Конспект нод по программе "Камертон". Музыкальное занятие по развитию певческих навыков "Музыкальные ступеньки" в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Румянцева Елена Павловна

Музыкальное занятие по развитию певческих нааыков по программе "Камертон",  с использованием презентации (слайды и слайды для пения по ручным знакам, слайды с опорными картинками к песне).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_muzykalnye_stupenki.docx31.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     Нижегородская область, город Балахна

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                  «Детский сад комбинированного вида №16»

             Конкурс «

       Конспект непосредственно образовательной деятельности

                              по программе «Камертон»

         Музыкальное занятие по развитию певческих навыков                                                          

                                      «Музыкальные ступеньки»

                               в подготовительной группе.

        

        Музыкальный руководитель:

                                                                                   Румянцева Е.П.

.        

                                               2012г.

                                          Пояснительная записка

 «Пение  относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений». (Н.А.Ветлугина)

Наиболее эффективная форма развития ладово-высотного слуха у детей дошкольного возраста происходит в процессе приобщения их к «ручным знакам».

Что  такое «ручные знаки»? «Ручные знаки» - это, так называемые, мануальные системы, в которых условные движения руки в пространстве изображают те или иные ступени лада.

Впервые приобщение детей дошкольного возраста к «ручным знакам», по рекомендации Г. А. Струве, появилось в программе «Камертон».

 Э. П. Костина, автор программы «Камертон» структурировала упражнения с «ручными знаками» в возрастном плане, т. е. учитывая возрастные особенности дошкольников.

Многие музыкальные руководители стали брать в свою практику «ручные знаки» в обучении детей пению, и идет много положительных отзывов из разных детских садов об их успешном применении. Я тоже заинтересовалась этой проблемой и внедрила это новшество в свою работу.

Из практического использования «ручных знаков»  видно, что у детей  успешно развивается ладовый слух, т. е. ребенок начнет слышать как звуки «ладят» между собой. Развивается координация слуха и голоса.

Благодаря развитию музыкального слуха и голоса, музыка начинает увлекать, появляется устойчивый интерес к ней, развивается музыкальная память, активизируется внимание. Все это способствует интенсивному общему развитию ребенка.

ЦЕЛЬ: Формировать музыкально-слуховые певческие представления.

Задачи:                                                                                                            Обучающие:                                                                                          Совершенствовать имеющиеся навыки пения по ручным знакам (1-7 ступень);                                                                                                   Совершенствовать певческие умения и навыки:                                                правильность звукообразования;                                                                       красоту  звуковедения ( протяжность напевного пения – легкость отрывистого);                                                                                                  точность, внятность, ясность певческой дикции;                                 правильность дыхания,                                                                                    точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни; слаженность ансамбля;                                                                                                Побуждать распределять слуховое внимание, чередуя индивидуальное и хоровое пение.                                                                                               Побуждать импровизировать на предлагаемый текст.  Допевать тонику или недостающие несколько звуков.

Развивающие:                                                                                                         Развивать у детей ладовый слух.                                                                      Развивать  музыкально – сенсорное восприятие (и воспроизведение голосом) основных выразительных отношений музыкальных звуков:                                - звуковысотных отношений двух последовательно взятых звуков;                         - ритмических рисунков.                                                                              Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.                                                                                  Развивать макро- и микро-моторику.                                                                                                    Развивать  умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние

Воспитательные:                                                                                                 Воспитывать любовь к песне;                                                                           Бережное отношение к голосу.    

Дидактический материал:

        Мультимедийная установка

        Слайды и слайды для пения по ручным знакам, слайды с опорными картинками к песне.

