"Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Мочалова Наталия Алексеевна

МАСТЕР-КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mochalova_n.a.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

"Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.

Валентин Берестов

Актуальность

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным  мышлением и  способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому, на мой взгляд,  развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Изучив методическую литературу, я выяснила, что наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных технологий.

Еще  древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова  (Комарова Тамара Семеновна, Педагог Советский и российский педагог, создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Отличник народного просвещения РСФСР, работа «Школа эстетического воспитания) утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".

Ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество, указывали, что развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, чтобы результаты оказались положительными, необходимо заинтересовать ребенка. Об этом говорили такие ученые, как Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева.

Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Выбор мною нетрадиционной техники рисования эбру  в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.  

 «ЭБРУ» - старинная, восточная техника рисования на воде. История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру: то ли в Индии, то ли в Персии, то ли в Бухарском ханстве, то ли еще где-то на Востоке. Единственный факт не вызывает сомнений: эбру является характерным восточным искусством.

В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага».  Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра. Техникой эбру может овладеть каждый.

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

Виды Эбру: (это на слайде, не говори, просто знай, на слайд нужно фото, сделай с детьми или найди в интернете,чтобы было похоже на твоих)

  • Баттал Эбру – разбрызгивание при помощи кисти краски на воду и переведение узора на бумагу.
  • Эбру Шаль – повторение S-образных форм.
  • Осветленное Эбру – заготовка для надписей.
  • Эбру Гребенка – позволяет создать при помощи гребня орнамент из волн и других повторяющихся линий.
  • Цветочный Эбру – изображение цветов.

Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных  детишек. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.

Такие занятия помогают мне сохранить психическое равновесие детей, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность.

Положительные результаты.

В 2016г. я начала использовать в работе с детьми технику эбру. В подготовительной группе у меня было 20 детей. Один ребенок с ОВЗ (аутист). Уже через 3 месяца совместной работы я сделала следующие выводы:

Ребенок с ОВЗ стал более спокоен, стал проявлять интерес к продуктивной деятельности, мог сосредоточиться  на занятиях.

87% детей (16 человек) стали использовать эту технику в домашних условиях, дарить друг другу рисунки. В группе увлеченно могли в центре творчества самостоятельно организовать деятельность по созданию различных узоров.

Повысился интерес к экспериментированию с красками

В 2017-2018 учебном году я продолжаю работу с детьми  в технике эбру. Сейчас у меня снова подготовительная группа, в группе 27 человек. Мы вместе исследуем поведение красок на различных составах воды, создаем рисунки, коллажи. В работе с родителями так же использую эту технику для сплочения коллектива, для эмоционально-положительного настроя на совместную работу (родительский клуб «Светофорик», родительский университет «Скоро в школу»

Вывод.

Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, нестандартное мышление, творчество. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Данная  и техника помогает решить следующие задачи:
1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционной  техникой  рисования.
2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.
3.Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.

4. Дети самостоятельно используют нетрадиционные техники;

5. Находят не стандартные способы художественного изображения;

6. Умеют передавать свои чувства и эмоции, получают удовольствие от своей работы.

Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.

Включить музыку

Я сегодня расскажу Вам, как работать в этой технике  в домашних условиях. Техника «Эбру» в домашних условиях ни чем не отличается от профессиональной. Доступность материалов позволяет заняться искусством практически каждому желающему.

Эта техника прекрасна тем, что позволяет переносить рисунок как отпечаток не только на бумагу, но и на изделия.  И сегодня мы с вами создадим украшение с помощью собственных рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель нетрадиционных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:1.     Сформировать устойчивый интерес к художественной деятел...

ДОКЛАД Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с детьми дошкольного возраста

Для работы с детьми, как правило, используют такие нетрадиционные техники рисования как: рисование пальцем, ладонью, кляксами, рисование нитками, мыльной пеной,  по стеклу и т. д. Каждая техника ...

Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Цель: создание педагогических условий для обучения детей и взро...