уголок речевого развития
консультация (средняя группа)

Халиуллина Нина Александровна

-Оптимальное расположение: уголок должен быть достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

-Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

-Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам.

-Безопасность. Воспитанники самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами.-Оптимальное расположение: уголок должен быть достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

-Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

-Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам.

-Безопасность. Воспитанники самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_rr_1.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка.

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности.

Одним из компонентов овладения речью является создание педагогами определенных условий - специального места.

С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, театрализованный и речевой.

Речевые уголки способствуют содержательному общению детей со взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. Цель его создания— оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

К уголку речевого развития предъявляется ряд требований:

-Оптимальное расположение: уголок должен быть достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

-Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

-Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам.

-Безопасность. Воспитанники самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям

Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Содержание речевого уголка:

  • Картотеки игр на развитие всех компонентов речи (обогащение словаря, грамматический строй речи, связная речь, ЗКР)
  • Картотеки артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений;
  • Картотека пальчиковых игр;
  • Картотека оздоровительных пауз (динамических);

Дидактический материал в речевом уголке:

  • материал по развитию артикуляционной моторики: предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, стихах, ватные диски, палочки;
  • пособия для развития дыхания: шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика;
  • пособия для развития мелкой моторики: сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, шнуровки;
  • игры и пособия по автоматизации звуков: мелкие игрушки, предметные картинки, разные виды театров, альбомы на звуки, чистоговорки, стихи;
  • игры по лексике и грамматике: предметные картинки по лексическим темам, игры;
  • игры по развитию связной речи: серии сюжетных картинок, разные виды театра, стихи, детские книги.

Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется ежемесячно, необходимо разнообразить деятельность детей в речевом уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития, однако не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами.

Для уголка по развитию речи необходимо наличие следующего оборудования:

Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следит за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия.

Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы

Магнитная доска. Может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».

Занятия в речевом уголке строятся в рамках ведущей деятельности дошкольников — игре. Именно поэтому обязательно наличие игрушки-помощника для воспитателя, включение в игровую ситуацию происходит, как только персонаж здоровается с детьми. К речевой деятельности детей часто приходится побуждать. Воспитатель зарождает в воспитанниках интерес к беседе, используя близкие детям темы («Наши игрушки», «Что вам нравится делать на прогулке», «Какие сказки читали вам родители», «Кем ты хочешь стать» и т. д.). Игры и упражнения в центре развития речи направлены на развитие способностей и коррекцию.

Например, рассматривание наглядно-демонстрационного материала (в т. ч. мини-выставки) и проведение беседы. Для детей с начальным уровнем речевых способностей — форма «вопроса и ответа»: — Кто изображён на плакате? (Животные и детёныши.) — Катя, какие животные из представленных тебе нравятся? (Волк, лиса, медведь.) А тебя, Ваня? (Заяц, ёжик, белка.) — Волк, он какой? (Хищный, серый, свирепый.) Как называется его детёныш? (Волчонок.)

Двигательно-речевые упражнения, логопедическая ритмика. Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями, дети повторяют. Эти упражнения направлены на развитие и совершенствование фонационного дыхания (правильной звучности речи), на развитие голосовых данных и дикции, на развитие речевого внимания (выполнений движений, о которых говорится). Примеры упражнений: «Баскетбол» (в положении сидя, руки опущены, дети начинают произносить [ба-ба-ба], [бо-бо-бо],[бу-бу-бу], [би-би-би], поднимая и опуская руки с каждым новым слогом), «Пропевание» (проведение гласных [а-э-и-о-у] и слогов с ними [ла-лэ-ли-ло-лу] с изменением силы голоса — движение вверх и вниз по гамме).

Театрализованные игры, т. е. предполагающие участие нескольких детей. Воспитанникам предлагается разыграть сценки по мотивам прослушанных сказок. Первый вариант игры-драматизации: дети предварительно разучивают диалог, распределяют роли, воспроизводят сюжет в игре. Второй вариант: дети вспоминают с воспитателем сюжет знакомой сказки, распределяют роли и импровизируют.

Пополнять реквизиты речевого уголка необходимо по мере изучения детьми народных и художественных сказок: фигурки персонажей (игрушки животных-персонажей народных сказок). Атрибуты для инсценировок легко сделать своими руками: на палочки от мороженого приклеиваются изображения героев. Для исполнения ролей непосредственно воспитанниками пригодятся маски и шапочки героев.

Индивидуальные занятия в речевом уголке проводятся с детьми, у которых мониторинг выявил низкий уровень речевого развития, и с теми, кому назначены дополнительные занятия специалистом логопункта. Артикуляционные упражнения. Воспитатель показывает действия, ребёнок повторяет, наблюдает за собой с помощью зеркала. Однако контроль за звукопрозношением со стороны воспитателя обязателен.

Развитие речевого дыхания (умение контролировать силу и длительность выдоха): упражнения с передвижением предметов при помощи выдоха строятся во принципу увеличения веса предметов. Сначала дети пробуют сдувать пёрышки, ватные шарики, бумажные снежинки, затем шарики, мячики, игрушки на колёсиках. Примеры игры: «Высуши бельё», «Плывут, плывут кораблики», «Футбольный матч».

Дидактические игры: на обогащение словаря, на согласование слов в предложении, на выполнение описательных рассказов и т. д. Примеры дидактических игр: «Профессии» (слова, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие действия), «Найди, где спрятано» (местоположение предметов), «Скажи одним предложением изображённое на картинке», «Расставь эпизоды сказки», «Придумай названия к картинкам»

Регулярные занятия в речевом уголке способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы внутри детского коллектива, формируют устойчивую мотивацию к активному и культурному общению. Успешность в будущем напрямую зависит от уровня развития речи ребёнка. Богатый словарный запас, уверенность в формулировке мыслей, выразительность речи показывают на высокий интеллектуальный уровень дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уголок речевого развития в детском саду

Значение создания речевого уголка в детском саду. Положение о проведения конкурса на лучший  речевой уголок в доу....

"УГОЛОК РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Автор представил презентацию, содержащую рекомендации по оформлению и наполняемости уголка по развитию речи в детском саду с учетом возрастных особенностей детей в возрасте от 2 до 7 лет....

Уголок речевого развития в ДОУ

Уголок речевого развития в ДОУ...

Положение о смотре-конкурсе «Лучший уголок речевого развития ДОУ»

Положение о смотре-конкурсе "Лучший уголок реевого развития в ДОУ"...

Дидактические игры в уголок речевого развития

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступае...

Уголок речевого развития

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию наш речевой уголок, в создании которого трудились мы с моей коллегой Мариной Игоревной и родителями. Возможно у вас появится желание для себя изготовить ...

Уголок речевого развития

Речь – самый сложный психический процесс, подвластный только человеку! Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивает...