Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка
Работа с педагогами по повышению профессионального мастерства в совершенствовании навыков работы с применением ИКТ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального района «Удорский»
МДОУ «Усогорский детский сад «Аленка»
Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО
Выполнила:
Пашкова Т.В.
- Введение
Модернизация современного образования требует от педагогов качественного изменения подходов к организации образовательной деятельности. А готовы ли педагоги нашего дошкольного учреждения к реализации процессов модернизации?
Анализ педагогического коллектива отмечает, что в ДОУ работают педагоги с разным уровнем профессиональной компетенции (образование, профессиональная квалификация, интересы).
Таим образом можно сделать вывод, что в ДОУ возникло противоречие между тем, что необходимо внедрять в практику процессы модернизации, а педагогический коллектив к этому не готов.
Для разрешения данной проблемы была разработана система методической деятельности по внедрению ФГОС с использованием ИКТ- технологий в методической работе ДОУ, как инструмента повышения профессиональных компетенций педагогов»
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность обусловлена современностью информационной деятельности. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Владение современным педагогом ИКТ - социальный и государственный заказ.
2.Практическая значимость.
Как показывает практика, без информационных компьютерных технологий уже невозможно представить современное образование.
Имеющийся отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что это позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Таким образом, реализация в ДОУ данного направления (формирование ИКТ - компетенции педагогов) позволит повысить профессиональный уровень педагогов, значительно улучшит качество образовательной деятельности, повысит престиж учреждения в глазах родителей, общественности.
3.Актуальность использования информационных технологий
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения родителей и дошкольников.
Однако главным условием внедрения информационных технологий в деятельность ДОУ является требование – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет образовательную деятельность с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий.
Мультимедиа-мероприятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
4. Новизна
Информационно - коммуникативные технологии – инновации.
Использование их в образовательном процессе МДОУ «Усогорский детский сад "Аленка"» является преобразованием образовательной деятельности, связанной с модернизацией и внедрением ФГОС.
5.Ведущая педагогическая идея
Развитие образовательного учреждения не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива.
« …при этом содержание образования должно быть ориентировано на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и развитие способностей» (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.).
Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
За ведущую педагогическую идею принимаем высказывание современных педагогов Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций, т.е, в нашем случае, обладающий ИКТ-компетенциями
6.Теоретические основы
Современные государственные требования к профессиональному образу воспитателя значительно изменились.
Профессиональная компетентность воспитателя представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает педагога наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в его деятельности.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого – педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики, открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в которых особое внимание отводится методическому сопровождению, позволяющему повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И.А. Зимняя, К.А. Абульханова – Славская, В.А. Крутецкая и др.)
Анализ психолого-педагогической литературы (Теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения отмечает, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без ИКТ - технологий.
В ходе реализации проекта мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
А так же позволил определить направления для разрешения данных противоречий; способствовал выбору целей и задач.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно коммуникативных технологий.
Задачи:
- обучение педагогов владению информационно-коммуникативными технологиями ;
- разработка системы эффективной консультативной методической поддержки в области повышения ИКТ - компетенции педагогов;
- систематизация, обновление , пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
- разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения образовательного процесса
Планируемые результаты: достижение педагогами ИКТ - компетенции.
Критерии развития способностей педагогов:
- умеет создавать текстовые и графические документы;
- умеет формировать запросы к базе данных с помощью информационных языков;
- знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
- умеет разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- умеет использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
- знает способы представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
7. Содержание работы:
Использование ИКТ в методической работе
Необходимо отметить, что современная методическая деятельность не может быть организована без использования ИКТ.
Я применяю ИКТ в следующих видах методической деятельности:
8. Основные направления методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОУ:
Для решения вышеуказанных проблем мне потребовалось выявить уровень возможностей для внедрения ИКТ в практику работы ДОУ, спрогнозировать направления методической деятельности:
Основные направления методической деятельности по внедрению ИКТ в практику работы ДОУ:
9. Основные этапы формирования ИКТ- компетенции педагогов
Цель: анализ имеющихся условий для внедрения ИКТ в деятельность ДОУ.
