Доклад для воспитателей "Сенсорное восприятие - как фактор развития креативных способностей"
учебно-методический материал (младшая группа)

Делявская Марина Николаевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад для воспитателей18.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МАДОУ  Детский сад «Родничок»

                                                   Доклад  для  воспитателей                              

                      «СЕНСОРНОЕ  ВОСПРИЯТИЕ -  КАК  ФАКТОР  РАЗВИТИЯ                    

                                           КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

                                                                                                         

                                                                                                           Подготовила воспитатель:

                                                                                                                     Делявская М.Н.                

                                                                                                                                                                                                                                     

                                                           

                                                                      2018г.                                                                                          

                                                                     

                                                                                    «Ум ребенка – на кончиках его пальцев»                                                                            

                                                                                                     (В. И. Сухомлинский)                                   Осязание – первое чувство, которое развивается у человека, еще в эмбриональной стадии. Детство человека проходит в постоянном изучении окружающего мира.                      Ребенка притягивает практически все, он пытается многое узнать и понять. Чем богаче палитра ощущений, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.

      Каждая возрастная ступень определяется усиленной чувствительностью к тем или иным проявлениям среды, что благоприятно влияет на дальнейшее нервно-психическое развитие и воспитание детей. И чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет сенсорное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от его кинестетического развития.  

     Кинестетические ощущения - это ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие как, вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия.

     Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

     Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве.

     Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных - в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных - при письме, речедвигательных - при произношении, тактильно-двигательных - в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

      Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть проблем, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Введение новых технологий, таких как игровая система сенсорного обучения (ИССО), ведет за собой модернизацию дошкольного образования, предполагая не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и направленность на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей . Данная проблема позволяет определить тему исследования – «сенсорное восприятие как фактор развития креативных способностей».                  

         Креативность – это способность создавать и находить новые оригинальные идеи нестандартным путем.                                                                                                                                                     Креативное мышление – это созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.                                                                                                                            Сенсорное восприятие (Лат.: sensus – чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения) – это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Процесс восприятия складывается из обнаружения объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. Огромное значение приобретает проблема умственного развития детей дошкольного возраста, базой которого является сенсорное воспитание. Оно нацелено на формирование целостного восприятия окружающего мира и является основополагающим фактором познания, первой ступенью которого является чувственный опыт.                                                                                                                                                                                              В истории педагогики, на всех этапах ее развития, данная проблема занимала одно из центральных мест. Решению  данной  проблемы послужили  такие труды исследователей и преподавателей,  как «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» Э. Г. Пилюгиной,  «Поиск новых идей: от озарения к технологии», Г. С. Альтшуллера,            Б. Л. Злотина, А. В. Зусмана, В. И. Филатова, «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» В. А. Сухомлинского,  методическое пособие Л. Н. Прохоровой «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников».                                                                                                  Развитие креативности зависит от комплекса психолого-педагогических условий, и одним из них является применение приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок и его модификаций. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

        Проблемам разработки ТРИЗ в различных областях жизнедеятельности посвятили свои исследования Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин, Б. Л. Злотин. Большая часть исследований доказывает, что в структуру креативности входят следующие понятия – воображение, творческое мышление, инициативность, активность, любознательность и самостоятельность, которые определяют, как предпосылки становления креативного потенциала.                  

Изучая методическое пособие Л. Н. Прохоровой «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» определены составные части креативности ребенка-дошкольника: мотивационная сфера (потребность в познавательной и созидательной деятельности), психические процессы (воображение и творческое мышление), личностные качества (любознательность, активность, инициативность).                                                                               Выдающийся педагог-новатор В. А. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми, он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка.

      Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.                                                                                                                                                               Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для рационального использования творческого потенциала ребенка, способности ставить и решать проблему; систематизации ранее накопленных знаний в области сенсорного обучения детей через игровые методы и приемы для формирования творческо-преобразовательного, поисково- преобразовательного отношения личности современного ребенка к действительности.  

    Процесс познания происходит через развитие психических процессов: восприятие, память, внимание. Которые в свою очередь, способствуют развитию конвергентного (логического) мышлениядивергентного (ассоциативного) мышления и воображения (создания образа). Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подличать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый, восприятие в процессе обучения и игры совершаются, и главное, оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью. 

      Важно не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Включение в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности способствует более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Перенос этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность оказывает положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо.      

 Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легковозбудимых малышей. Роль тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Постоянная тренировка всех сенсорных систем детей поможет более точно воспринимать любую информацию о мире, сформировать адекватное о нем представление. Игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.

Креативность активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, с применением элементов методики игровой системы сенсорного обучения (ИССО),  активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

Использование нетрадиционных способов рисования в развитии креативных способностей дошкольников

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм рисования нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...

Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.  Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Мастер-класс на тему: «Многообразие видов конструкторов - фактор развития креативности у дошкольников»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию разнообразных конструкторов.Задачи:Активизировать знания педагогов о разнообразных конструкторах.Способствовать с...