Как проектная деятельность в детском саду влияет на обучение и развитие ребёнка?
статья
Принципы и особенности современного воспитания
Дошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят для своего чада. Тем не менее, любая программа обучения должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, раскрытие индивидуальных особенностей, расширение кругозора и мышления, навыков самостоятельности.
ФГОС ДО определили основные принципы образования, соблюдаться которые должны в любой схеме работы дошкольного учреждения:
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, благополучия в семье, выбор содержания образования);
- возможность усвоения программы обучения;
- адекватность обучающей программы (с учётом возраста);
- уважение к малышу, как к полноправному члену общества, сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка начинаний и инициативы детей, учёт мнения дошкольника, уважение его человеческого достоинства;
- повышение самооценки;
- знакомство и приобщение к социальным и культурным правилам общества;
- развитие интересов во всех сферах деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_proekt_deyat-t_vliyaet_na_rebenka.docx | 395.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Как проектная деятельность в детском саду
влияет на обучение и развитие ребёнка?
Принципы и особенности современного воспитания
Дошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят для своего чада. Тем не менее, любая программа обучения должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, раскрытие индивидуальных особенностей, расширение кругозора и мышления, навыков самостоятельности.
ФГОС ДО определили основные принципы образования, соблюдаться которые должны в любой схеме работы дошкольного учреждения:
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, благополучия в семье, выбор содержания образования);
- возможность усвоения программы обучения;
- адекватность обучающей программы (с учётом возраста);
- уважение к малышу, как к полноправному члену общества, сотрудничество детей и взрослых;
- поддержка начинаний и инициативы детей, учёт мнения дошкольника, уважение его человеческого достоинства;
- повышение самооценки;
- знакомство и приобщение к социальным и культурным правилам общества;
- развитие интересов во всех сферах деятельности;
- совместное развитие детей разных этнических групп.
Для регулирования вопросов воспитания, познавательного развития в дошкольных учреждениях принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Первостепенной программой по ФГОС является укрепление здоровья подрастающего поколения. По мнению Д. Б. Эльконина, изложенного в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», дети с 3 до 9 лет должны развиваться в одинаковом образовательном пространстве. Это наиболее уязвимый и сложный возраст. Развитие личности ребёнка дошкольного возраста должно обеспечиваться разными видами деятельности.
Этапы развития дошкольника
- Любопытство. Внешний интерес к предмету, к его яркости. Малыш 2-3 лет обращает внимание на вид предмета, а не его сущность.
- Любознательность. Этап проявления эмоций, удивления, радости. Стремление разгадывать загадки, изучать мир, задавать вопросы, например, «Почему трава зелёная?», «Почему вода мокрая?», «Для чего собаке хвост?».
- Познавательный интерес. Проявление интереса к сущности, закономерности, связи предметов и вещей, экспериментирование. Малыш сам отвечает на поставленные вопросы.
- Познавательная активность. Потребность в познании окружающего мира, удовлетворение от открытия неизвестного, усвоение информации.
У ребёнка есть:
- заинтересованность;
- паузы для раздумываний;
- волнение;
- действия, направленные на изучение свойств и строения предмета; притяжение к исследуемому предмету.
Знакомство на примере
Смена программ организации дошкольного образования привела к тому, что планирование образовательного процесса должно теперь соответствовать индивидуальным особенностям дошкольника. От педагога дошкольного учреждения требуются навыки владения современными образовательными технологиями. Наиболее подходящей технологией считается технология проектной деятельности.
Проектная деятельность в детском саду — это коллективная и самостоятельная работа, завершённый творческий процесс, представляющий очевидный результат для развития дошкольников.
Проектная деятельность направлена на следующие аспекты воспитания детей:
- приобретение исследовательского опыта;
- осознание дошкольником своих интересов и развитие навыков их реализации;
- формирование целеустремлённости, активности, самостоятельности и дружелюбия.
Проектная деятельность в ДОУ ориентирована на результат, который достигается совместной работой малыша и взрослого (или со сверстниками) над практической задачей. В процессе сотрудничества дети развивают умение договариваться, учатся работать в коллективе, приходить к общему решению и делать выводы. Проектная деятельность раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, формирует его характер, раскрывает интересы и потребности.
Во время проектной деятельности обязательно нужно прибегать к исследованиям. По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-то заранее планируемого объекта.
Исследование — процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний (Психологические основы подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «ось-89», 2006. С.300).
Дошкольник не обязан ограничиваться шаблонами, рамками и результатами, обучение должно быть гибким и свободным, в игровой форме. В процессе работы нужно стремиться не только к конечному результату, а видеть процесс и варианты.
Проектная деятельность в ДОУ презентация
Работа разделяется на несколько этапов:
- постановка задач: цель и замысел проекта, название темы;
- планирование: отбор средств и направление работы для получения цели;
- практическая часть: реализация проекта;
- подведение итогов: анализ и презентация полученного продукта, постановка новой цели (проектов).
Главная роль в обучении принадлежит педагогу, который мотивирует детей на создание творческого проекта. В процессе работы открываются не только индивидуальные особенности детей, но и повышается коллективная сплочённость, что особенно важно в дошкольном возрасте.
Подводя итоги
Программа обучения в детском саду, принцип уважения личности, развитие самостоятельности (в бытовых навыках, мышлении, выражении себя) играют первостепенную роль. Помощь педагога и построение обучения в ДОУ должны быть ориентированы на развитие личности и открытие индивидуальности каждого малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...
Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»
«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...