Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области. Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков; помочь детям адаптироваться к социальной жизни; привить такие качества, как уверенность в себе, доброжелательность; формировать человека думающего и чувствующего, любящего и активного. Анализ организации театрально-игровой деятельности показывает, что очень часто методы, используемые в этой работе, не отвечают возрастным и психологическим особенностям дошкольников. Многие детские учреждения отказались от игр-драматизаций и перешли на установки, связанные с профессиональной театрализованной деятельностью. Поэтому как никогда актуальны мысли выдающегося отечественного педагога, ученого С.Т.Шацкого. Он писал: «Я хотел бы отметить, что не об обучении детей следовало бы думать, а о жизни детей в сфере искусства. Здесь самый трудный вопрос – материал, который дается детям. Конечно, я больше думал бы о простом, бесхитростном искусстве, о здоровой радости искусства, а не о самонаслаждении взрослых вокруг детей». Используя в своей работе с детьми театрализацию надо основываться на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского о роли творчества в развитии ребенка: «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества… Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества». Главная задача использования театрализации в детском саду - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Ее поможет воплотить в жизнь высказывание Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Педагогический процесс, подчас, бывает, однообразен, скучен и неинтересен, поэтому желательно вносить что-то свое, придумывать свой собственный стиль общения с детьми. Для этого надо использовать театрализацию. Например, к малышам на занятие по рисованию может прийти «Королева – кисточка», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Дети будут слушать и смотреть, открыв рот. И когда вечером, чтобы закрепить приемы рисования, предложить им нарисовать на мольберте в банке помидоры, окажется, что почти все дети усвоили технику рисования. В средней группе на познавательные занятия по временам года можно приходить к детям в образе Осени, Зимы, Весны; на занятия по завариванию чая – Доброй Хозяюшкой и др. Такие занятия проходят намного интересней, дети становятся усидчивее и внимательнее. Анализируя работу в детском саду, становится понятно, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в театре, в магазине надолго отложатся в памяти, если приходил в гости Незнайка. Так же театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Чтобы использовать театрализацию в режимных моментах, на занятиях, в играх, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной художественной деятельности, надо провести диагностическое обследование творческого развития детей для изучения особенностей воображения, фантазии, творчества у дошкольников и оценки уровня их развития. Изучив полученные результаты, нужно определить основные задачи по развитию у детей творческих проявлений в процессе театрализованной деятельности: * развитие эмоциональных качеств; * развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; * активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; * овладение навыками общения и коллективного творчества. Надо не требовать от ребенка буквального выполнения заданий, чтобы ребенок почувствовал, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Педагоги должны знать, что театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать – разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство. Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу – вот его первоначальные проявления. В VIII – IX веках, в процессе развития общества, старые обряды постепенно превращались в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляньями, они-то и явились переходом от обряда к народному театру. В XVII веке в России появился еще один вид театра – кукольный. С его рождением родился и герой комедии, веселый и насмешливый Петрушка. Скоморохи, петрушки, куклы – все это основы театра. Поэтому проводить работу по театрализации надо с внесения Петрушки. Когда Петрушка «разговаривает» с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. А Петрушка наблюдает, как дети умываются, пользуются полотенцем, хвалит аккуратных детей, расторопных. На другой день Петрушка может появиться не один, а с куклой – малышкой. С этими двумя куклами можно прочитать детям русскую народную песенку. Ширму не надо ставить специально, чтобы дети видели руки педагога, действия с куклами. После этого дети сами начинают играть с театрализованными куклами. Девочки любят брать кукол в игровой уголок, там, подражая воспитателю беседовать с ними, укладывать их спать, мальчики - катать кукол на машине. Если вы видите, что пальчиковую куклу дети используют неверно, внесите ширму, покажите инсценировку с двумя куклами «Два жадных медвежонка», прочтите стихотворение. Объясните, что кукла должна делать наклоны головой на каждое слово стихотворения, тогда создается впечатление, что кукла живая. Не сразу у ребят все получается. Надо помочь им, взяв роль одной из кукол на себя. Постепенно у ребят появляется не только интерес к кукольному театру, но и умение управлять куклой. Надо, чтобы куклы находились в группе постоянно, рядом была ширма. Дети будут часто брать кукол после занятий, одевать их на руки и повторять элементы занятий (сказку, стихи). Постепенно они овладеют навыками вождения кукол. Затем можно использовать театрализованную куклу на занятиях. Внести куклу на занятие можно, используя загадки, например: «В подполье, в каморке, живет она в норке, серая малышка. Кто же это?» (мышка) и «Косолапые ноги, зиму спит в берлоге, догадайся, ответь, кто же это?» (медведь). Удачным является внесение театральных кукол на такие занятия, где основным видом деятельности является беседа или рассказывание. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность. Практика подтвердила, что внесение кукол вызывает активность детей. Им приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к персонажу, что, безусловно, способствует обобщению знаний, умению рассказать об одном и том же, используя разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивает грамматический строй речи. Удачным приемом является использование театральных кукол на лепке, аппликации, рисовании, где куклы обращаются с просьбой слепить для зайца морковку, нарисовать медведю красивый домик. На занятии по развитию элементарных математических представлений в старшей группе можно провести диагностическое обследование детей в форме путешествия в «Королевство сладостей», где театральным персонажем является Чупа-Чупс, а атрибутами – муляжи шоколадок, конфет, вафель, печенья, тортов. А на познавательном занятии «Винегрет» - использовать драматизацию стихотворения Ю. Тувима «Спор овощей». На занятие в подготовительной группе по теме «Волшебница – вода» пусть придет в гости злая волшебница Бастинда, замутит чистую родниковую воду и детям придется её очищать (проводить опыты). А как интересно пройдет занятие по правилам поведения в автобусе, если в автобус вместе с ребятами сядет невоспитанный мальчик Кузя и детям придется объяснять ему, как надо правильно себя вести. Очень важно не только пользоваться готовыми наборами кукол, но и изготавливать персонажей для театрализации самим: пальчиковый театр из бумаги, из ткани, вязаный, настольный театр, театр - фланелеграф, теневой и др. Чем разнообразнее театр, тем больше развивается ребенок творчески. Каково же место кукол в развитии детей дошкольного возраста? Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. С помощью куклы дошкольник может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Т.к. персонажи кукольных театров постоянно находятся в распоряжении детей группы, то они служат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Опосредуя куклами, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их писать, читать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Так же у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения надо детям прослушать его в аудиозаписи и просмотре видеофильма. Затем, чтобы выразить у детей интерес к будущей игре, надо использовать такие приемы, как выборочное повторение чтения, анализ образов героев, беседы о них, рассказы о герое детей, рассказы воспитателя. В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации осуществляется поэтапно. В процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом; слушание аудиозаписи и просмотр фильма помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем все это укрепляется импровизацией. На предварительном этапе не надо разучивать с детьми текст, т.к. это затрудняет, затормаживает свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления. Задачей воспитания на данном этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, куда идти, какие слова говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнить. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессе которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т.д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения. Однако при наблюдении за детьми в процессе игры, выявляется большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Ребята подробно описывают своего любимого героя, дают точную характеристику: «Зайчик был добрый, пустил лису погреться», но в исполнении не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили. Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, изменять темп речи, правильно ходить, ловко и уверенно бегать, действовать. Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому большую роль надо отводить индивидуальной работе с детьми при подготовке их к исполнительской деятельности. Положительно влияют игры-драматизации на детей подвижных, несдержанных, стеснительных. Подвижному, самоуверенному ребенку надо предлагать чаще роли спокойных, добрых персонажей, а застенчивому – наоборот. Игры-драматизации являются богатыми источниками для формирования дружного коллектива, помогают детям чувствовать красоту поступков, учат помогать слабому, воспитывают необходимые нравственные качества у дошкольников. Овладев вождением кукол и играми-драматизациями, дети начинают использовать театрализацию в самостоятельной художественной деятельности. Для того, чтобы этот творческий процесс протекал эффективнее нужно создать условия, стимулирующие проявление самостоятельности. В групповой комнате оборудовать театральную зону: все куклы выставить на доступное детям место, разложить различные виды театров, маски; приобрести настольную ширму и ширму по росту детей, пошить различные костюмы и изготовить атрибуты к сказкам. Разработать творческие задания и игровые ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников: предлагать детям поздравить куклу Машу, развеселить грустного Мишутку, помочь Каркуше приготовить подарки Хрюше и Степашке провести «веселые соревнования», придумать содержание концертов, оформление группы. Специальные творческие задания способствуют раскрепощению детей: произнести стихотворение то удивленно, то грустно; задать вопросы от лица веселого Буратино, хитрой лисы Алисы, злого Карабаса-Барабаса; представить, что ты в комнате смеха и изобразить это; изобразить прогулку трех поросят, их встречу с волком и др. В индивидуальной работе важно использовать этюды на выражение страдания и печали, на выразительность жеста, на выражение гнева, удовольствия и радости, внимания; игры на составление различных черт характера, игры – медитации. Вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Если бы я был волшебником», «Мы мечтаем, кем мы станем». Для развития фантазии использовать дидактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; для активизации мыслительного процесса решать с детьми кроссворды по сказкам. В результате этой работы у ребят формируется устойчивость интересов. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а у малоактивных возрастают творческие проявления, они чувствуют уверенность в своих силах. Особое место занимает использование театрализации на праздниках и развлечениях. Сюрпризные моменты, неожиданные выступления взрослых (воспитателей, родителей, гостей), встреча с любимыми персонажами сказок заставляют детей волноваться, восторгаться, доставляют необычайную радость только дошкольникам младшего возраста. Чем старше становятся дети, тем меньше возникает это состояние, т.к. в работе педагогов наблюдается натаскивание и муштра. Не все педагоги осознают, что праздник готовится не для гостей, а устраивается для детей, и забывают о главном – эмоциональном благополучии ребенка. Репетиции проводятся в группе и музыкальном зале со всеми детьми, поэтому нередко дети на утренниках зевают, подсказывают друг другу слова стихотворений, инсценировок, толкают друг друга и откровенно скучают или балуются. Поэтому важно использовать прием «секретности». По секрету от других детей репетировать инсценировки, индивидуальные танцы, стихи. Родители тоже должны быть вовлечены в эту «секретность». Не делиться с другими родителями, какие костюмы они готовят детям, и кем будет их ребенок на утреннике. Тогда дети сидят на празднике, затаив дыхание, восторженно открыв глаза, если мальчик, для того, чтобы дружить с понравившейся ему девочкой отправляется верхом на Чёрте к самой Снегурочке за сапожками (по мотивам повести Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Когда в гости на ёлку приходят «веселые человечки» и у них случаются неприятности, а Самоделкин всех выручает. А когда на новогоднем балу у Щелкунчика танцуют под музыку Чайковского жители его Королевства «Золотистый Чай», «Шоколад – испанец», «Черный Кофе», «Принц Зефир», «Принц Мармелад», «Фея Драже», в исполнении детей, то глаза от восторга горят не только у ребят, но и у их родителей. Для проведения в группе развлечений «День рождения» можно повесить большой красочный ящик, украсить его волшебником-гномом и маленьким замочком. Этот ящик можно назвать «Волшебная почта» и только имениннику вручать ключик от замочка, который сам открывает почту и видит подарок, о котором давно мечтал. О его желании получить именно этот подарок можно договориться с родителями «по секрету» заранее. Даже дети старших групп верят в это «волшебство» и счастью их нет предела. Самое главное, если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него. Очень важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго.
|