Доклад для воспитателей "Сенсорное восприятие - как фактор развития креативных способностей"
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад «Родничок»
Доклад для воспитателей
«СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ - КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Подготовила воспитатель:
Делявская М.Н.
2018г.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
(В. И. Сухомлинский) Осязание – первое чувство, которое развивается у человека, еще в эмбриональной стадии. Детство человека проходит в постоянном изучении окружающего мира. Ребенка притягивает практически все, он пытается многое узнать и понять. Чем богаче палитра ощущений, тем шире и многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребенка, необходимая предпосылка для интеллектуального развития.
Каждая возрастная ступень определяется усиленной чувствительностью к тем или иным проявлениям среды, что благоприятно влияет на дальнейшее нервно-психическое развитие и воспитание детей. И чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет сенсорное восприятие. Готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от его кинестетического развития.
Кинестетические ощущения - это ощущения тела, тактильные ощущения и внутренние чувства, такие как, вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия.
Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных при произношении, тактильно-двигательных в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.
Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве.
Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных - в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных - при письме, речедвигательных - при произношении, тактильно-двигательных - в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.
Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть проблем, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок. Введение новых технологий, таких как игровая система сенсорного обучения (ИССО), ведет за собой модернизацию дошкольного образования, предполагая не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и направленность на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей . Данная проблема позволяет определить тему исследования – «сенсорное восприятие как фактор развития креативных способностей».
Креативность – это способность создавать и находить новые оригинальные идеи нестандартным путем. Креативное мышление – это созидательное мышление, носящее конструктивный характер. Это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Сенсорное восприятие (Лат.: sensus – чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения) – это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. Процесс восприятия складывается из обнаружения объекта в воспринимаемом поле, различение в этом объекте отдельных признаков и их синтез. Огромное значение приобретает проблема умственного развития детей дошкольного возраста, базой которого является сенсорное воспитание. Оно нацелено на формирование целостного восприятия окружающего мира и является основополагающим фактором познания, первой ступенью которого является чувственный опыт. В истории педагогики, на всех этапах ее развития, данная проблема занимала одно из центральных мест. Решению данной проблемы послужили такие труды исследователей и преподавателей, как «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» Э. Г. Пилюгиной, «Поиск новых идей: от озарения к технологии», Г. С. Альтшуллера, Б. Л. Злотина, А. В. Зусмана, В. И. Филатова, «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» В. А. Сухомлинского, методическое пособие Л. Н. Прохоровой «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». Развитие креативности зависит от комплекса психолого-педагогических условий, и одним из них является применение приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ принципиально отличается от метода проб и ошибок и его модификаций. Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач.
Проблемам разработки ТРИЗ в различных областях жизнедеятельности посвятили свои исследования Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин, Б. Л. Злотин. Большая часть исследований доказывает, что в структуру креативности входят следующие понятия – воображение, творческое мышление, инициативность, активность, любознательность и самостоятельность, которые определяют, как предпосылки становления креативного потенциала.
Изучая методическое пособие Л. Н. Прохоровой «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников» определены составные части креативности ребенка-дошкольника: мотивационная сфера (потребность в познавательной и созидательной деятельности), психические процессы (воображение и творческое мышление), личностные качества (любознательность, активность, инициативность). Выдающийся педагог-новатор В. А. Сухомлинский огромное значение уделял формированию мировоззрения ребенка через труд, познание красоты окружающего мира, творческой деятельности, чтения книг и сочинения сказок вместе с детьми, он сформулировал базовые принципы воспитания ребенка.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для рационального использования творческого потенциала ребенка, способности ставить и решать проблему; систематизации ранее накопленных знаний в области сенсорного обучения детей через игровые методы и приемы для формирования творческо-преобразовательного, поисково- преобразовательного отношения личности современного ребенка к действительности.
Процесс познания происходит через развитие психических процессов: восприятие, память, внимание. Которые в свою очередь, способствуют развитию конвергентного (логического) мышления, дивергентного (ассоциативного) мышления и воображения (создания образа). Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подличать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый, восприятие в процессе обучения и игры совершаются, и главное, оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.
Важно не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Включение в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности способствует более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Перенос этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность оказывает положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо.
Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легковозбудимых малышей. Роль тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу. Постоянная тренировка всех сенсорных систем детей поможет более точно воспринимать любую информацию о мире, сформировать адекватное о нем представление. Игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, цветоразличения.
Креативность активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, с применением элементов методики игровой системы сенсорного обучения (ИССО), активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...
Использование нетрадиционных способов рисования в развитии креативных способностей дошкольников
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм рисования нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...
Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...
Технологии в развитии креативных способностей старших дошкольников
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах.Креативность...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
Мастер-класс на тему: «Многообразие видов конструкторов - фактор развития креативности у дошкольников»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию разнообразных конструкторов.Задачи:Активизировать знания педагогов о разнообразных конструкторах.Способствовать с...