На первом этапе была проведена диагностика уровня ИКТ – компетентности педагогов ДОУ с использованием анкеты для определения степени использования информационно-компьютерных технологий (приложение 1)
При анализе результатов анкетирования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационно-компьютерных технологий
Результаты диагностики уровня ИКТ-компетентности педагогов
При этом с помощью опроса и собеседования выявлены показатели ИКТ-насыщенности окружающей среды;
В ДОУ | Личное пользование дома и на работе | Личное пользование дома |
1компьютер | 3 | 22 |
1 принтер | 1 | |
Сеть интернет | 2 | 20 |
Низкие результаты готовности педагогов к применению новых технологий в воспитательно-образовательном процессе определили выбор форм управления повышением ИКТ - компетентности.
10. Формы работы с педагогами
Цель: выработка системы методических действий по повышению ИКТ-компетенций педагогов МДОУ «Усогорский детский сад"Аленка»
Методическое управление осуществлялось с позиции содействия и взаимодействия. Для этого была разработана модель методической работы по повышению ИК - компетенции:
В основу методической деятельности по формированию ИКТ - компетенции лег принцип дифференциации по подгруппам.
Это позволяет использовать сильные стороны педагогов, ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения, повысить мотивацию.
Определила задачи:
- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки педагогов детского сада;
- создание условий для роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
- повышения профессиональной компетенции,
- а также, организация активного участия педагогов в инновационных процессах.
При планировании и организации методической работы использовала разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетенций. Среди них:
- творческие фестивали
- мастер-классы
- семинары - практикумы
- работа в творческих групп
- подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях,
- выполнение заданий МО
- выступлений на педагогических советах
- общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах
- информационная деятельность
- участие в детских и профессиональных конкурсах, в том числе через Интернет.
- ознакомление родителей и общественности с результатами участия детей и педагогов в конкурсах (оформление выставок)
Однако наиболее удачными считаю следующие:
1. Передовой опыт — оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются методические недели.
В рамках проведения методические недели педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.
2.Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в “автономном режиме”. Поэтому нужно постоянное взаимодействие “обучающихся” педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий.
3.Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют семинары - практикумы. К проведению семинаров подключаются опытные педагоги, которые дают практические задания “обучающимся” педагогам и отслеживают их выполнение. Они организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: “Создание мультимедийных презентаций (Power Point)”, “Сеть Интернет”, “Подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др. Наряду с методической деятельностью, организуемой с педагогами велась работа по формированию ИКТ - среды, в том числе через повышение мотивации на приобретение ИКТ - средств для пользования в домашних условиях. Таким образом, характеристика информационной среды на сегодняшний период:
В ДОУ | Личное пользование дома и на работе | Личное пользование дома |
3 компьютера | 2 | 12 |
Цветной принтер | 2 | 5 |
Проектор | 1 | |
Сеть ИНТЕРНЕТ | 1 | 12 |
11. Результаты внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс. Итоговый этап.
Цель: изучение успешности использования вышеперечисленных форм формирования ИКТ - компетенций педагогов.
В процессе реализации итогового этапа формирования ИКТ - компетенции педагогов провела повторное исследование, которое отразило уровень сформированности данной компетенции с использованием анкеты «Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий» (приложение 1)
Анализ анкеты на данном этапе выявил, что позиции педагогов значительно изменились;
Практический контроль и анализ участия педагогов в мероприятиях ДОУ отмечают: в итоговом периоде педагоги;
-используют в подготовке и проведении образовательной деятельности ИКТ;
-используют материалы сети Интернет для разработки материалов по организации образовательной деятельности
-разрабатывают НОД с использованием ИКТ
-создают базу ИКТ - педагогического опыта.
