Театральная деятельность в ДОУ
статья
Обощение опыта работы с детьми по театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_deyatelnost_v_dou.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность в детском саду
Театр –это волшебный край.
В котором ребёнок радуется, играя.
А в игре познаёт мир.
С.И. Мерзлякова.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства. Творческая деятельность, развитие творческих способностей человека - это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество - это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие другие.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему демонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию
Свою работу я начала с изучения и анализа литературы. Провела педагогическое наблюдение. Наблюдала за тем, как дети играли друг с другом, как у них развита фантазия, воображение, насколько эмоциональна речь.
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.
На основе наблюдений составила перспективный план работы театрального кружка "Звёздочки".
Занятия проходят 1 раз в неделю длительностью 25 минут.
В ходе этой деятельности реализуются следующие задачи:
-развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
-совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа,
-используя игровые импровизации.
-расширять представления детей об окружающей действительности.
-закреплять представление детей о различных видах кукольных театров.
-обогащать и активизировать словарь детей.
-совершенствовать интонационную выразительность речи.
-развивать диалогическую и монологическую речь.
совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.-Развивать память, мышление, воображение, внимание.
-учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
-воспитывать желание играть театральными куклами.
-развивать умение использовать игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Принципы моей педагогической деятельности.
Принцип психологической комфортности. Это прежде всего – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
Принцип творчества. Это максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Принцип целостного представления о мире. Это личностное отношение ребенка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
Данные принципы используются не эпизодически, а постоянно и в системе.
Система работы представляет собой три этапы:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
В результате проведенной мною диагностики выявила классификацию игровых позиций детей.
1. Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст и переводить его в игровой постановочный. Он целеустремлен, обладает комбинаторными свойствами (включение в ход игры стихи, песни, танцы и пр.) и организаторскими способностями (инициирует игру, распределяет роли, определяет "сцену", руководит игрой и ее развитием)
2. Ребенок - "актер" - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет различными средствами выразительности и передачи образа, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ. Он эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.
3. Ребенок - "зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово).
4. Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа, замысла, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной игре - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – "спрятаться" за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.
Моя работа как руководителя кружка "Скоморошки" строится в тесном контакте с профильными специалистами: музыкальным руководителем, учителем - логопедом, которые помогают детям в разучивании стихов, развитии ритмопластики.
Занятия ведутся по развитию:
• Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
• Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
• Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
• Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного" стиля поведения на продуктивный.
• Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
• Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.
Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно.
Структура занятия по театрализованной деятельности:
1) ритмическая разминка: задания, способствующие эмоциональному настрою, развитию умения владеть своим телом;
2) речевая разминка: упражнения на дикцию и артикуляцию:
3) упражнения и этюды на развитие речевой интонации: по одному, диалоги с использованием кукол, шапочек – масок и т.д.;
4) упражнения на мимику и жесты;
5) этюды на развитие воображения, фантазии, творчества;
6) поэтапное разучивание спектакля: отдельные сценки, диалоги, танцы, песенные номера и т.д.; 7) уточнение знаний детей о театре как о виде искусства: по ходу занятия.
В своей работе использую театрализованные игры: Игры на превращения: «Превращение комнаты», «Превращение предмета», ««Превращение детей». На действия с воображаемым предметом: «Король», «День рождения», «Что мы делали, не скажем». Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и ива», «Мокрые котята», «Снеговик». Музыкально-пластические импровизации: «Подарок», «В стране цветов», «Бабочки», «В гостях у Русалочки». Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри». Игры с использованием пантомимы: «Изобрази любого животного», «Покажи как ты чистишь зубы, умываешься», «Гуляешь в поле и рвешь цветы», « Смотришься в зеркало» и др. Дети овладевают представлениями об особенностях театрального искусства; владеют диалогической и монологической речью. Умеют пользоваться средствами речевой выразительности в зависимости от смысла текста, владеют жестами, мимикой.
Я реализую принцип современной педагогики - принцип сотрудничества. Ребенок-воспитатель-родители.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
• основы домашнего театра;
• мастерство руководства игрой;
• обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
• театральная гостиная;
• творческая мастерская;
• совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
• консультации по вопросам творческого развития детей;
• родительские собрания;
• фотоотчёт.
Ведущую роль играет активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Родители помогают в изготовлении костюмов и театров. Они у нас первые зрители , а также и актёры. С их помощью в группе оборудовала театрализованный уголок, поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право ребёнка на театрализацию любимого произведения. Уголок оснащён различными видами театров: настольный театр, театр масок, пальчиковый театр, ложковый театр, теневой театр, баночный, театр би-ба-бо. Так же имеются у нас ширмы и подиум, мини –музей «Сказка» . Костюмы и декорации, выполненные совместно с детьми и родителями. Кроме видов театра, изготовленного своими руками, имеется и театр фабричного производства, который также востребован детьми.
Так в саду были показаны постановки спектаклей: «Курочка и цыплятки», «Теремок»,театрализованное представление по ПДД по мотивам русской народной сказки «Репка», «На лесной лужайке», «В гости к рябинке», «Маша и медведь».
Я стараюсь создать все условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощряю исполнительское творчество, развиваю способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждаю к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации.
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем, уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!
Список методической литературы
1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду». Москва, 2009 г.
2. Васильева М.А. «Воспитание и обучение в детском саду», Москва, 2007 г.
3. Долбишева А.Ю. «Праздники в детском саду (сценарии, игры, аттракционы)». Ярославль, Академия развития». 1998 г.
4. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие ребенка». Москва, 1988 г.
5. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду».Москва, 2009 г.
6. Новоселова Л.С. «Игра дошкольника». Москва, 1989 г.
7. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей». Ярославль, 1997 г.
8. Честнова Н.Ю. «Настольная книга для детского сада». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». Москва, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника
Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...
Педсовет: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театральной деятельности»:« Зарождение театральности в человеке».
Материал является вступительной частью к педсовету, кратким ознакомлением с понятием "театральности" и обоснованием проблематики педсовета....
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"
Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...
Итоговое занятие по театральной деятельности в подготовительной группе по теме: "Театральная мастерская"
Расширять знания детей об окружающей действительности: углублять представления об устройстве театра снаружи и изнутри. Закреплять знания терминологии театрального искусства....
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...