Организация работы мини-музея в группе
методическая разработка

Народное достояние изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. В основе быта и традиций русского народа всегда лежало терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности.       Воспитать  в ребенке  гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно путем посещения краеведческих музеев. Но  в нашем  населенном пункте нет  такой возможности.

     Поэтому  у себя в групповой комнате  я создала мини  -музей «Россия- Родина моя», так как воспитывать   детей надо на конкретных  примерах , исторических  событиях , народных  традициях  и правилах, по которым  веками жили наши  предки 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное       бюджетное      дошкольное

образовательное        учреждение

детский  сад  « Огонек»


Воспитатель: Ульянова Людмила Викторовна

высшая квалификационная категория

2016 год.

                                                             « Дитятко  - это  тесто:

                                                              Как  замесил, так и   выросло».

                                                                                       Русская  пословица.

 Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей, входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками,  даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город)  и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.  

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Работая   воспитателем в детском саду, я больше всего хочу,  чтобы среди детей царили мир,  согласие,  любовь,  дружба,  чтобы они не оставались глухи к добру, сочувствию,  могли проникнуться чужой радостью  и  болью, уважали «старость», знали  и любили историю, достопримечательности своего  края. 

Но моего одного желания мало, за «помощью» я обратилась к народной педагогике, которая основана на русской культуре, искусстве, традициях, обычаях, обрядах, праздниках. Ведь народное достояние изначально несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. В основе быта и традиций русского народа всегда лежало терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности.       Воспитать  в ребенке  гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, поселку, Родине можно путем посещения краеведческих музеев. Но  в нашем  населенном пункте нет  такой возможности.

     Поэтому  у себя в групповой комнате  я создала мини  -музей «Россия- Родина моя», так как воспитывать   детей надо на конкретных  примерах , исторических  событиях , народных  традициях  и правилах, по которым  веками жили наши  предки .

Задачи,  которые я реализовываю через музей,  предполагают:

  • Воспитывать   духовно-нравственные и патриотические  чувства,  привить ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям  своего  народа.
  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта  русского человека.
  • Обогащать словарь  детей  исконно русскими словами  и понятиями, прививать любовь к красоте и мудрости  русской речи.

Основное назначение мини-музея: знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными  местами, развитие речи, формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками. 

       Музей оформлен в виде декоративных полок, на которых представлены самые разнообразные экспозиции, отражающие национальные, природные особенности нашей страны.

Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания моего  музея занимает  игровой фонд, главное  наполнение которого - всевозможные  атрибуты, предметы прошлых  времен, костюмы, детские игрушки….

 /это и куклы в национальных  костюмах,  и матрешки, и  дымковские игрушки, гжельская посуда, посуда с хохломской росписью, сундук с   предметами русской станины, российский флаг, флаг нашего края,  герб, книги, фотоальбомы, альбомы (с подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций и  т.д.),  глобус, значки, магнитики, гербы городов России, портреты выдающихся  людей, дидактические  игры, карты, схемы, работы  детей  и их родителей и др./

Каждый год, совместно с детьми и их родителями   пополняем наш мини - музей новыми экспонатами и материалами. Мини-музей посещают дети, родители,  сотрудники детского сада.

        Приглашаю вас пройтись по залам нашего мини-музея  «РОСССИЯ – РОДИНА МОЯ». Создать целостное впечатление о музейном пространстве моей группы позволяет мультимедийная презентация.

Сегодня  мой  мини-музей «РОСССИЯ – РОДИНА МОЯ» является комплексным, три экспозиции  раскрывают его  содержание: экспозиция «Мир  природы родного края»,

экспозиция русских  народных промыслов «Веселая  ярмарка» и историко – краеведческая экспозиция « Прогулки по России»  (родного  поселка);

1 «Мир  природы родного края».  

 На материале экспозиции «Мир  природы родного края», я знакомлю  детей с природой  родного края: водоемами, растительностью, животными и  грибами. Для  вашего  внимания  представлены такие экспонаты как : панно «Насекомые», «Домашние  и дикие животные», альбомы и фотоальбомы: «Животные нашего края»,  «Грибы», «Растения нашего леса», «Первоцветы», «Березовая роща», «Золотая  осень», «Красавица весна», «Дождливый октябрь», «Лето красное»,  и др

Мною  разработан цикл занятий и экскурсий  для детей разного возраста «Знакомство с природой родного края». Разнообразие материал помогает показать необъятные просторы  и красоту России. Альбомы , картины, где изображены заснеженные поля, разноцветье леса осенью,  природа весной . животные . реки, вызывают у детей восхищение и радость, чувство  гордости – как красива и богата  природа  земли  русской.

   2. Экспозиция музея «Веселая  ярмарка».

Экспозиция рассказывает и знакомит  детей с  процессом изготовления изделий  народно- прикладного искусства, русских народных  промыслов в динамике, поэтапно. Дети  могут полюбоваться подлинными произведениями, созданными народными мастерами, попробовать себя в роли мастеров , а затем поиграть с игрушками . изготовленными своими руками.

 В этом нам помогают матрешки,  дымковские , филимоновские игрушки,  гжельская посуда, посуда с хохломской росписью, альбомы (с подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок , иллюстраций и  т.д.) 

        Ознакомление детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края может осуществляться посредством уголка в музее  «Русская изба - горница», куда входит «Сундук старины»  Назначение этого уголка состоит в том, чтобы воспитать интерес детей к русскому искусству и традициям русского народа.

