Консультация для воспитателей
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
на тему: «Информационная карта проекта»
Воспитатель:
Тарнаева Екатерина Николаевна СПДС "Вишенка" ГБОУ СОШ №16 г.о. Жигулевск, Самарская область. |
В современном мире уровень развития ребенка является мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На это и направлена модернизация образования, в частности дошкольного.
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы проектная деятельность активно завоевывает пространство школ, детских садов. Например, краткосрочный проект «Зимующие птицы нашего края». В течение недели с детьми проводятся беседы о птицах, ведутся наблюдения за зимующими птицами на территории детского сада, прослушиваются голоса птиц. Воспитанники совместно с родителями принимают участие в конкурсах кормушек и поделок. Заканчивается проект детскими работами по оригами, обменом впечатлениями, оформлением результатов в виде альбомов для рассматривания, презентацией проекта.
В практике современных дошкольных учреждений различают проекты по следующим критериям (согласно Н.А Кочкиной):
- доминирующая деятельность – исследовательский, творческий, ролевой, информационный, практико-ориентированный;
- характер координации – открытая координация, когда педагог открыто руководит проектом (характерна в младших группах, при первом знакомстве с методом проектов); скрытая координация, когда педагог только незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу (характерна в старших группах);
- число участников – индивидуальный, когда каждый ребенок создает свой продукт; парный, когда ребенок действует совместно с родителями; групповой и коллективный, когда на первых этапах педагог помогает распределению на группы и координирует деятельность групп;
- продолжительность – краткосрочный (несколько занятий, до 2-х недель); среднесрочный (от 2-х недель до месяца); долгосрочный (от месяца до года);
- характер контактов – внутригрупповой, межгрупповой, региональный.
Следует отметить, что чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Это позволяет сделать проектную деятельность более насыщенной, интересной, плодотворной для дошкольников и их родителей.
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
Информационная карта проекта поможет воспитателю наиболее точно определить границы исследования.
Информационная карта проекта.
Тема проекта:
Цель проекта:
Задачи проекта:
Участники проекта:
Тип проекта:
по методу:
по количеству участников:
по продолжительности:
Виды детской деятельности:
Обеспечение проекта:
Материально – техническое:
Учебно-методическое:
Предполагаемый результат:
Продукт проектной деятельности:
Презентация проекта:
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Выполнение проекта
3 этап. Результаты
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
В ходе проектной деятельности все участники приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать друг друга и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Проектная деятельность позволяет нам:
- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;
- формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на:
• субъектном отношении педагога к ребенку;
• индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка;
• мотивационном подходе;
• доброжелательном отношении к ребенку;
- развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей)
- создавать продукты, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада).
- реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...