Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе
консультация на тему
Инновационная деятельность педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_i_metodik_v_uchebno.docx | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе:
Использование в учебно-воспитательной деятельности новаций в области методики дошкольного обучения и воспитания
№ п/п | Современные образовательные технологии, внедряемые педагогом | Цель применения | Результат применения |
1 | Педагогические технологии «Сказочные лабиринты-игры В.В. Воскобовича» | Развитие у детей мышления, творческих способностей, познавательного интереса, любознательности. | Развитие у детей логического мышления, речи, памяти, концентрации внимания, умения анализировать и сравнивать, исследовательской деятельности и творческого потенциала. |
2 | ТРИЗ технология | Развитие у детей творческого и аналитического мышления, познавательной активности, памяти. | У дошкольников формируются навыки поиска информации, моделирования, построения гипотез, элементарного экспериментирования и рефлексии. развивается речь, аналитическое мышление. |
3 | Международный образовательный проект «Сказкотека» (сказки России – детям России и Германии) | Приобщение детей к русской национальной культуре путём приобщения к сказкам, с использованием игровых, экспериментальных, творческих и исследовательских заданий. | Углубление комплексного и эстетического восприятия детьми окружающего мира. Совместное участие в проекте детей и родителей; сплочение детско-родительского коллектива. Развитие творческих и познавательных способностей детей. |
4 | Метод проектно-исследовательской деятельности | Развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, выдвижение гипотез). Самореализация и рефлексия через проживание «ситуации успеха». Развитие осознания значимости коллективной работы, совместной деятельности | У детей развиваются познавательные способности, творческое мышление, любознательность, память, самостоятельность в решении практических задач и проблем, умение ориентироваться в информационном пространстве. Повышается интерес к совместной работе со взрослыми |
5 | Технология детского экспериментирования | Развитие творческой направленности дошкольников посредством познавательно- исследовательской деятельности | В результате применения технологии дети активно овладевают знаниями и умениями, у них формируются творческие способности и компетенции, позволяющие применять полученные знания в практической деятельности |
6 | Технология театрализованной деятельности | Развитие речи и творческих способностей детей; нравственно-духовное развитие. | У детей развиваются творческие и коммуникативные способности, пантомимика, нравственно-эмоциональная сфера, звуковая культура речи, пополняется словарный запас, появляется интерес к литературным произведениям, театру. Дети приобщаются к духовным истокам своей Родины |
Использование в воспитательной деятельности новаций в области дошкольной педагогики и психологии
№ п/п | Наименование инновационной методики, технологии, иной новации | Область совершенствова-ния воспитательной деятельности на основе использования данной новации | В каких группах применяется | Краткое обоснование выбора | С какого года приме-няется | Успешность реализации |
1 | Образователь-ная кинезиология (наука о структуре движения во взаимосвязи с функцирова-нием мозга) | Использование специальных упражнений помогает рационально распределять время в непосредственной образовательной деятельности, снимать умственное напряжение, концентрировать внимание. | Во всех возраст-ных группах | Использование этого метода способствует формированию интеллектуальных способностей, сохранению психологического здоровья детей. | 2010 г. | Наблюдается качественная положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей |
2 | Здоровье-сберегающие технологии | Использование данных мониторинга состояния здоровья, учёт особенностей возрастного развития ребёнка, использование разнообразных видов здоровьесберегаю-щей деятельности. | Во всех возраст-ных группах | Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интел-лектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. | 2008 г. | Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей. Предупрежде-ние перегрузок и преждевре-менного утомления. Рациональ-ность организации НОД. |
Применение современных информационно-коммуникативных технологий
Компетенция | Инструментарий |
Адрес электронной почты, используемый в работе. | ZabotinaLP@yandex.ru |
