Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста
статья

Данная статья о том, насколько важно социально-нравственное воспитание у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы Гимназия № 1926 дошкольное отделение №1

Статья: Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста

Составила и провела воспитатель средней группы Ситникова О. С.

.

21.04.2014 г.

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание, и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения с взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.

Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошкольном возрасте эти отношения строятся на основе определенных правил, указаний и требований взрослых.

В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственников, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов. Взрослый является для детей тем человеком, который все знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. Для младшего дошкольника взрослые – непререкаемый авторитет, и дети стараются подражать им в словах, поведении, в этом возрасте им свойственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает сотрудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.

Общение взрослых с детьми дошкольного возраста не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов. Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка.

Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специальный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспитателя важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выполнять в детском саду, а потом в школе определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отношениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость заботливость, готовность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Он учится самооценке, самопознанию.

Социальное развитие дошкольников и их нравственное воспитание связано с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом жизненного опыта детей, их возрастными возможностями. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.

Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требования, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направленность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стремящимся получить от всех как можно больше для себя.

Нравственное воспитание и социальное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех работников дошкольных образовательных учреждений к его реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Социально – нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Необходимость разработки программы по социально – нравственному воспитанию и культуре общения детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение поз...

Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраст с помощью работы над сказкой.

Распространение собственного опыта среди педагогов дошкольного образования. Выступление на курсах повышения квалификации Калининского района города Санкт-Петербурга.Сказки при воспитании нравственных ...

Сборник игр, способствующих социально- нравственному развитию детей дошкольного возраста "Как научить детей дружить?"

laquo;Как научить детей дружить?» – это сборник игр, способствующих социально-нравственному развитию детей дошкольного возраста.Он адресован психологам, воспитателям детского сада и всем ...

Программа социально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»

Программасоциально-нравственного развития детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание сказкой»    Воспитатель: Галеева Т. Г....