Здесь мы  устраиваем  различные посиделки  («Именины»), проводим народные праздники (Масленица, Святки, Рождество, Пасха, Троица, Яблочный спас),  знакомим с убранством русской избы, с народным фольклором (загадки,  потешки,  заклички,  считалки, пословицы, поговорки) и т.д.

нашего  края» и др. В  каждом альбоме вы найдете иллюстрации, стихотворении, загадки, раскраски.

3. Историко  – краеведческая экспозиция « Прогулки по России»  (родного  поселка). Здесь  представлен материал,  для знакомства детей с историей создания , возникновения родного поселка Верхнеднепровский и  интересными  достопримечательностями, местами, людьми.

 Провожу цикл занятий, интересных бесед, экскурсий на материале, собранных в этой экспозиции, которые реализуются через речевые занятия, рисование, лепку, аппликацию. конструирование, театрализовано -музыкальные представления, а информация  закрепляется в последствии в игровой форме и через  самостоятельную художественную  деятельность  детей в свободное время.

 Для  вашего  внимания  представлены такие экспонаты как : альбомы и фотоальбомы:

«Дом, в котором я живу», «Верхнеднепровский», «История поселка Верхнеднепровский», « Привет  - это я» , «Это я! Это  я! это вся моя  семья!»,  « Мама, папа и их профессии», «Мой папа-защитник  родины» и др.

      Уделяю  внимание,  государственной символике России, для того, чтобы у дошкольников сформировались представления об основных функциях символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн.

      Альбом   «Наша промышленность » помогает обогатить  знания  о профессиях родителей, познакомить детей с предприятиями города Дорогобужа и поселка. На занятия по данной теме мы приглашаем родителей для более подробного рассказа об особенностях той или иной профессии.

Для  старших дошкольников в нашем мини- музее представлены карты  Смоленской  области, Дорогобужского района  и макет Земного шара. Дети находят на них местоположения нашего поселка, области.

      Следующая подборка посвящена городам смоленской  области – нашим соседям, конечно же главному городу  области  - Смоленску и столице России – Москве. 

Также уделяем внимание и знаменитым людям нашей области. Смоленская  земля славится знаменитыми людьми. Этой теме посвящена  отдельные экспонаты «Наши  знаменитости» ( фотографии, альбомы : «Сын Смоленщины - покоритель космоса», «Гордость земли смоленской») .

        С  целью ознакомления детей с историей Великой Отечественной войны, с тяготами и трудностями войн,  собрана подборка материала « Этот день  мы приближали  как могли»,, Солдаты победы»,  «Бородино» - прикосновение к истории своей страны  вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням .

Чтобы прикоснуться к духовной  культуре нашего  края , была  сделана  подборка материала альбомов «Церкви и монастыри Дорогобужа», «Святые  места России», «Православные святые», макет церквушки, макет рождественской елки, так же  поделки  и работы совместного творчества родителей и детей  Дети  старших групп рассматривают фотографии, иллюстрации   и знакомятся с  церквями Дорогобужского  района и Смоленской  области.

  На базе мини-музея проводятся  выставки  работ: « Мама, папа, я – рукодельная  семья»,  «Скоро ,  скоро Новый год»,  «Пасха», для которых родители  приносят  работы, поделки, фотографии, сделанные вместе всей семьей. 

        На этом  экскурсия по мини – музею в группе  подошла к концу и как вы успели заметить наш мини - музей  способствует полноценному  развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация  разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине, а также  служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников.

        На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.  Диалог  с музеем обогащает самостоятельную деятельность детей, позволяет им удовлетворять свою потребность в самоутверждении, признании со стороны ближайшего окружения. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов перед младшими детьми, перед сверстниками, родителями, показывая и рассказывая об экспонатах музея. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

      Таким образом, можно сделать вывод о том, что мини- музей в нашей группе позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и воспитанию любви к родному краю. Здесь  мы проводим  тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаем календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники. Мини - музей  также  помогает воспитателям познакомить детей с прошлым и настоящим нашего поселка.

В результате целенаправленной систематичной работы, анализ данных диагностики по  нравственно-патриотического и познавательно-речевого развития детей показал положительную динамику, развитие различных сторон личности. Специалисты  детского сада, родители  воспитанников заметили, насколько богаче и эмоциональнее стала речь детей, значительно расширился кругозор и пополнился словарный запас дошкольников.

 Мини – музей нашей группы  приносит ощутимые результаты в области развития, воспитания и образования детей, ведь  не зря русская пословица гласит: «Капля и камень точит».

 Я считаю, что    ВСЕ  начинается с детства, и надеюсь через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности , бездуховности  наших детей  - тех , кто соприкоснулся с волшебным миром народной культуры , с традициями русского народа .

      Работа  над пополнением продолжается, надеюсь в скором появятся новые экспонаты и соответственно новые экскурсии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию мини-музея в средней группе детского сада

Отражена работа по созданию мини-музея "Солнечный мир" в средней группе детского сада...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Перспективный план работы мини-музея «В мире природы» средней группы

Перспективный план работы мини-музея  «В мире природы» средней группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка»...

Перспективный план работы литературного мини-музея «Книги» старшей группы

Перспективный план работы литературного мини-музея  «Книги» старшей группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка»...

"Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников»....