Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему

Алексеева Анна Сергеевна

Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ обеспечили возможность серьёзного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для дошкольного образования.

МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок»г.Соликамск с 2012 года реализует инклюзивное образование, в связи с чем, сегодня мне бы хотелось обобщить и представить вашему вниманию опыт работы по организации включения воспитанников с тяжелыми сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуального развития в образовательное пространство ДОУ.

На начало 2013 года из всех детей дошкольного возраста, проживающих на территории города Соликамска и имеющих инвалидность, 74 % не посещали детские сады. Большее количество из них имели патологию центральной нервной системы, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата тяжелой степени. Именно они на тот момент стали наиболее востребованной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья для получения услуги дошкольного образования.

Организация инновационной педагогической деятельности предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели. Основной целью нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Правила приема в общеобразовательные учреждения предусматривают общедоступность образования, но из-за отсутствия на государственном уровне комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи – созданию равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества сформировался целый ряд проблем, с которыми на начальном этапе внедрения инклюзивной практики столкнулся и наш коллектив.  Это:

1. Ограниченность нормативного - правового поля, рекомендательных характер некоторых документов.

2. Отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий пребывания детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования.

3. Профессиональная неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки).

4. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (в первую очередь отношение к детям-инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).

5. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.

6. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательного учреждения.

Не смотря на наличие этих проблем наше образовательное учреждение имело хорошие стартовые условия. Принимая решения о внедрения в свою работу инклюзивной практики, мы учли:

·        Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в наш детский сад, чему способствовало длительное сотрудничество с СГООИ «Луч».

·        Психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ  к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

·        Наличие узких специалистов (психологов, логопедов, педагогов, имеющих высшее коррекционное образование)

·        Возможность повышения квалификации педагогов.

На начальном этапе внедрения инклюзивного образования был составлен алгоритм (дорожная карта), который включал в себя следующие мероприятия, реализуемые административной командой учреждения:

·        Принятие решения об организации инклюзивной практики в ДОУ.

·        Совместно с представителем управления образованием административная команда провела анализ квалификации специалистов, комплектации РППС, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.

·        Административная команда проводила встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы.

·        Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзивную группу.

·        Определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.

·        Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.  

·        Подписание договора с родителями.

·        Составление расписания и определение распорядка дня для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально.

Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует от педагогического коллектива  решения следующих задач:

·        Рабочая группа на основе рекомендаций, полученных из ПМПК, и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, утвердили образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ.

·        Знакомство с детьми с ОВЗ и семьями, проведение первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.

·        Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса. 

·        Создать методическое обеспечение образовательного процесса. 

·        Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов.

·        Создать предметно-развивающую среду.

·        Разработать новую структуру управления инклюзивным образовательным учреждением.

·        Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

·        Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

·        Создать  банк данных о практике введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта на территории города и края.

На сегодняшний момент можно сказать, что деятельность нашего учреждения по внедрению инклюзивного образования сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в других образовательных учреждениях города. Поэтому кратко хотелось бы остановиться на создании специальных образовательных условий в образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.

Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ обеспечили возможность серьёзного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для дошкольного образования.

МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок»г.Соликамск с 2012 года реализует инклюзивное образование, в связи с чем, сегодня мне бы хотелось обобщить и представить вашему вниманию опыт работы по организации включения воспитанников с тяжелыми сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуального развития в образовательное пространство ДОУ.

На начало 2013 года из всех детей дошкольного возраста, проживающих на территории города Соликамска и имеющих инвалидность, 74 % не посещали детские сады. Большее количество из них имели патологию центральной нервной системы, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата тяжелой степени. Именно они на тот момент стали наиболее востребованной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья для получения услуги дошкольного образования.

Организация инновационной педагогической деятельности предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели. Основной целью нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Правила приема в общеобразовательные учреждения предусматривают общедоступность образования, но из-за отсутствия на государственном уровне комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи – созданию равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества сформировался целый ряд проблем, с которыми на начальном этапе внедрения инклюзивной практики столкнулся и наш коллектив.  Это:

1. Ограниченность нормативного - правового поля, рекомендательных характер некоторых документов.

2. Отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий пребывания детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования.

3. Профессиональная неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки).

4. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (в первую очередь отношение к детям-инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).

5. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.

6. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательного учреждения.

Не смотря на наличие этих проблем наше образовательное учреждение имело хорошие стартовые условия. Принимая решения о внедрения в свою работу инклюзивной практики, мы учли:

  • Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в наш детский сад, чему способствовало длительное сотрудничество с СГООИ «Луч».
  • Психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ  к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
  • Наличие узких специалистов (психологов, логопедов, педагогов, имеющих высшее коррекционное образование)
  • Возможность повышения квалификации педагогов.

На начальном этапе внедрения инклюзивного образования был составлен алгоритм (дорожная карта), который включал в себя следующие мероприятия, реализуемые административной командой учреждения:

  • Принятие решения об организации инклюзивной практики в ДОУ.
  • Совместно с представителем управления образованием административная команда провела анализ квалификации специалистов, комплектации РППС, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.
  • Административная команда проводила встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы.
  • Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзивную группу.
  • Определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.
  • Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.  
  • Подписание договора с родителями.
  • Составление расписания и определение распорядка дня для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально.

Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует от педагогического коллектива  решения следующих задач:

  • Рабочая группа на основе рекомендаций, полученных из ПМПК, и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, утвердили образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ.
  • Знакомство с детьми с ОВЗ и семьями, проведение первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.
  • Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.  
  • Создать методическое обеспечение образовательного процесса.  
  • Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов.
  • Создать предметно-развивающую среду.
  • Разработать новую структуру управления инклюзивным образовательным учреждением.
  • Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.
  • Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.
  • Создать  банк данных о практике введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта на территории города и края.

На сегодняшний момент можно сказать, что деятельность нашего учреждения по внедрению инклюзивного образования сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в других образовательных учреждениях города. Поэтому кратко хотелось бы остановиться на создании специальных образовательных условий в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

Приказ СОИРО от 15.12.2014 г замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»

Приказ СОИРО от 15.12.2014 г  замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию ...

Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников

В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

В статье раскрыта модель организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Предложена структура модели, партнерства дошкольной образовательной орга...

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"

Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...

Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников

Консультация для педагогов на тему "Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников"...