Бытовые навыки и умения маленького ребенка
консультация (младшая группа)
С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением, начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности. Начинать нужно, не торопя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая малыша одеваться и раздеваться, разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете раздеваться, просите его обходиться, насколько это в его силах, без вашей помощи. Наблюдая за ребенком, нужно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть ваша помощь. Когда малыш научиться раздеваться, помогайте ему все меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, хотя возможно, он все еще будет нуждаться в ней при одевании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bytovye_navyki_i_umeniya_malenkogo_rebenka.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Бытовые навыки и умения маленького ребенка
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкреплённые делом»
А.С.Макаренко
Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша.
С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением, начиная с самых элементарных, с постепенным их усложнением и предоставлением малышу большей самостоятельности. Начинать нужно, не торопя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и раздеваться. Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка. Обучая малыша одеваться и раздеваться, разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете раздеваться, просите его обходиться, насколько это в его силах, без вашей помощи. Наблюдая за ребенком, нужно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть ваша помощь. Когда малыш научиться раздеваться, помогайте ему все меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, хотя возможно, он все еще будет нуждаться в ней при одевании.
Приучайте ребенка с раннего возраста аккуратно пользоваться горшком. Чтобы выработать у малыша навык проситься на горшок, выполняйте эту процедуру через определенные промежутки времени: утром после сна, днем до приема пищи, после приема пищи, вечером перед сном (наблюдая за ребенком вы сами откорректируете время). Очень важно проследить, чтобы ребенок не засиживался на горшке, развлекаясь с игрушками. Помогите ему сойти с горшка, и пусть он попробует вымыть руки самостоятельно. Покажите, как включать холодную и горячую воду. Первое время контролируйте умывание ребенка, пока навык осторожного пользования краном не станет привычным.
Обязательно учите малыша чисто мыть руки с мылом и тщательно их вытирать. Посещая вместе с ребенком ванную комнату (обучая его пользоваться умывальником) сопровождайте свои действия стишками. Детям это очень нравиться, и они в результате умываются очень охотно.
Можно использовать потешку «Водичка – водичка», отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Умывание должно вызывать у малыша приятные эмоции.
Вытирая полотенцем руки, ребенок часто спешит и делает это небрежно. Нужно терпеливо добиваться, чтобы он насухо вытирал руки. Контролируя ребенка, создавайте ему положительный настрой, приговаривая: «Этот пальчик – дедушкин, этот пальчик – бабушкин, этот пальчик – мамочкин, этот пальчик – папочкин, вытрем хорошо каждый пальчик, а этот - Сашенькин – вытрем лучше всех». Дети должны знать свое личное полотенце. Полотенце должно быть коротким, чтобы ребенку было удобно самому вытираться; повесьте его на высоте, доступной для ребенка, чтобы он мог снять и повесить его сам.
Научите ребенка чистить зубы, сначала только щеткой, потом уже с пастой.
Важный и трудоемкий процесс – приобретение навыков пользования столовыми приборами. Неплохо бы обеспечит ребенка небьющейся пластмассовой посудой – чашкой, кружкой, тарелкой, миской, ложкой с круглым черенком, которую легче взять всей кистью руки при слабой моторики пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребенку фаянсовую, фарфоровую и стеклянную посуду. Не забывайте об этике питания. Салфетка, передник или нагрудник, бумажные салфетки все это воспитывает ребенка. Время и терпение требуются от взрослых, чтобы научить ребенка пользоваться ложкой, чашкой, тарелкой, а в старшем возрасте – вилкой и ножом. Покажите ему сами, как правильно есть: аккуратно, тщательно пережевывая пищу, не разливая суп, не разбрасывая крошки.
Учите малыша правильным действиям:
- держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
- пищи на ложку брать немного, хлеб откусывать небольшими кусочками;
- слегка наклоняться над тарелкой;
- опускать ложку в тарелку плавно, не стуча о край;
- вытирать рот салфеткой в случае необходимости во время еды и по ее окончании.
Если ребенок отказывается от еды или ест плохо – не надо кормить его насильно; пища, съеденная без аппетита, не приносит пользы.
Одновременно с привитием навыков самообслуживания учите ребенка вежливости. «Спасибо», «пожалуйста», «разрешите» (можно мне) взять», « извините» - все эти слова должны стать для него привычными.
Не забывайте, что ребенок должен приобретать и трудовые навыки в быту. Учите его убирать игрушки и книжки, ставить и убирать посуду, подавать нужные кухонные предметы.
Пусть ребенок вместе с вами поливает цветы, принимает участие в уборке помещения. Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное - не делайте все за него, наберитесь терпения, потому что движения ребенка на первых порах будут медленными, неуклюжими, небрежными. Поощряйте его, хвалите за старание, за аккуратную работу.
Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, крайне необходимы.
Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. Зарождающаяся гордость – это личностное новообразование раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности.
Не пропустите тот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.
Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:
- крепнет рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;
- развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;
- ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;
- развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.
Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.
Трудовые навыки также будут приобретаться и закрепляться в играх, рисовании и раскрашивании, лепке, при уходе за домашними животными и птицами и во время занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с умеренной умственной отсталостью.
В статье автор даёт советы по формированию у детей навыков самообслуживания, приводит примеры из опыта работы....
Роль родителей в формировании бытовых навыков ребенка
В презентации раскрывается роль родителей в формировании бытовых навыков детей младшего возраста, необходимые для этого условия и задачи....
Список игр для развития бытовых навыков ребенка
Ниже предоставлен список игра для эффективного развития бытовых навыков ребенка...
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра
Формирование навыков самообслуживания и элементарных бытовых навыков у детей с аутизмом – одна из необходимых составляющих социальной адаптации. Овладение навыками самообслуживания является важн...
Консультация «Бытовые навыки ребенка»
Консультация «Бытовые навыки ребенка»...
Консультация для родителей: «Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам детей с РДА»
Особенности формирования бытовых навыков у детей с РАС...
Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков.
Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологиче...