Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.
статья по коррекционной педагогике на тему
Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ обеспечили возможность серьёзного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для дошкольного образования.
МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок»г.Соликамск с 2012 года реализует инклюзивное образование, в связи с чем, сегодня мне бы хотелось обобщить и представить вашему вниманию опыт работы по организации включения воспитанников с тяжелыми сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуального развития в образовательное пространство ДОУ.
На начало 2013 года из всех детей дошкольного возраста, проживающих на территории города Соликамска и имеющих инвалидность, 74 % не посещали детские сады. Большее количество из них имели патологию центральной нервной системы, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата тяжелой степени. Именно они на тот момент стали наиболее востребованной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья для получения услуги дошкольного образования.
Организация инновационной педагогической деятельности предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели. Основной целью нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Правила приема в общеобразовательные учреждения предусматривают общедоступность образования, но из-за отсутствия на государственном уровне комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи – созданию равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества сформировался целый ряд проблем, с которыми на начальном этапе внедрения инклюзивной практики столкнулся и наш коллектив. Это:
1. Ограниченность нормативного - правового поля, рекомендательных характер некоторых документов.
2. Отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий пребывания детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования.
3. Профессиональная неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки).
4. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (в первую очередь отношение к детям-инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
5. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
6. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательного учреждения.
Не смотря на наличие этих проблем наше образовательное учреждение имело хорошие стартовые условия. Принимая решения о внедрения в свою работу инклюзивной практики, мы учли:
· Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в наш детский сад, чему способствовало длительное сотрудничество с СГООИ «Луч».
· Психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
· Наличие узких специалистов (психологов, логопедов, педагогов, имеющих высшее коррекционное образование)
· Возможность повышения квалификации педагогов.
На начальном этапе внедрения инклюзивного образования был составлен алгоритм (дорожная карта), который включал в себя следующие мероприятия, реализуемые административной командой учреждения:
· Принятие решения об организации инклюзивной практики в ДОУ.
· Совместно с представителем управления образованием административная команда провела анализ квалификации специалистов, комплектации РППС, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.
· Административная команда проводила встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы.
· Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзивную группу.
· Определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.
· Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.
· Подписание договора с родителями.
· Составление расписания и определение распорядка дня для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально.
Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует от педагогического коллектива решения следующих задач:
· Рабочая группа на основе рекомендаций, полученных из ПМПК, и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, утвердили образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ.
· Знакомство с детьми с ОВЗ и семьями, проведение первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.
· Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
· Создать методическое обеспечение образовательного процесса.
· Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов.
· Создать предметно-развивающую среду.
· Разработать новую структуру управления инклюзивным образовательным учреждением.
· Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.
· Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.
· Создать банк данных о практике введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта на территории города и края.
На сегодняшний момент можно сказать, что деятельность нашего учреждения по внедрению инклюзивного образования сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в других образовательных учреждениях города. Поэтому кратко хотелось бы остановиться на создании специальных образовательных условий в образовательной организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Направления деятельности образовательной организации при включении воспитанников с ОВЗ в образовательное пространство ДОУ.
Развитие интеграционных процессов в дошкольном образовании, психолого-педагогического сопровождение детей, нуждающихся в поддержке, экспериментальная и проектная работа по выстраиванию условий для детей с ОВЗ обеспечили возможность серьёзного скачка в развитии и понимании инклюзии как реальной возможности для дошкольного образования.
МАДОУ «Детский сад №9 «Кленок»г.Соликамск с 2012 года реализует инклюзивное образование, в связи с чем, сегодня мне бы хотелось обобщить и представить вашему вниманию опыт работы по организации включения воспитанников с тяжелыми сочетанными нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуального развития в образовательное пространство ДОУ.
