Психологическая характеристика детей с ЗПРБ особенности их обучения и воспитания
учебно-методический материал
Слайд 1. Работа посвящена изучению психологических особенностей детей с задержанным психическим развитием, особенностям их обучения и воспитания.
Слайд 2. Актуальность темы работы несомненна: существенное значение для понимания особенностей ЗПР в дошкольном возрасте и оказания своевременной и эффективной психолого-педагогической помощи детям имеет знание закономерностей их развития.
Слайд 3. Теоретические и практические аспекты этой проблемы впервые в отечественной психологии были рассмотрены в 60-х годах ХХ века. Огромный вклад в изучение ЗПР внесли Клара Самойловна Лебединская, Виктор Васильевич Лебединский, Татьяна Александровна Власова, Мария Семеновна Певзнер. Определения ЗПР, предложенные учеными, представлены на слайде. В современной специальной психологии и специальной педагогике наиболее распространенным является определение, предложенное Владимиром Ивановичем Лубовским. Ученый рассматривает ЗПР как особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка.
Слайд 4. По результатам исследований Института дефектологии АПН СССР с 70-х по 90-е годы ХХ века, приводимые профессором Владимиром Ивановичем Лубовским, в начале 70-х годов дошкольники с ЗПР составляли около 5 % от общего числа детей, а к середине 90-х годов этот показатель возрос до 15-16 %. В настоящее время на одну тысячу дошкольников приходится 9 детей с ЗПР.
Слайд 5. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: память, восприятие, мышление, речь, внимание.
У всех дошкольников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. У детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесно-логического материала.
Слайд 6. Зрительная, слуховая, зрительно-двигательная чувствительность у детей с ЗПР такая же, как и у нормально развивающихся детей, но наблюдаются различные дефекты восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как целостность, константность, структурность. Возрастание выраженности нарушений восприятия происходит при усложнении объектов и условий их восприятия.
Слайд 7. У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. К концу дошкольного периода наблюдается несформированность основных мыслительных операций – синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Значительное отставание обнаруживается в проявлениях возможности осуществлять суждения и умозаключения.
Слайд 8. Развитие речи у детей с ЗПР осуществляется в замедленных темпах. Речевая деятельность формируется на основе многих мыслительных процессов и общих сфер развития. Но поскольку психика дошкольников с ЗПР отличается низкой зрелостью, ребенок не может овладеть словесно-образным мышлением, что провоцирует нарушения морфологической структуры слов и синтаксической структуры предложений.
Слайд 9. Внимание у детей с ЗПР неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
Слайд 10. Дети с ЗПР часто замкнуты, не стремятся контактировать со сверстниками. В общении со взрослыми преобладают деловые мотивы общения, то есть дети обращаются ко взрослому за помощью в выполнении какого-либо действия с предметами, резко уменьшено значение познавательных мотивов общения.
Слайд 11. Перечисленные особенности детей с ЗПР необходимо учитывать при организации коррекционной работы, которая включает в себя следующие блоки: диагностический, воспитательно-образовательный,
коррекционно-развивающий, социально-педагогический.
Слайд 12. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка. Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребенка в процессе коррекционной работы.
Слайд 13. Направления воспитательно-образовательной работы с детьми представлены на слайде. При организации работы нужно осуществлять индивидуальный подход, при котором учитываются затруднения, характерные для каждого ребёнка. Образовательный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать детей пользоваться ранее усвоенными знаниями.
Слайд 14. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР представлены на слайде. Коррекционно-развивающая работа реализуется взаимодействием в работе воспитателей, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального работника, инструктора по физической культуре и старшей медсестры. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу.
Слайд 15. Основными задачами социального педагога является психолого-диагностическое изучение, планирование и работа с детьми с ЗПР.
Слайд 16. Подводя итог работ, следует отметить следующее. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется большее внимание, это обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей. Несмотря на различие в причинах задержки, дети с ЗПР имеют ряд специфических особенностей: замедлен темп формирования высших психических функций; стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы; интеллектуальная недостаточность. Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР должно быть построено так, чтобы выполнение общеобразовательных и специфических коррекционных задач. Необходимо включение детей с ЗПР в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.
Слайд 17. Понятийный словарь, использованный при подготовке данной работы, представлен на слайде.
Слайд 18. Литература, использованная при подготовке данной работы, представлена на слайде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_yas.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы должны знать ребенка – знать больше и лучше, чем знаем устройства машин, с которыми работаем, мы должны знать методы, приемы его воспитания, как мы знаем способы управления машиной. Эту мысль я хотел бы нести не только в каждую школу, но и в каждую семью, хотел бы сделать ее достоянием всех, кто сколько-нибудь соприкасается с ребенком…» ( В.П. Кащенко)
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту) (К.С. Лебединская) Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский) Задержка психического развития – понятие , которое говорит о замедленном темпе психического развития , когда отдельные психические функции отстают в развитии от психологических норм (Т.А. Власова) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций (М.С. Пензнер ) Задержка психического развития – особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка ( Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Юрайт, 2016. С. 62). Задержка психического развития
Источник: Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и эмпирических исследований. 2015. № 12. С. 1127-1132.
