

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик

Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...

Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе

Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре

Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий,  методик ...

на 1 категорию .использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методики методик.

на 1 категорию .использование в образовательном процессе  современных образовательных технологий и методики методик....