Познавательно-исследовательская деятельность детей на метеоплощадке
учебно-методический материал (старшая группа)
Во многих дошкольных учреждениях организовываются метеоплощадки. Мы делимся своим опытом организации метеоплощадки в ДОУ. Оборудование максимально приближено к оборудованию настоящих метеоплощадок, а так же условное обозначение наблюдаемых природных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_meteoploshchadki_v_dou.docx | 24.32 КБ |
list_nablyudeniya.docx | 11.65 КБ |
prezentatsiya_k_seminaru.pptx | 2.57 МБ |
oblaka_.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Районный постоянно действующий семинар по познавательно-речевому развитию - интеллектуальный клуб «Эврика»
по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей на метеоплощадке. ООД – познавательно-исследовательская деятельность по формированию элементарных экологических представлений с использованием метода моделирования (подготовительная группа)
«В гостях у мудрого Филина»»
План проведения:
1. Вступительное слово.
2. Познавательно-исследовательская деятельность детей на метеоплощадке – Галинская В.А.
3. Проект «Как изменяется погода» - Немкова И.Ю.
4. Просмотр фрагмента ООД по формированию элементарных экологических представлений с использованием метода моделирования (подготовительная группа) «В гостях у мудрого Филина»» - Хамула Н.В.
5. Масстер-класс «Наблюдение на метеоплощадке» - Галинская В.А.
6. Рефлексия.
1. Приветствие
Вопросы: назовите атмосферные осадки (дождь, снег, иней, роса, град);
- каких видов бывают атмосферные осадки (твердые и жидкие);
- назовите атмосферные явления (туман, радуга, гроза);
- чем измеряют температуру почвы?
- прибор для определения направления и силы ветра;
- что такое облака?
- кто ведет наблюдения за изменениями погоды?
- какую познавательно-исследовательскую деятельность проводят ваши дети на метеоплощадке?
2. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала специально созданная на территории учреждения «Метеоплощадка у Филина».
Метеоплощадка позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением погоды, сезонными явлениями в окружающей среде, проведения экспериментальной и проектной деятельности. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес.
Цель: сформировать у детей элементарные представления об изменениях в состоянии погоды.
Задачи:
1. Познакомить детей с природными явлениями, разновидностью облаков.
2. Познакомить детей с приборами, предназначенными для наблюдений
за температурой, осадками, ветром, давлением, их единицами измерений.
3. Формировать элементарные экологические знания и представления через проектную и исследовательскую деятельность.
5. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
6. Развивать познавательную активность и любознательность.
7. Помогать детям последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы.
8. Расширять у детей словарный запас.
Оборудование «Метеоплощадки у Филина»
Психометрическая будка – в будке установливается горизонтально термомерт для измерения температуры воздуха. Психрометрическая будка выкрашена в белый цвет и имеет специальные жалюзи, что нужно для лучшей вентиляции помещения.
Термометры - используется для измерения температуры воздуха и поверхности почвы.
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит для измерения количества выпавших осадков.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Доска – для фиксирования результатов наблюдений.
Результаты наблюдений отражаются детьми на доске и заносятся в «Лист наблюдения за погодой» или в групповых календарях природы и погоды.
Для более детального знакомства детей с явлениями погоды составлен МЕТЕОАЛЬБОМ, в котором дается более подробное описание этим явлениям погоды.
Природные явления:
Дожди — атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6—7 мм.
Интенсивность дождя колеблется от моросящего дождя до сильнейшего ливня.
Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда. Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.
Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.
Град — вид ливневых осадков в виде частиц льда преимущественно округлой формы (градин).
Роса́ — вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздушной массы водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью.
И́ней — вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре.
Гололёд — нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности земли на охлаждённых до 0 градусов по Цельсию и ниже поверхностях.
Тума́н — атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара.
Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения. Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре, но следует иметь в виду, цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков.
Что такое облака? Во-первых, это очень легкое воздушное образование, это собрание капелек испарившейся воды, нагретый воздух, так сказать туман, только значительно выше над землей.
Ве́тер — поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. На Земле ветер является потоком воздуха, который движется преимущественно в горизонтальном направлении.
Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха.
Шкала Бо́форта — двенадцатибалльная шкала, принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.
3. Проект «Как изменяется погода»
4.ООД «В гостях у мудрого Филина»
5. Наблюдение на метеоплощадке, заполнение листов наблюдений.
6. Рефлексия: - что нового вы узнали?
- В чем испытали затруднение? Почему?
- Необходимо ли знакомить детей с изменениями погоды, вести наблюдения на метеоплощадке?
- Вам могут пригодится эти знания? Где, в какой деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МЕТЕОПЛОЩАДКА У МУДРОГО ФИЛИНА Цель: сформировать у детей элементарные представления об изменениях в состоянии погоды. Задачи: 1. Познакомить детей с природными явлениями, разновидностью облаков. 2. Познакомить детей с приборами, предназначенными для наблюдений за температурой, осадками, ветром, давлением, их единицами измерений. 3. Формировать элементарные экологические знания и представления через проектную и исследовательскую деятельность. 4. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. 5. Развивать познавательную активность и любознательность. 6. Помогать детям последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы. 7. Расширять у детей словарный запас.
Оборудование
Природные явления Дожди — атмосферные осадки , выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6—7 мм. Интенсивность дождя колеблется от моросящего дождя до сильнейшего ливня. Снег — форма атмосферных осадков , состоящая из мелких кристаллов льда . Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок. Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии , сопровождаемые громом . Как правило, гроза образуется в мощных кучево дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Град — вид ливневых осадков в виде частиц льда преимущественно округлой формы (градин). Роса́ — вид атмосферных осадков , образующихся на поверхности земли, растениях, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздушной массы водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды . Это происходит обычно ночью.
И́ней — вид твёрдых атмосферных осадков . Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре. Гололёд — нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности земли на охлаждённых до 0 градусов по Цельсию и ниже поверхностях. Тума́н — атмосферное явление , скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара. Ра́дуга — атмосферное , оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной) множества водяных капель ( дождя или тумана ). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность , составленная из цветов спектра видимого излучения Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре, но следует иметь в виду, цвета плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков
Ве́тер — поток воздуха , который быстро движется параллельно земной поверхности. На Земле ветер является потоком воздуха , который движется преимущественно в горизонтальном направлении. Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Шкала Бо́форта — двенадцатибалльная шкала , принятая Всемирной метеорологической организацией для приближенной оценки скорости ветра по его воздействию на наземные предметы или по волнению в открытом море.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ярусность облаков
Перистые волокнистые когтевидные облака
Перистые волокнистые облака
Перистые кучевые облака
Высоко - кучевые облака
Высоко слоистые облака
Слоисто-кучевые облака
Слоисто-дождевые облака
Кучевые облака
Кучево-дождевые облака
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Познавательно - исследовательский проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"
laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон ...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...