Сенсорное развитие дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сенсорное развитие - основа для успешного развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitiedetey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением математики Василеостровского района Санкт – Петербурга
Структурное подразделение
«Отделение дошкольного образования детей»
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Методическую разработку подготовил:
старший воспитатель
Грищенко О.В.
Санкт-Петербург, 2019 год
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей – это, прежде всего основание для успешного осуществления различных видов деятельности: умственной, эстетической, физической, трудовой и даже нравственной, т.е. это развитие личности ребенка в целом.
Существует еще такое понятие как сенсорное воспитание, которое определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях при помощи зрения, осязания, обоняния, слуха, вкусовых рецепторов и лишь на их основе возникают более самостоятельные процессы как память, мышление. А функция обобщения появляется в 4,5 года, которая способствует выделению закономерностей через знание, а знание – это факты, связи, зависимости, что способствует в свою очередь формированию у ребенка индивидуальных способностей, большинство из которых имеет ярко выраженную сенсорную основу.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы всего последующего психологического развития ребенка и созревание анализаторов с помощью которых производится расчленение и объединение различного рода воспринимаемых раздражителей:
- развитие зрительного восприятия (формы, величины, цвета предметов и др.);
- развитие точного глазомера;
- развитие тонкого мышечного чувства;
- совершенствование звукового анализа речи;
- формирование музыкального слуха
Обобщенные способы, чувственного опыта обследования качества предметов:
- рассматривание;
- обследование предмета, явления (формы, фактуры);
- выделение любого звука в слове;
- обобщение (взрослым, ребенком если сможет)
Обследуя, ребенок соотносит предмет явление с имеющимся опытом, анализирует, добавляет новые ощущения.
Задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях.
Игры на сенсорное развитие
«Что внутри»
Материал: В воздушные шары в присутствии детей закладываются знакомые крупы, попарно.
Ход игры: Разделиться на команды. За определенный промежуток времени ь детям необходимо на ощупь и визуально подобрать пару к каждому шарику с крупой и рассказать, что там находится.
«Угадай на ощупь»
Материал: В коробке мочалки из различных материалов (жесткие, из губки, бархатные, вельветовые, вязанные, плетеные, с фольгой, с наждачной бумагой и др.).
Ход игры: Ребенку завязывают глаза и предлагают найти пару, описать предметы.
«Догадайся, что за предметы»
Материал: любые знакомые детям предметы (зубная щетка, мыло в упаковке, тюбик зубной пасты, расческа и др. – предметы гигиены; мячик, кубик, пирамидка и др. – на ощупь; яблоки, апельсины, груша и др. – на запах)
Ход игры: Все предметы накрываются, ребенку предлагается найти определенный предмет на ощупь, можно предложить выбрать что-то по запаху.
«Отгадай цифру»
Атрибуты: не оточенный карандаш
Ход игры: Ребенку осторожно на спине, через одежду, карандашом, пишется любая однозначная цифра, а ребенок в свою очередь должен ее угадать.
«Угадай, что это»
Материал: разные предметы, изготовленные из однородных материалов (бумага, вата, кожа, металл, пластмасса, дерево, ткань и др.)
Ход игры: ребенку предлагается с закрытыми глазами быстро дотронуться до предмета (не задерживаясь на нем), определить из какого материала он сделан.
«Золушка»
Материал: крупные крупы (фасоль, горох, бобы, чечевица и др.)
Ход игры: детям с закрытыми глазами предлагается рассортировать крупы на 2 кучки (фасоль-горох), за определенный промежуток времени, кто больше и точнее.
«Найди такой же»
Материал: мешочек в нем различные предметы, у второго игрока такие же.
Ход игры: один из играющих с чудесным мешочком, второй с предметами. Один из игроков просит второго достать из мешочка на ощупь показанный предмет.
Вопросами сенсорного воспитания занимались: Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, А.П.Усова, В.Н.Аванесова, Н.Н.Подъяков, Н.П.Сакулина, Е.И.Тихеева, Б.И.Хачапуридзе, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Фрёбель, Ж.Ж.Руссо, М.Монтессори и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольников
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр в музыкально-сенсорном развитии дошкольниковА. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взр...
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию дошкольников.
Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....
сенсорное развитие дошкольников
статья о сенсорном развитии дошкольников...
Презентация "Сенсорное развитие дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности"
Презентация работы хореографа ДОУ по сенсорному развитию дошкольников посредством танцевально - игровой деятельности....
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников
В статье рассказывается о музыкально-сенсорном оразвитии дошкольников...
"Основы сенсорного развития дошкольников"
Методическая разработка в помощь воспитателю...
Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития
Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...