Слайды

Структура организованной деятельности взрослым

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность детей

Слайд №2

Появление Домисольки

(голос 1)

Слайд №3 Появление Волшебницы

Паузы

 (голос 2)

Слайд №4

Домисолька  (голос 3)

Слайд №5  Заставка к упражнению на дыхание

Слайд №6 Заставка к упражнению «Поезд»

Слайд №7

Заставка к упражнению «Лыжи»

Слайд №8

Картинки к музыкально-дидактичес-кой игре «Узнай песенку по двум звукам»

Слайд №9

Появление первой  ступени музыкального конструкто-ра

Слайды №10,11,12

Схемы для пропевания ритмических рисунков

Слайд №13

Появление второй   ступени музыкального конструкто-ра

Слайд №14 Появление лошадки

Слайд №15

Появление музыкальных инструмен-тов (Моцарт « Турецкое рондо»)

Слайд №16

Появление третей    ступени музыкального конструкто-ра

Слайд №17

Появление котёнка.

Опорные картинки к песне

Слайд №18

Появление  четвёртой    ступени музыкального конструкто-ра

Слайд №19

Заставка к творческому заданию «Снежок»

Слайд №20

Появление  пятой     ступени музыкального конструкто-ра

Слайд №21

Пиктограммы эмоциональ-ных состояний

Слайд №22

Появление  шестой и седьмой   ступеней  музыкального конструкто-ра

Слайд №23

Схема Упражнения

Слайд №24

Схема Упражнения

Слайд №25

Появление музыкального консруктора

Слайд№26

Появление Домисольки

(голос 4)

Музыкальное приветствие

Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация от Домисольки

Певческое упражнение  «Разбудим голосок» Автор С.А. Арефьева

Упражнения на развитие певческого  дыхания «Холодный ветер»,   «Погреем ручки».  Автор С.А. Арефьева

Артикуляционное упражнение «Язычок». Автор И.Меньших  

Упражнения для развития  голоса и  слуха «Поезд». Автор Г.И.Анисимова

Упражнение

 «На лыжах». Сл. Л.Дымовой, муз. Е.Тиличеевой

Музыкально – дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Узнай песенку по двум звуками». Автор Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина.

Пение по ручным знакам (1 ступень)

Пропевание различных ритмических рисунков по схемам.

Пение по ручным знакам (2 ступень)

Элементарное музицирование  «Зимнее рондо». Автор Т. Тютюнникова    

Пение по ручным знакам (3 ступень)

 Работа над песней «Котёнок на окне» сл. М. Веховой, муз. О. Буйновской        

 1.  Беседа о характере и строении песни.                         2.  Проговаривание текста в ритме музыки шёпотом.                                                                  3. Пропевание в медленном темпе, чётко произнося слова.                                          4.  Работа над интонацией с 12 такта и певческим дыханием (не разрывать дыхание во фразе).                                           5. Выразительное исполнение песни в ансамбле.                                                                                                                                                                                                

Пение по ручным знакам (4 ступень)

Задание на развитие певческого творчества. «Снежок» слова и мелодия Т. Бырченко

Пение по ручным знакам (5ступень)

Игра на развитие мимики  и артикуляции «Угадай настроение» слова и муызка И. Меньших

Пение по ручным знакам (6, 7ступени)

Пение  по ручным знакам «Вверх,  вниз».  Е.Тиличеевой

Пение  по ручным знакам «Горошина». В.Королёв

Танец «Я с весёлой песенкой дружу»

исп. Шоу-группа «Улыбка»

Музыкальное прощание

М.р.  пропевает музыкальное приветствие по ручным знакам:  Здравствуйте, ребята! (5-4-3-2-1)

 

М.р. Ребята, сегодня наше занятие необычное.  Дело в том, что я получила интересное сообщение  от  Домисольки – принцессы музыкальной страны.  Что же Домисолька  хочет нам сообщить? Давайте послушаем, и вы всё узнаете сами.

ДОМИСОЛЬКА: «Здравствуйте, ребята! У нас большая беда!  

М.р. Что случилось, Домисолька?

ДОМИСОЛЬКА:    Злая волшебница Пауза   заколдовала все ступеньки на нашей музыкальной лесенке. Исчезли все музыкальные звуки и мелодии, и  наступила тишина.   Помогите нам! Ведь мы так любим петь!  В помощь я отправляю подсказки – музыкальные задания,  в надежде, что они помогут вам. Очень надеюсь на вас!»  

