Создание условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Выступление
на методическом объединении воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 298.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125 г.Оренбурга»
Выступление
на методическом объединении воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций г. Оренбурга.
Тема: Создание условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
Подготовили:
Зверева Елена Геннадьевна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория.
Оренбург 2017.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам опыт работы по созданию условий для проведения занятий по социально-коммуникативному развитию.
Условия для образовательной деятельности основываются на
Задачах по социально-коммуникативному развитию и определены ФГОС ДО, вы их видите на (слайде 2 ) :
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу людей;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Решение задач осуществляется по направлениям (слайд 3):
Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие по ФГОС ДО включают в себя:
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Трудовое воспитание
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Особенность организации образовательной деятельности (слайд 4):
по социально-коммуникативному развитию состоит в том, что осуществляется во всех возрастных группах в режимных моментах и в совместной деятельности взрослого и детей. И только в старшей и подготовительной группах вводятся специально организуемые педагогом занятия.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно элементов предметно-пространственной развивающей среды группы.
А в старшем дошкольном возрасте необходима предварительная подготовка к занятиям, включающая в себя как работу с детьми, так и подготовку педагога материалов и оборудования в соответствии с программными задачами.
Главным условием для развития детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является - создание предметно-пространственной среды, с целью создания для детей развивающего пространства для поддержки детской инициативы и индивидуальности детей. Это центры или уголки самостоятельной активности.( слайд 5)
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр ряженья
- Центр безопасности,
- Центр труда
- Центр уединения
Наполнение этих центров используется педагогом как при подготовке материала к занятиям, в предварительной работе с детьми , так и в режимных моментах, в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей: ( слайд 6)
Рассмотрим примерную наполняемость этих центров в зависимости от возраста детей.
Центр сюжетно-ролевых игр
младшая группа | старшая группа |
Семья, Больница, Шоферы(водитель), Магазин, Парикмахерская. | Банк, Спасатели МЧС, Цирк, Морское путешествие, Почта, Кафе, Аптека. |
средняя группа | подготовительная группа |
Моряки, Летчики, Детский сад, Строители, Пожарные, Полиция, , Скорая помощь, Автозаправка, Зоопарк. | Библиотека, Школа, Ателье, Пограничники, Космонавты, Супермаркет, Туристическое агентство, Телевидение, Ветеринарная лечебница, Ферма. |
Игровой материал сюжетно-ролевой игры пополняется также в зависимости от возраста детей. Рассмотрим на примере одной игры «Больница» (слайд7)
Во младшей группе (слайд 7) проводятся беседы: «Если ты заболел», «Что нужно доктору», читаем и рассматриваем иллюстрации К. Чуковского «Айболит», А. Барто «Уронили мишку на пол» . Совместно с детьми , беря на себя роль врача, проигрываем ситуации «Наша кукла заболела», », «У зайки болит лапка», «К нам пришел доктор».В игре знакомим с профессией врача и элементарным взаимодействием «врач-пациент».
В средней группе (слайд 8) у детей хорошо развито желание не просто играть, а принимать ту или иную роль. Воспитатель становится помощником и способствует сложному ролевому поведению детей в игре. Сюжеты становятся более развернутыми: «Медсестра помогает доктору на приеме», « Доктор консультирует больных по телефону», «Доктор и медсестра выезжает на автомобиле скорой помощи по вызову» .
Обратите внимание , в мл и ср гр. игрушки хранятся так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, т.к они стимулируют игровой замысел .
Дети старшего дошкольного возраста( слайд 9) овладевают умением самостоятельно придумывать разные сюжеты и объединять их в одну игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.
Дети знакомятся с различными специализациями врачей, игра дополняется сюжетом «Регистратура», « Лаборатория», «Процедурный кабинет», «Аптека». Соответственно игра пополняется атрибутами к этим сюжетам.
