Консультация "Развитие детей в театрализованной деятельности"
консультация
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика практически не ограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие детей в театрализованной деятельности
Консультация
В древности говорили, что приезд в город одного шута заменяет караван ослов, груженых лекарствами. «Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. «Светлой радостью детства» назвал свой детский театр марионеток великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
В блокадном Ленинграде работал театр музкомедии, во время спектаклей было слышно, как идут бои, а в зале наблюдался аншлаг. Чем же заслуживает театр такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нём?
Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь» означающего «отдых. Безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности доставляет ребёнку ни с чем несравнимую радость, освещает повседневную жизнь яркими впечатлениями и наполняет её новыми чувствами и мыслями. Потребность в театре связана с тем, что в нём, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.
Первые театрализованные постановки специально для детей возникли в семье. В описании быта дворянства и русской интеллигенции первой трети 19 века можно найти множество таких примеров. В «Воспоминаниях» Марьи Фёдоровны Каменской красочно с обилием деталей, описаны семейные спектакли.
Особая роль принадлежит театру в решении задач связанных с воспитанием и развитием дошкольника. Для каждого ребёнка театр может быть представлен и как вид искусства, в процессе восприятия которого ребёнок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Специальные исследования, проведённые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли – зрителя и актёра – являются для развития ребёнка очень значительными.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Эстетические переживания помогут ребёнку испытать восхищение теми явлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики, других средств выразительности. Большое значение театрализованной деятельности для развития дошкольника состоит в том, что действия на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. А для того чтобы создать на сцене тот или иной образ, ребёнку вначале надо представить себе своего героя. Возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребёнка и имеет большое значение для развития его художественных способностей.
Эмоциональный подъём обостряет внимание, интуицию, пробуждает фантазию, способность запомнить, усилить в своём воображении происходящие события – даёт толчок развитию творческих способностей. В процессе работы над образом происходит становление личности ребёнка: развиваются символическое мышление и двигательный эмоциональный контроль; усваиваются социальные нормы поведения; формируются произвольные психические функции. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся смелее и решительнее, поскольку успешный опыт на сцене способствует успешному общению в жизни. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях, учит коммуникативности. В театрализованной деятельности у ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе (умение управлять вниманием, восприятием, памятью).
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребёнка. Работа над образом способствует активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрализовано-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, использование песен от лица персонажей, приплясывание, напевание).
Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития: активности, сознательности, самостоятельности, способности к соучастию и сопереживанию, яркости в выражении и проявлении воображения.
Для театрализации используются литературные произведения, которые знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Народные игры, сказки радуют своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью и пониманием жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Входя в роль, ребёнок получает возможность через героя приобщаться к культуре своего народа, непроизвольно впитывать в себя то отношение к миру, которое даёт силу, стойкость и спокойствие в будущей жизни.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, её тематика практически не ограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка: стихи, сказки, потешки, народные игры. Содержание театрализованной деятельности может быть расширено за счёт постановки спектаклей по собственному замыслу детей и взрослых. Дети всегда готовы с большим удовольствием играть, это их способ познания мира. Каждое слово несёт огромную смысловую нагрузку, и от того, на каких произведениях мы воспитываем наших детей зависит, какими они будут. Для того чтобы дети могли полноценно развиваться в театрализованной деятельности в семье необходимо придерживаться правил:
- поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности;
- регулярно обсуждать с ребёнком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после полученный результат, отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребёнка;
- предлагать ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль;
- рассказывать в присутствии ребёнка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью;
- рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма;
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;
- по желанию ребёнка создавать дома условия театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения;
- по мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
В дошкольном детстве театрализованная деятельность должна не дублировать профессиональный театр взрослых, а быть максимально приближенной к игре. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворять потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Консультация для родителей....
Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности. игры-драматизации как один из видов театрализованной деятельности
Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игровые за...