 

М.р. Ну что, ребята,  вы готовы помочь принцессе?

М.р. Но, прежде чем мы приступим к  выполнению музыкальных заданий, нам надо разбудить свой голосок.

М.р. Немножко старания – разовьёшь дыхание.          

Почувствуйте  холод на своих ладошках.                                                                                   Словно волшебник – мороз на окна узоры нанёс

М.р. Мы погреемся немножко, согревай свои ладошки.      

М.р. А сейчас молчок, пусть попляшет язычок.      

М.р. Дружно в поезд все садимся и с весёлой песней мчимся. Кто будет машинистом – солистом?

         

М.р. А теперь покатаемся с горки на лыжах.

   

М.р.  Давайте посмотрим, какую подсказку – первое музыкальное задание прислала нам Домисолька. ( На слайде появляются птицы и птенчики, труба, курица, гармошка, девочка, две куклы, качели)

М.р. А первое задание такое: «Узнай, песенку по двум звукам».  А что это за песенки? Вы их узнали?

М.р.  Давайте споём эти песенки, а потом поиграем.      

                                     

(На слайде появляется 1 ступень 

музыкального конструктора).

М.р. Молодцы! Первую ступеньку мы расколдовали!  Пропоём  по ручным знакам первую ступеньку.  

М.р.  А теперь посмотрим на второе задание. Какие интересные схемы. Что они означают?                              

М.р.  Долгий звук и звук короткий есть у песни непременно. По рисунку спойте верно.

(На слайде появляется 2 ступень музыкального конструктора).

М.р.  Вот и вторую  ступеньку мы расколдовали!  Пропоём  по ручным знакам  вторую ступеньку.  

М.р.  А сейчас я хочу рассказать вам зимнюю сказку.                                           (Рассказываю сказку. На слайдах появляются изображения музыкальных инструментов в соответствии с текстом).

 Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:                                             Скок, скок, скок. Скок, скок, скок. (Ложки).                         Санки  скрипят  (Рубель).                                                 Бубенчики звенят (Бубен).                                                  Белка на ёлке орешки  всё грызёт: «Цок-цок» (Кастаньеты).                                                                              Рыжая лисичка зайчика стережёт (Маракасы).            Холод, холод, стужа, стужа.                                                      Снег пушистый кружит, кружит… (Треугольник).                Ехали мы, ехали, наконец, доехали : (Ложки)                                    С  горки «У - ух!». В ямку  «бух!» (металлофон)           Приехали!

М.р.  Ребята, а для чего на слайдах появлялись музыкальные инструменты, когда я рассказывала сказку?

М.р.  Давайте с вами разделимся на две группы. Первая группа вместе со мной будет петь сказку. А другие ребята   будут  озвучивать её музыкальными  инструментами. Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию, как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы сказка получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.                                                                                                                                        (Сказка звучит повторно, но в сопровождении музыкального оркестра).

(На слайде появляется 3 ступень музыкального конструктора).

М.р.  Вот и третью  ступеньку мы расколдовали!  Пропоём  по ручным знакам  третью ступеньку.  

М.р.  Давайте посмотрим на следующую подсказку. (На слайде появляется кот)    Вот показался кот. Кто нам песенку споёт?

   

                                                                                                                 

(На слайде появляется  4ступень музыкального конструктора).

М.р.  Вот и четвёртую  ступеньку мы расколдовали!  Пропоём  по ручным знакам   четвёртую ступеньку.  

М.р.  Следующее задание: сочините свою мелодию, допойте песенку до конца. А песня  нам знакома.

(На слайде появляется 5 ступень музыкального конструктора).

 М.р.  Вот и пятую   ступеньку мы расколдовали!  Пропоём  по ручным знакам  пятую  ступеньку.  