Обратите внимание.! (Слайд10)
Какую недопустимую ошибку допускают взрослые? Вы правы! Ни в коем случае в атрибутах не должно быть баночек или коробочек от лекарственных форм, которыми мы пользуемся в повседневной жизни! Это опасно!
В старшей и подготовительной группах (слайд11) атрибуты к игре находятся в контейнере с обозначающим символом игры, что позволяет детям быстрее развернуть игру.
В игровой зоне располагается Центр ряженья. (слайд 12)
В младшей группе желательно иметь сундук, но сейчас используют готовые уголки ряжения, в котором вещи, как для девочек, так и для мальчиков, тоже находятся в свободном доступе. Ребята наряжаются с помощью взрослого в платочки, юбочки, фартуки, шляпы , накидки.
В средней группе (слайд 13) добавляются карнавальные костюмы и шапочки животных, сказочных героев.
В старшей и подготовительной группе (слайд14) предусмотрены специальная стойка или шкафчик , где развешаны костюмы и разложены по полочкам атрибуты.
Следующий -Центр безопасности(слайд 15).
В младшей группе в центре безопасности живут сказочные герои, которые в игровой форме помогают малышам усвоить необходимые знания
Знакомя с работой водителя используются атрибуты: игровая палатки, макет светофора, рули, элементы одежды шофёра: фуражка, накидка, машины (грузового и легкового транспорта) крупного размера.
Вместе(слайд 16) с детьми играем в дидактические игры.
В центре (слайд17) находятся детская художественная литература , героями которой являются животные или сказочные герои. Это короткие стихи или сказки.
Для ребят сделана подборка развивающих мультфильмов «Смешарики .Азбука безопасности». Мультфильм длится всего 1,5-2 минуты.
Для бесед с детьми (слайд 18) о правилах безопасного поведения используется: демонстрационный материал .
При помещении наглядного материала (слайд 19) в центре, нужно обращать внимание на правильность содержащейся информации. Иначе ребенок усвоит правила не правильно. В данном случае правил ПДД.
(Дети одни переходят проезжую часть одни, а должно быть, ребенок держится за руку взрослого переходя по пешеходному переходу)
В средней группе (слайд 20) добавляется изображение телефонов экстренных служб 01,02,03
Для сюжетно-ролевых игр добавляются разнообразные атрибуты к играм, элементы одежды «инспектора ГИБДД», «пожарного» , «полицейского», жезл, машины среднего размера: экстренных служб, а так же: троллейбус, автобус, трамвай.
В игре используется «дорожка» пешеходного перехода и объемные дорожные знаки.
Пополняется наличие дидактических и настольно-печатных игр, (слайд 21 ) демонстрационного материала (слайд 22)
Героями детских книг становятся наряду с животными нарисованные маленькие дети .
Дети старшей группы( слайд 23 ) с удовольствием играют на коврике со схематичным изображением населенного пункта, включая улицы с дорожными знаками и разметкой, строениями и ландшафтом. Для игры дети используют машинки более мелкого размера типа «Модели», специальную строительную технику.
Знакомя детей (слайд 24) с работой службы спасения, пополняются атрибуты элементами одежды спасателя МЧС, машинами МЧС.
Продолжая (слайд 25)знакомить с дорожными знаками, явлениями неживой природы, расширяя знания об источниках опасности в быту, в центре размещаются демонстрационный материал и различные дидактические игры по возрасту .
В работе( слайд 26) с детьми используется ИКТ : развивающими мультфильмы «Уроки тетушки совы. Азбука безопасности» (серия длится 5 минут), тематические презентации, видео загадки по правилам безопасности.
Для чтения подбираются не только сказки и стихи, но и рассказы, где герои взрослые и дети, с реалистическими иллюстрациями.
В подготовительной группе (слайд 27) дети больше играют в мелкие машины и наборы дорожных знаков, на макете проезжей части и перекрестка.
Так как дети (слайд 28) многие уже читают, мы используем дидактическую игру по безопасности и для развития навыка чтения.
