Семинар-практикум для педагогов «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
материал
Обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
Семинар-практикум подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Кузнецова Лидия Николаевна
Цель: обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста.
Ход семинара-практикума
- Проблемная ситуация «Ящик ощущений»
Воспитатель: - Я предлагаю Вам отгадать загадки.
1. Он с лягушкой может квакать.
Вместе с крокодилом плавать.
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (Зелёный цвет) (зеленый мешочек)
2. Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает.
Вместе с кровью он течёт,
Щёки всем врунам печёт. (Красный цвет) (красный мешочек)
3. Игрушки, развивающие мелкую моторику маленьких детей. (Сенсорные игрушки)
4. «Самая лучшая игрушка для ребенка та, которую можно заставить постоянно меняться: для маленьких детей самая лучшая игрушка - кучка песка» (К. Ушинский)
5. Развивающая игра, состоящая из мелких деталей, из которых можно построить много разных предметов. (Конструктор)
6. Игра для детей, состоящая из множества маленьких рисунков, которые нужно сложить в одну большую картину. (Пазл)
7. Звуковые игрушки для младенцев. (Погремушки)
8. Из этого можно лепить что-то пока мягкое, а потом оно застывает. (Пластилин, моделирующая глина, тесто)
9. Игрушки с подсветкой, звуковыми сигналами, по которым дети учат слова, буквы, цифры. (Развивающие книги)
10. Игрушка, мягкая на ощупь с наполнителем внутри. (Мягкая игрушка)
Воспитатель: - Я предлагаю Вам решить проблемную ситуацию: «узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений»
Предлагается ощупать предмет и высказать свое предположение об объекте.
Воспитатель: - Сейчас вы попали в затруднительное положение, такое бывает часто, когда встречаешься с неизвестным предметом. Так и ребенок с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия. Если усвоение происходит стихийно, то оно нередко оказывается поверхностным.
Сегодня мы предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомимся с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей, играми, и в итоге узнаем, что находится в ящике.
2. Разминка «Мозговой штурм»
- Сенсорная система - это?
- Можно ли учить трехлетнего ребенка?
К 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослыми, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять его в определенное русло.
3 летний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.
- Играет ли малыш когда тянет за веревочку машину?
Играет, если видит в игрушечной машине настоящую. Не играет, если, выполняя эти действия, просто повторяет то, что показали взрослые, или что увидел у других детей.
Цепочка игровых действий имеется там, где ребенок не просто повторяет одно и тоже действие, а выполняет два и даже больше действий, по смыслу следующих друг за другом (загрузил в машину кубики, перевёз, выгрузил и т. д.)
3. Информационная справка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Воспитатель: - Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.
Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении
Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуально развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
4. Проблемная ситуация «Какие игрушки и материалы необходимы для сенсорного развития детей раннего возраста»
Педагоги в подгруппах составляют список необходимых игрушек и материалов.
Для детей 1.5 – 2, 5 года.
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
- Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую.
- Различные движущиеся игрушки.
- Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д.
- Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
- Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Это могут быть:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д.;
- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.
- Конструкторы и мозаика.
- Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.
- Игрушки контрастных размеров, различной формы (круглые, кубические).
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.
- Книги с большими предметными картинками.
- Качели, прыгунки, мягкие модули.
Для детей 2, 5 – 4 года.
Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:
- разрезные картинки, кубики с картинками;
- парные картинки;
- трехместные матрешки, пирамидки, формы-вкладыши;
- несколько видов мозаики;
- разнообразные некомплектные конструкторы;
- игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.);
- банки разного размера;
- шнуровки, застегивающиеся коврики;
- машинки крупные и средние, куклы разной величины, мебель;
- игрушечные животные;
- тканевые мячики;
- книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.
5. Информационная справка «Что такое сенсорные эталоны?»
Воспитатель: - Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;
- эталоны формы - геометрические фигуры; величины — метрическая система мер;
- слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка;
- вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый;
- запахи - на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов - это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Воспитатель: - А теперь попробуйте еще раз определить объект по известным нам свойствам (варианты ответов).
Ведущий показывает на мультимедия, что это помела - гибрид апельсина и мандарина. Сегодня вы получили представление об этом фрукте, а формирование понятия о нем будет зависеть от вашего познавательного интереса.
Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.
Воспитатель: - В заключении хотелось бы подчеркнуть, что умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста
Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...
Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста
Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.1) роль сен...
Буклет для педагогов ДОУ "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Буклет для педагогов ДОУ "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"....
Родительское собрание в форме семинара - практикума в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Родительское собрание в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"...
Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"
Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...
Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»
Программа профессионального саморазвития педагогаТема: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через ИКТ»...
Конспект мастер-класса для родителей в группе раннего возраста по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр"
: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних условиях....