ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка
Методическое сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_vnedreniya_proektnoy_tehnologii_v_dou.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная
технология в ДОУ»
Методическое сопровождение
1. Обоснование актуальности проблемы.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Основными документами, регламентирующими работу дошкольного учреждения в инновационном режиме проектирования, являются: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Локальные акты дошкольного учреждения.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
2. Теоретическая база опыта.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено систематизировать материал по приобщению педагогов к проектной деятельности в управленческий проект «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в дошкольном учреждении», содержащий стратегию и тактику работы, обеспечивающий оптимальную инновационную деятельность.
Цель проекта:
Организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Задачи проекта:
1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
3. Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
- построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
- создание единого образовательного пространства;
- постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
- создание банка данных;
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
- активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
3. Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа:
подготовительный, реализационный, итоговый:
Сам процесс проектной деятельности выстраивается в три этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Реализацией проектов в нашем дошкольном учреждении руководит проектная группа, основной целью которого является создание условий для инновационных процессов в детском саду.
В его задачи входит: руководство образовательными проектами, консультирование педагогов, утверждение проектов, контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику.
Проектной группой разработаны методические рекомендации для педагогов по внедрению педагогической деятельности, критерии выполнения и защиты проекта, даются рекомендации для участия проектов в конкурсах, фестивалях на муниципальных, региональных и федеральных уровнях.
На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы развития материально-технической базы, привлечения внебюджетных средств, сотрудничество с родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за учебный год (участие в конференциях и семинарах разного уровня, представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
План мероприятий
по повышению уровня проектной деятельности педагогов
№ п/п | Содержание деятельности | Прогнозируемый результат | Исполнители |
Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов | |||
1. | Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о временных творческих группах | Создание нормативно-правовой базы | Заведующая, Старший воспитатель |
Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов | |||
2. | Разработка программы повышения уровня проектной деятельности педагогов Овладение педагогами знаниями теоретических и технологических основ проектирования и практическими проектировочными умениями. | Включение педагогов в активную деятельность по реализации проектов. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
Разработка методических рекомендаций для педагогов | |||
3. | Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста | Старший воспитатель, проектная группа | |
Разработка механизма реализации проекта в ДОУ | |||
4. | Механизмы реализации проектов | Старший воспитатель, проектная группа | |
Организация работы с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | |||
5. | Консультация: «Метод проектов и познавательное развитие дошкольников». Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ Мастер-класс «Разработка проектов образовательного процесса». Педсовет «Использование проектного метода в ДОУ–фактор успешности взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса» | Повышение уровня теоретических знаний педагогов. Появление интереса к проектной деятельности | Старшие воспитатели |
Организация работы проектной группы | |||
6. | Разработка материалов по реализации проектов | Старший воспитатель, проектная группа | |
7. | Составление перспективного плана детских проектов на 3 года. Создание творческих групп педагогов. | Накопление педагогами практических навыков проектирования | Старший воспитатель, проектная группа, воспитатели |
8. | Целенаправленный поиск партнеров (встречи, переговоры, анкетирование и др.) | Обсуждение сотрудничества с социальными институтами | Заведующая, старший воспитатель |
9. | Заключение договоров с социальными институтами по организации совместной деятельности | Социальное партнерство с учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, образования | Заведующая, старший воспитатель |
10. | Составление плана деятельности воспитателей и специалистов в проектной деятельности на 3 года | Осуществление взаимо-действия между воспита-телями и специалистами ДОУ в процессе проектной деятельности | Заведующая, старший воспитатель, специалисты ДОУ |
11. | Обсуждение возможностей совместной реализации детско-родительских проектов на 3 года | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Заведующая, старший воспитатель, специалисты ДОУ |
12. | Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Заведующая, старший воспитатель, специалисты ДОУ, воспитатели |
13. | Составление и реализация перспективного плана проектов, обеспечивающих взаимодействие детей, педагогов и родителей с социальными институтами города | Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов | Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
14. | Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации. Оказание методической помощи в рамках реализации проекта. | Подбор материалов по проектной деятельности | Заведующая, старший воспитатель, специалисты ДОУ |
Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности | |||
15. | Мониторинг проектной деятельности Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов. | Внесение корректив в планирование и организацию работы | Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ |
16. | Анализ результатов проектной деятельности | Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов | Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ |
17. | Диагностика проектной деятельности педагогов . | Определение уровня: знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе; включенности педагогов в проектную деятельность | Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
18 | Представление опыта работы ДОУ на различных уровнях Формирование исследова-тельских и аналитических навыков у педагогов. | Обобщение и распространение опыта | Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
19. | Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности | План работы по проектной деятельности на перспективу | Старшие воспитатели, воспитатели, специалисты ДОУ |
4. Предполагаемые результаты.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении уже 2х лет (из 3х лет запланированных на реализацию) позволяет сделать следующие выводы:
Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных средств.
5. Результативность деятельности по проекту.
Реализация проекта «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ» в дошкольном учреждении запланирована на 3 учебных года
На протяжении прошедших 2х лет педагогами было разработано и реализовано 15 проектов по следующим направлениям:
познавательно-речевое («Домашние животные», «Кто живет в лесу?» «Витаминный калейдоскоп», «Птицы средней полосы России», «Поможем пернатым друзьям», «Мир моря», «Открытый космос»);
социально-личностное (такие проекты как «Моя милая мама», «Моя семь Я», «Маленький ребёнок в большом городе»);
художественно-эстетическое («Зимняя фантазия», «Осень щедро дарит нам», «Что такое натюрморт?», «Цветная экология», «Волшебный мир сказок»).
Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования.
В перспективе планируем продолжать инициировать педагогов к использованию технологии проектирования в художественно-эстетическом, нравственно-патриотическом и экологическом развитии воспитанников, во взаимодействии с социальными партнёрами, родителями.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе:
способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» с использованием технологии проектной деятельности
Семинар практикум...
Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".
Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...
Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).
Актуальность: В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...
Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....
Проектная деятельность и технологии проектной деятельности
В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...