Детей больше заинтересовывают игры типа лабиринт.
Для этого возраста подобраны развивающие мульфильмы из серии «Спасик и его команда» представленными МЧС России (6 мин), на занятиях также используются презентации и видеосюжеты.
Для разучивания стихотворений (слайд 29) по безопасности используются мнемотаблицы.
Для закрепления знаний дети работают в рабочих тетрадях с наклейками и заданиями
У детей вызывают большой интерес энциклопедии, детские печатные издания.
Центр труда
С младшей группы (слайд 30) готовим детей к такой форме как дежурство. Ребятам даются отдельные поручения: помочь помощнику воспитателя поставить цветочные композиции, салфетницы, хлебницы на стол, разложить ложки. В помощь детям для правильной сервировки стола используется образец.
Большее воспитательное значение имеет – самообслуживание(слайд 31).
Для обучения детей навыкам самообслуживания используется чтение потешек, а наглядно- мнемодорожки (алгоритмы) умывания, одевания и раздевания, пользования носовым платком.
В средней группе (слайд 32) для установления порядка дежурства, отражающийся на доске дежурных, имеются карточки с персональными картинками детей (желательно с теми которые нарисованы на индивидуальных шкафчиках). Для дежурных по столовой, в центре труда имеются фартуки и головные уборы для мальчика и девочки, алгоритм сервировки стола, последовательность действий дежурных, щетка-сметка и совок для сметания крошек со стола. Когда ребята начинают дежурить по занятиям, помогает схема подготовки столов к занятиям по творчеству.
Начиная со средней группы особое значение приобретает хозяйственно – бытовой труд. Для труда необходим набор для уборки с тележкой.
В старших группах, (слайд 33) для тех, кто дежурит в центре природы, добавляется алгоритм ухода за растениями, фартуки, клеенки, инструмент по уходу за комнатными растениями.
Лучших дежурных в группе отмечаем медалями «Лучший дежурный», как для девочек , так и для мальчиков, по занятиям, столовой , центру природы.
Для (слайд 34) мытья игрушек и стирки кукольного белья необходимы клеенчатые фартуки, тазы.
В старшей группе (слайд 35) добавляется алгоритм чистки зубов, схема размещения одежды в шкафчике.
В подготовительной группе дежурство устанавливается на несколько дней и составляется график дежурств (слайд36)
Для (слайд37) закрепления умений добавляется алгоритм заправки постели. У детей формируется навык работы с предметы по уходу за одеждой и обувью.
Основную роль в подготовительной группе, играет ручной труд и труд в природе. (слайд 38)
Для труда детей в природе имеется специальное оборудование.
Ручной труд (слайд 39) – это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, бросового материала. Для поделок необходимы образцы, алгоритмы выполнения.
Для (слайд40) ремонта одежды, поделок из ткани - коробка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой (для вешалок) и набором пуговиц.
С введением ФГОС ДО ,(слайд 41) стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка.
Центр уединения должен содержать игры или предметы, направленные на снятие эмоционального напряжения.
У нас это подушки – «плакушки», подушки и куклы– «обнимашки», с которыми малыш может поделиться своими "секретами" . Во (слайд42) всех возрастных группах есть коврик плохого настроения и коробка- мирилка, а так же
игры для повышения настроения . (слайд 43) Игрушечный телефон для "звонков маме".(слайд 44 )И «коробочка пожеланий" для детских рисунков .
Практический материал по работе педагога с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности , а так же по подготовке к занятиям ,вам будет предоставлен в виде таблицы и разослан в виде приложения.
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Пример эвристической беседы
Воспитатель: - Сегодня я расскажу историю, которая произошла осенним днем.
«Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
– А как точнее и правильнее называется гриб, который растет под березой, давайте порассуждаем.
- Как назовем гриб, который растет по осиной?
