Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
проект
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры,необходимо предусмотреть обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sri_poliklinika.docx | 68.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Евтушенко Елена Владимировна
Проект сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника»
Постановка проблемы
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Вид проекта:
краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.
Сроки реализации:
1 месяц. Реализуется в режиме дня.
Руководитель:
воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.
Участники проектной деятельности:
дети средней группы, педагог группы, родители.
Виды деятельности:
совместная деятельность.
Направление развития:
- познавательно-речевое,
- социально-личностное,
- эстетическое,
- коммуникативное,
- музыкальное.
Образовательные области:
- коммуникация,
- познание,
- музыка,
- социализация,
- безопасность.
Цель проекта:
Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- продолжать обогащать игровой опыт детей;
- формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;
- способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;
- воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;
- прививать нормы и правила поведения в совместной игре.
- активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный:
- постанова проблемы;
- составление плана и паспорта проекта;
- составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;
- создание соответствующей развивающей среды;
- подбор методической и художественной литературы;
- информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
- презентация и обсуждение проекта на МПС;
Второй этап:
- постановка проблемы вместе с детьми;
- вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).
Третий этап:
- тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;
- продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, пошив костюмов, рисование, творческая игра).
Четвёртый этап:
- анализ проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- отражение в игре впечатлений о посещении поликлиники, деятельности людей, связанных с поликлиникой;
- построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;
- интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;
- проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;
- формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);
- развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).
Сопутствующие сюжеты: «Аптека», «Автобус», «Регистратура», «Кабинет врача».
Выполнение проекта.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | рассматривание картинок по ознакомлению с трудом педиатра, фармацевта, медицинской сестры; иллюстраций и фотографий к теме «Поликлиника»; |
Развитие речи | беседы: «Поликлиника», «Запись к врачу в регистратуре поликлиники», «Как выписать рецепт больному пациенту», «лекарственные препараты для лечения детей», «Кукла Катя заболела»; обсуждение впечатлений детей о посещении городской поликлинки; просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит»; |
Ознакомление с художественной литературой | чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разучивание стихов по теме; |
Игровая деятельность | игры-занятия: «Кукла Катя заболела», «Мы едем в поликлинику»; |
Изобразительная деятельность | изготовление атрибутов вместе с детьми «таблетки из пластилина»; работа с раскрасками по теме; |
Конструирование | постройка автобуса; |
Музыкальная деятельность | слушание песен, танцевальной музыки; |
Работа с родителями | оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»; памятка «Познаю мир играя»; консультация «Учите детей играть»; фотовыставка «Вот как мы играем»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «Кабинет врача», «Аптека», «Регистратура», «Катаемся в автобусе по городу». |
Этапы развития сюжетной – ролевой игры «Поликлиника»
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия носят условный характер. | Роль осуществляется фактически, но не навязывается. | Сюжет – цепочка из 2-3-х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4 – 5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер. | Роль называется, дети могут по ходу менять роль. | Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. |
5 – 6 лет | Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей. | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. | Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых. |
6 – 7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна. | Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала. | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Аптека | Фармацевт | Касса, лекарственные препараты (таблетки, инъекции, мази) халатик, рецепт | Выслушивает просьбы посетителей, «читает рецепт», подаёт лекартства, пробивает по кассе, рекомендует сопутствующие лекарственные препараты, приглашает посетить аптеку ещё. | «Здравствуйте». «Где ваш рецепт?», «Этот препарат такого же действия, но более современный», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания». |
Автобус | Водитель | Руль | Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином. | «Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется». |
Контролёр | Сумка, билеты | Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки. | «Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Поликлиника», «Остановка «Аптека», «Не забывайте вещи». | |
Кабинет врача | врач | Элементы ряженья (халат, шапочка), фонендоскоп, термометр, ложечка, зеркальце медицинское | Приглашает больного в кабинет, выслушивает жалобы «больного» или его «родителя», ведёт беседу, , делает записи в медицинской карте больного, дает указание медсестре о выписке рецепта | «Здравствуйте», «Что вас беспокоит?», «Разрешите вас послушать», «Давайте смеряем температуру», «Покажите, пожалуйста, ваше горлышко», «До свидания». |
Кабинет врача | медсестра | Элементы ряженья (халат, шапочка), рецепты, ручка, штамп | Выписывает рецепт, ставит штамп | «Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт», «Лекарства по рецепту купите в аптеке», «До свидания!» |
Регистратура | медсестра | Элементы ряженья (халат, шапочка), медицинские карты, талоны к врачу | Записывает больного в медицинскую карточку. Выдает талон для посещения врача | «Здравствуйте», «Вам к какому врачу записать?», «Возьмите талон», «До свидания!» |
Этапы игровой деятельности
Процесс | Совместная деятельность педагога и детей
| Деятельность педагога |
Подготовительный | ||
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды
| Диагностическая методика Сафоновой |
Обрисовка сюжетной канвы | Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист)
| Изучение литературы: Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть». Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре». В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников». |
Организационная работа | Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда», И.Туричина «Человек заболел», К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности. Изготовление атрибутов для игры. «Айболит». Беседы с детьми: о работе врача, медсестры. Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача Занятие на тему: «Предметы для врача». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Кому, что нужно для работы», «Чего нет?». | Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт; Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.) Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.) |
Работа с родителями | Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки. | Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья». |
Основной | ||
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения) | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства. |
Игровая деятельность | Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры. Взаимосвязь партнеров. | Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. |
Заключительный | ||
Итог | Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры | Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений. |
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры
«Детская поликлиника».