Адрес страницы (страниц) социальной сети, блога, сайта, используемых педагогическим работником в работе (знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. | doshvozrast.ru, viki.rdf.ru, nsportal.ru. pedsovet.ru, ped-kopilka.ru, vospitateljam.ru, dohcolonoc.ru и др. |
Компьютерные программы, используемые для подготовки материалов (создание презентаций для занятий с детьми, семинаров; оформление групповой документации, отчётов.) | Open Office, Power Point, Microsoft Office word 2007, Windows Movie Maker, Excel |
Используемое в образовательном процессе техническое обеспечение (компьютеры, проекторы и т.д. | Мультимедийное оборудование, ноутбук, интерактивная доска, веб-камера |
Использование средств ИКТ для планирования и анализа образовательного процесса (ведение документации, анализ информации и др.) | Сбор, хранение, систематизация и использование информации, планирования работы, ведение документации в электронном виде. |
Использование средств ИКТ для фиксации промежуточных результатов, их рецензирования в электронной форме, анализа достижений воспитанников. | Проведение и фиксация результатов обследования знаний и умений дошкольников на электронных носителях. |
Использование технических средств (проектор, компьютер, интерактивная доска и пр.) в процессе образовательной деятельности. | Ежедневное использование мультимедийного оборудования в образовательной деятельности для показа познавательного иллюстративного материала, внедрения развивающих игр, интерактивных компьютерных программ. |
Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учёта индивидуальных особенностей одарённых детей и/или детей, проявляющих стойкий интерес к занятиям
№ п/п | Форма работы | Возраст воспитан-ников | Периодичность | Результаты |
1 | Анализ успехов и достижений детей, диагностика потенциальных возможностей. | 3-7 лет | 2-3 раза в год | Выявление одарённых и талантливых детей. |
2 | Помощь детям в самореализации их направленности. | 3-7 лет | регулярно | Создание ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, участие в интеллектуальных и речевых играх, творческих конкурсах. |
3 | Контроль над развитием познавательной деятельности. | 3-7 лет | регулярно | Тематический контроль знаний в рамках образовательной деятельности, обязательное участие одарённых и талантливых детей в конкурсах. |
4 | Поощрение детей | 3-7 лет | По мере проявления | Награды, призы – стимул для дальнейшего проявления индивидуальных особенностей. |
5 | Работа с родителями | 3-7 лет | регулярно | Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одарённого (или проявляющего стойкий интерес к занятиям) ребёнка, совместная деятельность ребёнка и родителей. |
Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учёта индивидуальных особенностей детей, имеющих проблемы в обучении (воспитании) и/или с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Проблемы | Форма работы | Периодичность | Результаты |
1 | Адаптационный период | Игра, беседа, индивидуальная работа с ребёнком; консультации с психологом; беседы с родителями. | Ежедневно По мере необходимости. Ежедневно | Быстрое и максимально безболезненное привыкание ребёнка к детскому саду. |
2 | Гиперактивность | Настольные игры, поручения, смена видов деятельности. | Ежедневно | Дети становятся более уравновешенными, спокойными и внимательными. |
3 | Слабое развитие мелкой моторики рук | Индивидуальная работа с ребёнком, игра, упражнения на развитие мелкой моторики.. | Ежедневно | Укрепляется мускулатура кистей рук. |
4 | Особенности развития леворуких детей | Индивидуальная работа | Регулярно | Развитие координации движений, внимания и технических навыков владения кистью, карандашами и ножницами. |
Использование здоровьесберегающих компонентов в образовании
№ п/п | Здоровьесберегающий компонент | Периодичность использования | Краткое обоснование выбора |
1 | Организация здоровьесберегающей среды «Тропа здоровья», «Ниша покоя» | Ежедневно | В группе используется динамичность цвета, не допускается зрительное утомление через визуальную среду, создан уголок психоразгрузки, релаксации. |
2 | Эмоциональная организация воспитательного процесса | Ежедневно | Артистизм воспитателей даёт положительные эмоции детям, предотвращает невротические проявления и снимает тревожность. |
3 | Двигательная активность в течение дня | Ежедневно в НОД и прогулках | Подвижные игры, физминутки, упражнения. |
4 | Закаливающие процедуры | Ежедневно | Закаливание организма детей: воздушные и водные процедуры, полоскание горла водой, хождение по массажным дорожкам. |