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
Приложение 2
Подготовка к занятиям по социально-коммуникативному развитию
предварительная работа с детьми | предварительная работа педагога |
Создание и использование макетов Рассматривание альбомов («Профессии наших пап и мам») Посещение «Автогородка» на территории д/сада в осенний и весенний период Разработка проектов Целенаправленное наблюдение (за транспортом, проезжей частью, работой взрослых и т.д)+ Экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, предприятий города (экскурсия в музей пожарных, Фабрика пуховых платков, хлебокомбинат и тд) Игры-эксперименты (Эксперимент «Школа волшебников» (И. А. Пазухина «Волшебные стаканчики» превратим прозрачную воду в настроение). Игра-драматизация (сказка «Красная шапочка» и др Коммуникативные игры с детьми Изготовление атрибутов к играм, пособий Продуктивная деятельность | Подбор материала : -Плакаты( «Правила безопасности для дошкольников» ,«Съедобные и несъедобные ягоды», «Один дома»)-Наглядно-демонстрационный материал («Я и другие», «Я и мое поведение» «Не играй с огнем», «Как избежать неприятностей». -наглядно-дидактические пособия («Инструменты») -Дидактические карточки и раздаточный материал «Дорожные знаки» Подбор рабочих тетрадей с наклейками и заданиями Использование ИКТ: Создание презентаций и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Кто с кем дружит?», «Советы Айболита» «Путешествие в школу дорожных знаков» Выбор развивающих мультфильмов , видео -фрагментов по определенной теме («Спасик и его команда»(МЧС России ) «Уроки тетушки совы. Азбука безопасности» , видео загадки Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворений по безопасности, в помощь детям для придумывания опасных ситуаций |
Приложение 3
Формы работы по социально-коммуникативному развитию в
режимных моментах, совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей
Младшая, средняя группы | старшая-подготовительная группы |
Приучение к положительным формам общественного поведения Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов Показ действий и повторение действий детьми Упражнение Образец поведения взрослого | Образец поведения взрослого взрослого и детей Организация общественно-полезной деятельности Показ действий и повторение действий детьми Анализ проблемных ситуаций в повседневной жизни группы |
-Беседы с детьми -ситуативные беседы при проведении режимных моментов («Почему нужно аккуратно складывать одежду», «Зачем нужно умываться, чистить зубы» , сочетая с играми «Сложи правильно», «Кто вперед оденется», «Найди такой же носок» | -Этические беседы («Умеем ли мы дружить?», ««Мальчики – будущие мужчины») -эвристические (беседа – рассуждение) («Однажды в осеннем лесу»)
|
-Рассматривание альбомов, иллюстраций ,сюжетных картинок(животные , сказочные герои ,рисованные маленькие дети.) В.Сутеев «Мешок яблок» «Наш друг светофор») | -Рассматривание альбомов, иллюстраций ,сюжетных картинок репродукций картин(знакомство с профессиями, с разными видами труда и тд): Юон К.Ф.«Сбор яблок»(реалистические изображения) |
-Чтение художественной литературы и фольклора (сказки , стихи, потешки) -Разучивание потешек , стихов, пословиц (Кончил дело — гуляй смело. Без труда не выловишь и рыбку из пруда) -К с/р игре «Больница» И. Чуковский «Доктор Айболит», «Айболит и воробей» В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» А. Кондрашова «Наш доктор». А. Барто «Уронили мишку на пол» Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко» В. Берестов «Больная кукла» | -Чтение художественной литературы (добавляются рассказы, отрывки из произведений с ситуациями-герои маленькие дети . «Волшебное слово" В. Осеева) В подготовит интерес вызывают детские иллюстрированные энциклопедии , детские печатные издания( журналы «Спасайкин»,газета Добрая Дорога Детства) -Придумывание сказок или окончания истории -Разучивание пословиц, поговорок; стихов, (Землю красит солнце, а человека — труд.) -К с/р игре «Больница» «Скорая помощь» (Г. Лебедева) «Наш доктор»А. А Кардашова, «Детский доктор» Л. Громова |