Цель: формирование умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.
Задачи:
- побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;
- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
- обеспечить развитие игры;
- учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
- развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
- формировать навык речевого этикета;
- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Структуры | Общие методические приемы | Методиче6ские приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры. | Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор. Учить выполнять роли: Доктор – лечит, Пациент – принимает лекарство, Аптекарь – продает лекарства, Кассир – берет деньги, Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар. |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры. Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры. | Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры. |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль. | Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей. |
Структура сюжета игры | Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий. | Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей. |
Словарный минимум
Часть словаря | |
Профессии | Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель. |
Инструменты | Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер. |
Трудовые действия | Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация. |
Качество труда | Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно. |
Построение ролевого диалога
Роли | Ролевые действия |
Регистратор | Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки. |
Врач | Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы. |
Медсестра | Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает. |
Пациент | Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство. |
Аптекарь | Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство. |
Кассир | Принимает деньги от покупателя, выдает чек. |
Шофер | Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар. |
Подготовка к игре:
- приемы, направленные на обогащение впечатлений;
- составление плана-сюжета: определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)
- определить сопутствующие сюжеты;
- атрибуты к игре;
- оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).
Изготовление атрибутов | Обогащение впечатлениями | Обучение игровым приемам |
*Изготовление градусников из картона *Изготовление горчичников из цветной бумаги * Изготовление медицинских карт * изготовление рецептов | * Просмотр мультфильма «Айболит» * Чтение Б.Житков «Обвал» * Чтение С.Маршак «Ледяной остров» * Экскурсия в мед. кабинет * Наблюдение за работой медсестры * Д/И «Кому что нужно для работы» «Кто назовёт больше действий» | * Научить измерять температуру *накладывать горчичники * накладывать повязку *измерять давление * обмакивать ватку в спирт и протирать место для укола * набирать шприцом лекарство из флакона |
Ход игры.
- приемы создания интереса к игре
(полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);
- сговор на игру:
- определение плана-сюжета
- планирование игры
- распределение ролей
- создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
- приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
- приемы поддержания и развития игры:
- внесение дополнительных атрибутов
- участие педагога во второстепенных ролях
- показ новых игровых действии
- напоминание, вопросы
- введение новых игровых ситуаций
- оценка;
- приемы формирования взаимоотношений в игре:
- напоминания о взаимоотношениях
- направление на внимание друг к другу
- поощрение вежливости
Таблица взаимодействия ролей
Регистратор | Врач | Медсестра | Пациент | Аптекарь | Кассир | Шофер | |
Регистратор | Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу. | Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме. | Просит помочь в разборе документации, поиске карточки. | Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом. | --- | --- | --- |
Врач | Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом. | Общаются, обсуждают новые методы лечения. | Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления. | Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению. | --- | --- | --- |
Мед сестра | Помогает в разборе документации, помогает найти карточку. | Общаются, выполняют совместную работу. | Общаются, выполняют совместную работу. | Получает рецепт, ходит на уколы. | --- | --- | Отвозит больного в стационар |
Пациент | Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки. | Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы. | Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес. | Ожидают очереди, общаются. | Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать. | Выдает чек, получает деньги. | Отвозит больного в стационар. |
Аптекарь | --- | --- | --- | Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство. | Общаются, выполняют совместную работу. | Общаются. | Привозит лекарство. |
Кассир | --- | --- | --- | Платит деньги за лекарство. | Общаются. | Общаются, выполняют совместную работу. | Получает заработную плату. |
Шофер | --- | --- | --- | Шофер отвозит больного в стационар. | Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством. | Выдает заработную плату. | Общаются, выполняют совместную работу. |
Литература:
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
- Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
- Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
- Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
- Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
- Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
- Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"
Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать, придумывают новые сюжеты......
Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".
Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....
Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».
Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....
проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"
разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"; Проект по природному миру "Природа вокруг нас"
Проект сюжетно-ролевой игры "Зоопарк"...
Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.
Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...