5 | Дыхательная, звуковая, артикуляционная гимнастика | Ежедневно, после сна | Для развития лёгких, работы сердца, головного мозга, артикуляционного аппарата, укрепления нервной системы. |
6 | Точечный массаж | Ежедневно, после сна | Профилактика простудных заболеваний, расслабление. |
7 | Психогимнастика | Ежедневно | Для укрепления нервной системы. |
8 | Релаксация и игровая медитация | Ежедневно | Расслабление мышц лица и тела. |
9 | Соблюдение правил личной гигиены | Ежедневно | Поддержание чистоты тела, рук, ног, лица. |
10 | Одежда и обувь по сезону. Соблюдение питьевого режима. | Ежедневно | Соблюдать одежду и обувь по сезону, питьевой режим. |
11 | Профилактика и коррекция плоскостопия и нарушения осанки. | Ежедневно | Для развития физических качеств и двигательных способностей. |
Совершенствование методов дошкольного обучения и воспитания, инновационная деятельность:
Совершенствование среды развития ребёнка, создание условий для продуктивной деятельности
№ п/п | Вид деятельности. Продукт. | Область применения. Предназначение. |
1 | Подбор методической литературы по различным направлениям программы и видам деятельности. | При планировании образовательной и воспитательной работы с детьми, при организации различных видов деятельности детей, в работе с родителями. Развитие познавательной сферы деятельности детей. |
2 | Создание каталогов дидактического материала (паспорт группы) по различным видам деятельности. | Непосредственно-образовательная деятельность по различным видам деятельности, информационные стенды для родителей, работа с родителями, организация досугов и развлечений |
3 | Создание банка развивающих игр В.В. Воскобовича. | Непосредственно-образовательная деятельность, самостоятельная речевая деятельность, индивидуальная работа. |
4 | Оформление дидактических игр по развитию речи. | Совместная деятельность, индивидуальная работа, игровая деятельность. Совершенствование речемыслительной деятельности детей. |
5 | Художественно-изобразительный музей «Народные умельцы» | Свободная самостоятельная художественная деятельность детей, непосредственно-образовательная деятельность. Развитие творческой активности, образного мышления. Формируется познавательный устойчивый интерес к изобразительной деятельности. |
6 | Создание презентаций, видеоматериалов по различным видам деятельности. | Непосредственно-образовательная деятельность, досуг. Работа с родителями. Развитие познавательной активности детей, закрепление знаний. |
7 | Создание театральной мини-студии с разнообразными видами театров. | В непосредственно-образовательной деятельности, в свободном детском творчестве. В играх-драматизациях, режиссёрских играх. Развитие творчества, артистизма, связной речи, мышления, воображения, мелкой моторики. |
8 | Создание условий для сюжетно-ролевых игр, внесение новых атрибутов, персонажей, обогащение зоны творческих игр (театрализованных, строительно-конструкторских). | Самостоятельная деятельность детей. Развитие воображения и навыков общения детей в процессе игровой деятельности. |
9 | Оборудование центра экспериментирования. | Непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность. Происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие; совершенствуются произвольное поведение, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению. |
10 | Создание уголка «Хуторок» | В непосредственно-образовательной деятельности, театральной деятельности, самостоятельной деятельности детей. |
11 | Стол-планшет для рисования песком. | Как средство арт-терапии, с помощью которого можно выразить свои чувства и эмоции без слов. Для развития мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения. Используется в свободной деятельности детей. |
Творческая(инновационная) деятельность
№ п/п | Продукт | Собственная разработка, либо модификация | Область применения. Предназначение. |
1 | Проект «Формирование здорового образа жизни» | Модификация и собственная разработка | Для работы с детьми 4-5 лет. Воспитание стремления детей к здоровому образу жизни. |
2 | Проект «Путешествие по сказкам» | Собственная | Для работы с детьми 4-5 лет. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей с русским народными сказками. |
3 | Составление сценариев к русским народным сказкам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Снегурочка» и к сказке «Красная шапочка». | Собственная | Для работы с детьми 3-6 лет. Драматизация сказок для детей. В организации развлечений, показа спектаклей родителям, педагогам, детям других групп детского сада. |