-Отгадывание загадок (Чтоб тебе помочь, дружок, Путь пройти опасный, День и ночь горят огни, Зеленый, желтый, красный | -Отгадывание загадок (Он имеет по три глаза, |
-Использование ИКТ: Просмотр мультфильмов, иллюстраций вовремя чтения или рассказывания. (мультфильмы с животными , сказочными героями: «Мойдодыр»«Смешарики: «Азбука здоровья», «Азбука безопасности» «38 попугаев» ,«Подарок для самого слабого», «Умка», «Птичка тари» «Мама для мамонтенка» «Приключение Лунтика и его друзей» | -Использование ИКТ: Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов («Цветик-семицветик» «Нехочуха» , «Баранкин-будь человеком!», «По щучьему-велению»и тд) (герои дети и взрослые) Просмотр иллюстраций вовремя чтения или рассказывания. |
Игры: -сюжетно-ролевые, -театрализованные,(по произведениям используя игрушки , пальчиковый театр, фигурки плоскостного театра «Репка» трудовое воспитание) -подвижные игры («Воробушки и автомобиль» «Зажги светофор») -Развивающие: кубики, вкладыши(«Транспорт» Пазлы «Профессии» -дидактические(« Светофор», «Что такое хорошо и что такое плохо») -игры-путешествия ( В гости к Федоре» ) -Игры на развитие коммуникативных способностей.(«АУ», «Приветствие с колокольчиком» -Показ кукольного театра («Кошкин дом», «Колобок» | Игры: - сюжетно-ролевые, -режиссерские игры(с игрушками из пвх, из киндеров; настольный, теневой, театр на фланелеграфе, где дети самостоятельно могут играть) -Игры драматизации : «Красная шапочка»,«Гуси-лебеди», «Морозко» -подвижные: игры-эстафеты «Пожарные на учениях», «Собери рюкзак для спасателя» «Стоп-идите» -Развивающие игры-лабиринты («Большая прогулка») дидактические (“Кто чем занимается”«Продолжи фразу и покажи», «Часы безопасности» -Игры –путешествие «Путешествие по профессиям» -Игры на развитие коммуникативных способностей.(«Зеркала», «Подарок для всех») |
-Использование музыкального материала (На восприятие музыкального произведения и эмоциональная отзывчивость на него «Новая кукла», П.И.Чайковский; «Болезнь куклы», П.И.Чайковский; На умение общаться со взрослыми и со сверстниками «Пляска с платочками», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской) | -Использование музыкального материала (На восприятие музыкального произведения и эмоциональная отзывчивость на него «Про бабушку», сл.и муз. Л.Вахрушева; сл.и муз. Т.Боровик; «Песенка друзей», сл.и муз. М.Кузьминой; На умение общаться со взрослыми и со сверстниками музыкально дидактическая игра «Дразнилка», сл.и муз.С.Г.Насауленко) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми"
Рекомендации родителям по созданию условий для проведения занятий с детьми с нарушениями зрения....
Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО по социально-коммуникативному развитию. Искусство общения».
В ходе семинара рассматривается проблема речевого насилия. Причины.Последствия для детей. Способы преодоления....
Создание условий для проведения игр и занятий с детьми раннего возраста.
Информация для педагогов раннего возраста...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По социально-коммуникативному развитию На тему «Путешествие в страну геометрических фигур» проведенного в подготовительной группе: «Знайки»
Закрепление представления о геометрических фигурах, умение различать их, составлять из них рисунки. Развитие коммуникативных навыков детей....
Конспект занятия в младшей группе. Тема: Домашние животные Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в детском саду для младших дошкольников 3-4 лет
Цель: развитие эмоционально положительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:— конкретизировать представления о домашних животных и их значении в жизни человека (кошка, петух, кур...
Конспект проведения занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему «Мои друзья»
Конспект проведения занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе на тему «Мои друзья»....
Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников
эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....