М.р.  Давайте посмотрим  ещё на одну  подсказку. (На слайде появляются пиктограммы.) А эта подсказка приглашает нас поиграть. Вставайте все в круг.

   

(На слайде появляются  6 и 7 ступени  музыкального конструктора).

М.р.  Вот как весело играли, сразу две ступеньки расколдовали.

М.р.  А теперь наши голосочки   поднимаются  и  спускаются  по музыкальной лесенке с нашей песенкой «Вверх, вниз».

М.р.  А теперь споём нашу любимую песню «Горошина».

М.р.  Вот  мы и расколдовали все ступеньки на  нашей музыкальной лесенке. Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями.

А что же  вам больше  всего запомнилось и   какое задание  понравилось?

А где же наша Домисолька?

ДОМИСОЛЬКА: «Спасибо вам, ребята, за помощь. В нашей стане снова зазвучала музыка. Теперь мы можем петь и радоваться. А сейчас я приглашаю вас на весёлый танец.

М.р.  пропевает  музыкальное  

прощание  по ручным знакам:  

До свидания (5-4-3-2-1)

Дети пропевают: Здравствуйте!  (5-3-1 ступени)

 Да!

Пропевают звуки 1-7 ступени на «А», «У», «О».

Выполняют упражнения

Солист – машинист пропеает  сигнал «Ту!». Остальные поют песню по фразам.

Выполняют упражнение

Ответы детей:

Песня «Птица и птенчики», песня «Труба», песня «Эхо» песня «Курица», песня  «Гармошка»,  песня «Спите, куклы» и песня «Качели».

Длинные полоски обозначают  долгий звук, а короткие полоски – короткий звук.

Ответ детей:  чтобы озвучить сказку музыкальными инструментами

Поют  и играют на музыкальных инструментах сказку вместе с музыкальным руководителем

Угадывают  песню по музыкальному вступлению.   Моделируют её строение. Проговаривают  текст в ритме музыки шёпотом.  Пропевают в   медленном темпе. Выразительно исполняют песню.

Допевают тонику. Допевают недостающие несколько звуков

В руках у водящего ребёнка, мимическая картинка. Окончание музыкальной фразы, он пропевает  с эмоциональной окраской.  Дети угадывают настроение поющего.

Поют по ручным знакам

Поют по ручным знакам

Вспоминают  ход занятия,  делятся впечатлениями.

танцуют

Дети пропевают:

До свидания

(5-4-3-2-1)

                           

 

Литература:

  1. Анисимова Г.А. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2005.
  2. Кацер О.В.Игровая методика обучения детей пению. – Спб.,2008.
  3. Костина Э.П. Программа музыкального образования  детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» .— М.: Просвещение, 2004.
  4. Костина Э.П. Хрестоматии к программе «Камертон».  – Н.Новгород, 2003.
  5. Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. – Ростов –на-Дону, 2007.
  6. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М., 1988.
  7. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983
  8. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей  6 -7 лет. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Музыкальное занятие на развитие певческих навыков и творчества в пении у младших дошкольников

Показывала данную разработку на методическом объединенийй музыкальных руководителей. Тема: "Развитие певческих навыков и творческих навыков в пении у младших и старших дошкольников" Это занятие ...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков для детей старшей группы"Мы на луг ходили"

ЗадачиОбучающие:• учить двигаться в соответствии с различным характером музыки;• уметь выполнять различные танцевальные движения (хороводный шаг, прямой галоп, подскоки);• учи...

Открытое музыкальное занятие по развитию певческой деятельности в подготовительной к школе группы «В гости к самовару».

Открытое музыкальное занятие по развитию певческой деятельности в подготовительной к школе группы «В гости к самовару». Цель занятия: знакомство с вокальным искусством. Формирование и...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...

конспект музыкального занятия по развитию певческих навыков " В гостях у феи Гармонии"

Непосредственная образовательная деятельность построена в виде доминантного занятия для детей подготовительной группы. В нем описываются игровые приемы по развитию певческих навыков, объединенных одни...