4 | Разработка программы дополнительного образования «Жили-были…» по развитию творческих способностей детей средствами художественной литературы и театрализованной деятельности. | Собственная | Для работы с детьми 3-7 лет. В кружковой работе, в занятиях, развлечениях, в индивидуальной работе с детьми и совместной деятельности воспитателя с детьми. Развитие у детей творческих способностей, коммуникативных качеств, артистизма, диалоговой речи. |
5 | Разработка анкет для родителей по разным видам деятельности. | Модификация и собственная разработка. | Работа с родителями. Взаимодействие ДОУ и семьи. |
Участие в опытно-экспериментальной деятельности
Тема опытно-эксперименталь-ной деятельности | Вид инновации | Возраст-ная группа | С какого года применя-ется | Краткое обоснование выбора | Результат |
«Формирование творческих способностей детей через выразительное движение» | Развитие образно-пластического творчества на основе обучения детей языку выразительных движений. | 3-7 лет | 2008 г. | Развиваются творческие способности детей, невербальное (несловесное) общение, активизируется желание детей участвовать в разыгрывании эпизодов художественных произведений. | Дети в творческих заданиях самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют фрагменты исполнительской выразительности. |
Качество содержания и активность проведения дополнительных занятий и воспитательных мероприятий
№ п/п | Форма работы | Название кружка, мероприятия и т.п. | Цели и задачи | Коли-чество часов | Возраст детей | Охват воспитанников (%) | Оценка результативности |
1 | Кружок по театрали-зованной деятельности | «Жили-были…» | Приобщение детей к театральной культуре, формирование художественно-эстетического вкуса. Нравственное воспитание. Развитие творческих способностей, связной речи, коммуникативных качеств, мимики и пантомимики. | 1 раз в неделю | 3-7 лет | 100% | Сформированы навыки выразительного движения, интонационной выразительности, коммуникативности, партнёрства. |
2 | Совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования. | «Осень в гости к нам пришла», «День матери», «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества», «Масленица», «Женский день», «День космонавтики», «День Победы», «День защиты детей», «Наши именинники», «Папа, мама, я – дружная семья». | Создание благоприятной психологической атмосферы, эмоциональной устойчивости, творческой активности, самостоятельности, развитие связной речи. | 1 раз в месяц | 3-7 лет | 100% | Способствуют объединению детей, родителей и педагогов, воспитанию патриотизма и устойчивого интереса к русской культуре. Развивают творческую активность, инициативу. |
3 | Тематические экскурсии | «Музей янтаря», «Музей мирово-го океана», «Музы-кальный театр», «Ботанический сад», «Худо-жественная галерея», «Историко-художе-ствен-ный музей», «Музей «Блин-даж», «Пожарная часть», «Музей «Вальдавский замок», «Библиотека имени А.П. Гайдара», «Произ-водство воды «Айс-берг » | Привитие детям любви и интереса к родному городу, к его истории и культуре, природе. Знакомство с произведениями искусства. Воспитание бережного отношения к окружающему миру, уважение к труду взрослых. | Регулярно | 4-7 лет | 100% | Расширяются и обогащаются знания детей об искусстве, истории и культуре родного края. Развивается художественный вкус детей. |
Взаимодействие с родителями, другими педагогами, работающими с воспитанниками аттестуемого:
№ п/п | Формы работы | Цель | Периодичность | Адресат | Результатив-ность |
1 | Родительские собрания | Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности. | 3 раза в год | Родители группы | Повысился уровень педагогической культуры родителей. |
2 | Семинары-практикумы, тренинги, круглые столы. | Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности. | 1 раз в месяц | Родители группы, специалисты. | Выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания с детьми, умения находить выход из трудных ситуаций. |
3 | Консультации | Совместное развитие у детей творческих способностей по различным видам деятельности; определение особенностей умственного и психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени. | Один раз в месяц | Родители группы. | Личностно-ориентированный подход к организации воспитания, обучения и развития ребёнка. |
4 | Индивидуальные беседы | Информация о пребывании ребёнка в ДОУ, его успехи и проблемы. | По желанию. | Родители группы | Выработка единой системы воспитания. |
