"Инклюзивное образование в ДОУ
статья (младшая группа)

Беспалова Ирина Александровна

Доклад  На РМО воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  инклюзивного образования из опыта работы детского сада «Тополек»

Подготовила  воспитатель: Беспалова И. А.МДОУ Д/С»ТОПОЛЕК»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

         Согласно современному подходу к образованию и социо–культурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно .

В 2017 году в мою группу поступил Плеханков Артем, ребенку на тот период было 3 года и 5 месяцев. Артем очень болезненно проходил адаптацию, речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием, ребенок часто болел.

Опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было. Из разговора с мамой Артема я поняла, что она настроена на то что бы ребенок проводил в детском саду полный день. Первые несколько дней я наблюдала за ребенком, Артем не шел с детьми на контакты, сторонился детей, за стол не садился, приходилось кормить его в облюбленномместе, он облюбовал резиновую черепаху и садился в уголок и  оттуда наблюдал за детьми.                            

Мы дали возможность ребенку оглядеться, освоится. Артем плакал, с трудом отпускал маму. Культурно–гигиенические навыки отсутствовали. Артему понравилось мытье рук, постепенно привыкал он к распорядку дня, стал идти на контакт со взрослыми, приходя в группу улыбался, протягивал ладошку, Атем очень ласковый ребенок ,постепенно стал узнавать где висит полотенце (находил свою картинку) но вот одеваться и раздеваться это дается ребенку еще с трудом. Навык посещения туалета у Артема отсутствовал. Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок плохо держал ложку, приходилось ребенка кормить. Артем брал игрушки и бросал их в детей.

        Дети первое время смотрели на Артема с недоумением, таким образом Артем привлекал внимание детей на себя. Поскольку  в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом дауна, мне пришлось искать литературу по данному вопросу.

        С Артемом работает психолог, логопед и вот ориентируясь на программу нашего психолога         я приступила к разработке своей рабочей программе, ориентируясь на программу Екжановой Е.А. и Стребелевой Е.А. программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

        На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.

        Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

Все занятия с Артемом я провожу в индивидуальной форме через игру. Игры,развивающие восприятие величины, формы, цвета: «Спрячь шарик в ладошках», «Помоги мишке и кукле»,  «Волшебный сундучок», «Чей домик?» , «Цветные  флажки».

Много внимания уделяю играм на развитие мелкой моторики, так как она напрямую связана с развитием умственных способностей, интеллекта и речи. Для развития мелкой моторики я использую игры с крупами, игры со шнуровками, с матрёшками, пирамидками, складывание пазлов, застёгивание молний, пуговиц, нанизывание крупных бус, игры с мозаикой, кубиками, наматывание тонкой веревки на катушку или собственный пальчик, рвать и комкать бумагу.

Процесс развития, воспитания и образования детей с умственной отсталостью не возможен без тесного сотрудничества с их родителями. С первых дней мы нашли поддержку в лице родителей. Они очень заинтересованы в развитии своего ребенка очень много  играют с ним, гуляют с ним, интересуются как у Артема прошел день, что нового получается у Артема, в чем проявляются трудности. Мы  консультируем их в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья, рекомендуем литературу для чтения с ребёнком, игры и дидактические пособия для развития мелкой моторики, внимания и т.п.

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенок стал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Артем адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Артем проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на самого Артема, но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

        Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей должны обеспечивать педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ. Основная проблема, на мой взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы воспитателей  в условиях инклюзии.

   Организация инклюзии во многих детских садах находятся на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, включают всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Ребенок  занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.

 Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна, является, на мой взгляд, основным условием успешной интеграции таких детей в дошкольное образовательное учреждение.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ - новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...

"Инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения." Сборник статей "Психология и педагогика детства: инклюзивное образование в ДОУ: трудности, проблемы и пути их решения.

В статье говориться  о проблемах инклюзивного образования, о трудностях в работе с "особенными " детьми, и о способах решения этих проблем....