В сравнении с первоначальным периодом значительно повысилось число педагогов, владеющих ИКТ и имеющих для этого высокую мотивацию. Однако еще имеются педагоги устаревшей формации, которые предпочитают работать без использования ИКТ. Для устранения данной ситуации продолжу работу с данным педагогом индивидуально.
Соотнесение целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта:
Анализ соотнесения целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта.
Результативность методической работы по совершенствованию ИКТ - компетенции педагогов ДОУ
Показатели эффективности внедрения ИКТ в повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Анализ результативности методической работы по совершенствованию ИКТ - компетенции педагогов ДОУ и показателей эффективности внедрения ИКТ в повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ также подтверждает ее эффективность работы.
Таким образом, можно сделать вывод: реализация данной модели методической помощи позволила:
- -качественно повысить ИКТ - компетентность воспитателя, что, в свою очередь, дало возможность:
- повысить профессиональный уровень воспитателей;
- значительно улучшить качество образовательной деятельности в ДОУ;
- повысить статус образовательного учреждения.
В процессе моей методической деятельности была сформирована:
- система работы старшего воспитателя по формированию ИКТ - компетенций педагогов;
- разработан план семинаров - практикумов для обучения педагогов основам ИКТ - технологии (приложение 2);
Система методической работы старшего воспитателя по повышению ИКТ - компетенции педагогов ДОУ:
Формы работы | |
Формы работы | работа в творческих группах |
семинары - практикумы | информационная деятельность на сайте ДОУ |
недели педагогического мастерства | использованием ИКТ |
подготовка материалов к выступлениям на родительских собраниях | участие в профессиональных конкурсах разного уровня. |
мастер-классы | Формирование материалов по обобщению личного профессионального опыта |
выполнение заданий МО, | общение педагогов в сети интернет, в том числе на профессиональных сайтах |
Список литературы:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. М.,2005.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ //Старший воспитатель.2009. №12
Приложение 1
Анкета для определения степени использования информационно-компьютерных технологий
Уважаемый коллега!
Для определения степени использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
1. Должность ________________________________________________________________________
2. Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли
3. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- при подготовке к занятию;
- на занятии;
- для самообразования;
- другое (укажите).
4. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
- текстовый редактор;
- электронные таблицы;
- электронные презентации;
- мультимедийные диски;
- специализированные программы;
- Интернет;
- другое (укажите).
5. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1–2 раза в месяц;
- 1–2 раза в четверть;
- другое (укажите).
6. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
7. Созданы ли условия в ДОУ для использования информационно-компьютерных технологий?
8. Поощряет ли администрация ДОУ использование информационно-компьютерных технологий?
9. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?
10. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий?
11. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Тематика ИКТ- семинаров -практикумов
I. Microsoft Word
- Шрифт, размер.
- Создание и редактирование текстового документа.
- Набор и редактирование текстового документа.
- Абзацные отступы и интервалы.
- Создание и форматирование таблиц.
- Вставка рисунка.
- Нумерация страниц. Печать готового документа.
II. Microsoft Publisher
- Подготовка открытки.
- Подготовка буклета и печать.
III. Microsoft PowerPoint – средство создания презентаций
- Знакомство с PowerPoint.
- Создание слайда с диаграммой и таблицей.
- Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации.
- Создание управляющих кнопок.
- Сохранение и подготовка презентации к демонстрации
IV. Интернет
- Поиск в сети Интернет.
- Сайт
V. Разработка конспектов занятий с использованием информационных технологий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС"
из опыта работы...
«Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ДО»
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...
Использование ИКТ для повышения профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.
Научно- техническая революция стала основой процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Именно поэтому одной из приоритетных задач развития образования в России являет...
«Образовательный проект»: «Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
laquo;Образовательный проект"Гипотеза: Основная задача состоит во введении педагогов в проблемную ситуацию, для решения которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно ф...
Тест для педагогов «Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и Профстандарта «Педагог»
Разработанный тест позволит старшему воспитателю скорректировать методическую деятельность по устранению профессиональных дефицитов у педагогов ДОУ....
Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"
Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...