5 | Организация консультаций специалистов | Оказание помощи в возникшей проблеме. | По желанию | Родители группы | Личностно-ориентированный подход к организации воспитания, обучения и развития ребёнка. |
6 | Посещение открытых мероприятий | Ввести родителей в развивающее игровое пространство, как равноправных субъектов. | 2 раза в год | Родители группы | Решение вопросов перспективного развития ребёнка. |
7 | Сопровождение экскурсий | Обеспечение безопасного проведения мероприятия. | По мере проведения | Родители группы | Обеспечение безопасного проведения мероприятия. |
8 | Выставки совместных работ родителей и детей | Создание ситуаций межличностного общения родителей с ребёнком. | 1 раз в квартал | Дети и родители группы | Атмосфера общности интересов детей и родителей, эмоциональный комфорт в семье. |
9 | Анкетирование | Выявление проблем, запросов, пожеланий по теме анкетирования. | По мере необходимости | Родители группы | Выявлены проблемы, пожелания родителей. Выработка единой системы воспитания, решения вопросов в различных видах деятельности ДОУ. |
10 | Информационно-наглядный материал | Информационно-просветительская работа в родительской среде. | Постоянно | Родители группы | Информационно-просветительская работа в родительской среде. |
11 | Обсуждение и обеспечение дидактической наполняемости группы | Обеспечение педагогического процесса. | 1 раз в год | Родители группы | Обеспечение педагогического процесса. |
12 | Совместные вечера отдыха и праздники с родителями | Обеспечение преемственности в работе ДОУ, семьи, общественности, выявление и развитие творческого потенциала детей и родителей. | Периодически | Родители, дети, педагоги | Атмосфера эмоционального комфорта, развитие творческого потенциала детей. |
13 | Консультации с педагогом-психологом | Создание условий для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях. Психологическое сопровождение индивидуального воспитательно-образовательного маршрута. | Периодически | Педагог-психолог, родители | Психологический комфорт детей в семье и ДОУ. |
14 | Совместная деятельность воспитателя, родителей и логопеда | Коррекционная помощь ребёнку с нарушениями речи. | Регулярно | Логопед, родители | Улучшение звукопроизношения, навыки звукового анализа слов, овладение словарным запасом. Дети хорошо понимают значения слов и активно используют в речи. |
15 | Совместное с педагогом по физической культуре проведение занятий, развлечений, соревнований | Укрепление здоровья детей, их полноценное развитие, оптимизация двигательной активности. Учёт разного уровня двигательных качеств детей, дифференцированное отношение, гибкость в поборе двигательных заданий. | Регулярно | Педагог по физической культуре | Положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ. |
16 | Совместное с музыкальным руководителем проведение занятий, праздников, развлечений. | Музыкальное развитие детей. Углубление музыкальных впечатлений детей путём прослушивания музыкальных произведений. Привлечение детей к творческим играм. Использование музыкальных умений и навыков в других видах деятельности. | Регулярно | Музыкальный руководитель | Совместная деятельность в проводимых мероприятиях детей, родителей и педагога. Развитие творческих способностей детей. Включение музыкального сопровождения в занятия и режимные моменты. |
17 | Уголок для родителей «Для вас, родители!» | Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании и обучении детей. Сохраниние их психического и физического здоровья. | Постоянно | Родители группы | Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
Использование педагогом – психологом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик....
Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"
Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...
Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе
Использование современных образовательных технологий и методик образовательном процессе...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей воспитателем
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детейвоспитателем ...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик и приёмов оздоровления детей инструктором по физической культуре
Аналитическая справка по использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методик ...
на 1 категорию .использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методики методик.
на 1 категорию .использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методики методик....