Кружок в младшей группе"Цветная логика" вторая младшая группа.
рабочая программа (младшая группа)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А так же со следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
- Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина). Возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_tsvetnaya_logika.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Добровольское
Утверждаю: заведующий МДОУ «Детский сад» с. Добровольское ___________ Дуйсенбенова.И.С.
Кружок в младшей группе
«Цветная логика»
Составила: Ажигулова Ж.Т.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет. Программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, а также включает разработки зарубежных и российских авторов. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. А так же со следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
- Концепцией дошкольного воспитания;
- СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.
Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина). Возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Формы и режим проведения занятий
Развитие сенсорных способностей посредством занятий, реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 15 минут.
Численность детей в кружке – вся группа младшая разновозрастная.
Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать:
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия, цель | месяц |
1.1 | «Цвет, классификация по одному признаку». «Какой это цвет?» Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый. | Октябрь 1 неделя |
1.2 | «Что нам привёз Мишутка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета. | 2 неделя |
1.3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | 3 неделя |
1.4 | Игра на внимание «Найди пару» Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета. | 4 неделя |
2.1 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какой это формы?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | Ноябрь 1 неделя |
2.2 | «Что нам привёз Зайчишка?» Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры. | 2 неделя |
2.3 | Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения. | 3 неделя |
2.4 | Игра «Отгадай фигуру» Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур). | 4 неделя |
3.1 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу. | Декабрь 1 неделя |
3.2 | «Цвет и форма, классификация по одному признаку». «Какого размера фигуры?» Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины. | 2 неделя |
3.3 | «Угости матрешек печеньем» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины | 3 неделя |
3.4 | Игра «Укрась елки игрушками» Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.
| 4 неделя |
4.1 | «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какого цвета и формы?» Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы. | Январь 1 неделя |
4.2 | «Что лежит в корзинке?» Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет. | 2 неделя |
4.3 | Игра «Продолжи дорожку» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.
| 3 неделя |
4.4 | Игра «Построй домик» Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу
| 4 неделя |
5.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам». «Какого цвета, формы и величины?» Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.
| Февраль 1 неделя |
5.2 | «Садовники» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу, | 2 неделя |
5.3 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 3 неделя |
5.4 | «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям | 4 неделя |
6.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с двумя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | Март 1 неделя |
6.2 | «Бусы для мамы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
6.3 | «Угости мишек печеньем» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 3 неделя |
6.4 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 4 неделя |
7.1 | «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)». «Угадай фигуру» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)
| Апрель 1 неделя |
7.2 | «Посади цветы на клумбы» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
7.3 | 1. «Что лишнее?» 2. Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам. | 3 неделя |
7.4 | «Мы - конструкторы» Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему. | 4 неделя |
8.1 | «Продолжи ряд» Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
| Май 1 неделя |
8.2 | «Хоровод» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 2 неделя |
8.3 | «Магазин» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 3 неделя |
8.4 | «Волшебное дерево» Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) | 4 неделя |
Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.
Диагностические методики для детей 3-4 лет:
Диагностическая методика | Форма проведения | Показатели: |
Диагностика сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования | ||
Восприятие формы Восприятие цвета Восприятие величины | Индивидуальное обследование
| Ребенок различает, выделяет все три признака геометрических фигур |
Действие наглядного моделирования | Ребенок умеет расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) |
Используемая литература:
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
- Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
- Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию с элементами ТРИЗ во второй младшей группе "Цветной и бесцветный мир"
Блок занятий к проекту "Путешествие в страну красок" по рисованию во второй младшей группе....
Конспект занятия по рисованию с элементами ТРИЗ во второй младшей группе "Цветной мир"
Блок занятий по рисованию к проекту "Путешествие в страну красок"...
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Цветные полотенчики для бабушки моей»
Развивать у детей представление о цвете, уметь их различать и находить предметы такого же цвета; развивать фантазию; совершенствовать творческие способности; поднять настроение, воспитывать интерес и ...
2011-2012 Открытая дидактическая игра в первой младшей группе «Цветные шарики»
Открытая дидактическая игра в первой младшей группе «Цветные шарики»...
Кружок в средней группе "Цветные фантазии"
Цель:Развивать творческие способности и интерес к изобразительной деятельности посредством аппликации из салфеток и ниток разных видов.Задачи:1.Обучать детей трудовым навыкам, умениям, формировать нра...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Цветные ладошки» (старшая группа)
Как известно, основной целью современной системы дополнительного образования выступает воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образ...
Развлечение по безопасности поведения в группе, на улице, в группе во 2 младшей группе.
Развлечение по безопасности поведения в группе, на улице, в группево 2 младшей группе. ( если на улице :дети могут стоять, или сидеть на скамеечках. Если занятие проходит в груп...