Особенности памяти у детей с ЗПР уменьшение объема памяти, скорости и прочности запоминания; ниже продуктивность непроизвольного запоминания слов, текста, картинок; наглядная память имеет преимущества над словесной в 1,5 раза; затруднено дословное воспроизведение текста, наблюдается замена и перестановка слов; снижена продуктивность и устойчивость произвольного запоминания; дети не умеют применять приемы осмысленного запоминания.
Особенности восприятия у детей с ЗПР неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия; затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе; затруднения в узнавании контурных или схематических изображений; затруднения в узнавании перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений; трудности вычленения частей из целого, трудности обследования предметов; недостаточность пространственного восприятия, трудности выделения отдельных элементов и их взаимного расположения в сложном объекте.
Особенности мышления у детей с ЗПР недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения, неправомерная актуализация имеющихся знаний; снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны; не задают совсем или задают очень мало познавательных вопросов; при выполнении классификации дети могут правильно сгруппировать предметы по родовой принадлежности, но не могут обозначить выделенную группу соответствующим словом, объяснить принцип, по которому происходит такое выделение.
Особенности речи у детей с ЗПР нарушения звукопроизношения, трудно дается звуковой анализ слов; словарный запас снижен, особенно это заметно по активному словарю; отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных; трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу; недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии.
Особенности внимания у детей с ЗПР нарушение концентрации внимания происходит вследствие общего утомления ЦНС; неадекватные колебания внимания отражают незрелость нервной системы; объем внимания ограниченный, они неспособны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки; характерно отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой.
Особенности общения детей с ЗПР снижена потребность в общении со сверстниками, низка эффективность общения детей друг с другом во всех видах деятельности; повышена тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят; практически отсутствуют личностные мотивы общения, т.е. дети не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств; очень чувствительны к невербальному общению, тонко воспринимают нюансы интонации и мимики взрослых и в меньшей степени ориентируются на речевое содержание обращений к ним.
Направления коррекционной работы с детьми с ЗПР Диагностический блок Воспитательно-образовательный блок Коррекционно-развивающий блок Социально-педагогический блок
Диагностика детей с ЗПР Направления диагностики Примеры заданий Память и мировосприятие Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий «Узнай фигуру». Внимание и порядок деятельности При выполнении упражнения «Графический диктант» можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. Интеллектуальные возможности Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься («Исключить лишнее», «Пройти лабиринт», «Собрать пазл»). Речевое развитие Беседа на свободную тему.
Воспитательно-образовательный блок работы с детьми с ЗПР Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи. Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов. Развитие творческих способностей посредством изобразительного искусства, аппликации и лепки. Формирование лексико-грамматических категорий Развитие связной речи
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии , музыкотерапии, аромотерапии , релаксотерапии и др.) развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций формирование произвольной регуляции деятельности и поведения формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Социально-педагогическая работа с детьми с ЗПР развитие интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.) развитие социальной готовности на различных возрастных этапах развития развитие эмоционально-волевой готовности (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога) включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач
Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР сниженный уровень познавательной активности устная речь содержит негрубые нарушения часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности информацию, идущую от педагога, воспринимает замедленно и также ее перерабатывает словесно-логическое мышление недоразвито низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте
Понятийный словарь Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту). Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
Литература Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и эмпирических исследований. 2015. № 12. С. 1127-1132. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Издательство «Книголюб», 2015. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Юрайт, 2016. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. № 1. С. 30-40. Переслени Л.И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 34-36.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей педагога - психолога Катютиной Людмилы Александровны на тему: "Психологическая характеристика детей пятого года жизни"
В материале раскрываются психологические особенности детей пятого года жизни. Раскрывается социальная ситуация развития ребенка среднего дошкольного возраста, особенности игровой деятельности. Развити...
Психологическая характеристика детей 3-4 лет. Консультация для родителей.
Развитие самообразования и выделения образа "я" стимулирует развитие личности и индвидуальности.Малыш начинает чётко осознавать , кто он и какой он.Внутренний мир ребёнка начинает...
Консультация "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ...
Консультация "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ...
Психологические характеристики детей с общим недоразвитием речи
Данный материал может быть полезен начинающим педагогам для работы с детьми с ОНР в коррекционных ,логопедических группах детского сада....
Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка
Консультация для родителей о психологических особенностях развития, обучения и воспитания трудного ребенка....
Консультация для воспитателей. «Психологическая характеристика детей с ЗПР, особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР»
Консультация для работы воспитателей...