На начало 2013 года из всех детей дошкольного возраста, проживающих на территории города Соликамска и имеющих инвалидность, 74 % не посещали детские сады. Большее количество из них имели патологию центральной нервной системы, в том числе нарушения опорно-двигательного аппарата тяжелой степени. Именно они на тот момент стали наиболее востребованной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья для получения услуги дошкольного образования.
Организация инновационной педагогической деятельности предполагает ряд обязательных процедур: осознание ценностей, постановку целей, анализ условий, подбор и создание средств и методов, реализующих цели. Основной целью нашего образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики стало обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
Правила приема в общеобразовательные учреждения предусматривают общедоступность образования, но из-за отсутствия на государственном уровне комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи – созданию равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества сформировался целый ряд проблем, с которыми на начальном этапе внедрения инклюзивной практики столкнулся и наш коллектив. Это:
1. Ограниченность нормативного - правового поля, рекомендательных характер некоторых документов.
2. Отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий пребывания детей с ОВЗ в учреждениях дошкольного образования.
3. Профессиональная неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки).
4. Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (в первую очередь отношение к детям-инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова).
5. Недостаточная обеспеченность учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.
6. Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательного учреждения.
Не смотря на наличие этих проблем наше образовательное учреждение имело хорошие стартовые условия. Принимая решения о внедрения в свою работу инклюзивной практики, мы учли:
- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в наш детский сад, чему способствовало длительное сотрудничество с СГООИ «Луч».
- Психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
- Наличие узких специалистов (психологов, логопедов, педагогов, имеющих высшее коррекционное образование)
- Возможность повышения квалификации педагогов.
На начальном этапе внедрения инклюзивного образования был составлен алгоритм (дорожная карта), который включал в себя следующие мероприятия, реализуемые административной командой учреждения:
- Принятие решения об организации инклюзивной практики в ДОУ.
- Совместно с представителем управления образованием административная команда провела анализ квалификации специалистов, комплектации РППС, образовательных программ и технологий, по которым работает ДОУ на соответствие их условиям реализации инклюзивных целей.
- Административная команда проводила встречи с педагогическим коллективом для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии, перспективного и текущего плана действий коллектива, определения рабочей группы.
- Выбор команды специалистов, обслуживающих инклюзивную группу.
- Определение основных мероприятий по адаптации детей ДОУ к новым условиям с приходом детей с ОВЗ.
- Проведение встреч с родителями детей с ОВЗ и возрастной нормы для разъяснения и согласования новых условий.
- Подписание договора с родителями.
- Составление расписания и определение распорядка дня для каждого ребенка с ОВЗ индивидуально.
Дальнейшая организация инклюзивной практики в ОУ требует от педагогического коллектива решения следующих задач:
- Рабочая группа на основе рекомендаций, полученных из ПМПК, и результатов диагностики, проведенной внутренними специалистами, утвердили образовательный маршрут для детей с ОВЗ в ДОУ.
- Знакомство с детьми с ОВЗ и семьями, проведение первичного приема для диагностики и разработки рекомендаций.
- Разработать образовательную программу, учитывающую государственные требования и особенности инклюзивного процесса.
- Создать методическое обеспечение образовательного процесса.
- Повысить профессиональную квалификацию педагогов и специалистов.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Разработать новую структуру управления инклюзивным образовательным учреждением.
- Выстроить партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.
- Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.
- Создать банк данных о практике введения инклюзивного и специального образования для распространения этого опыта на территории города и края.
На сегодняшний момент можно сказать, что деятельность нашего учреждения по внедрению инклюзивного образования сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в других образовательных учреждениях города. Поэтому кратко хотелось бы остановиться на создании специальных образовательных условий в образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Создание системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...
Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Семья и детский сад-два важных социальных института...
«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»
На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....
Приказ СОИРО от 15.12.2014 г замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»
Приказ СОИРО от 15.12.2014 г замучастие в рамках XX юбилейной международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию ...
Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников
В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В статье раскрыта модель организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Предложена структура модели, партнерства дошкольной образовательной орга...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...