Сценарий НОД "Съедобные кристаллы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Лаборатория для детей по опытно-экспериментальной деятельности: знакомство с солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыты с солью. | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий НОД
по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Съедобные кристаллы»
Составила:
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №103» г. Воркуты
Сысоева Мария Николаевна
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, интереса к опытнической деятельности.
Задачи:
1. Дать детям знания о происхождении соли.
2. Познакомить детей со свойствами соли (цвет, запах, вкус, растворимость) и её значении для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твёрдое вещество (соль) при нагревании раскаляется и раскалывается, а при смешивании с водой растворяется, о применении этого вещества в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с солью.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
Для детей на столах стоят баночки с водой, соль, чайные ложки, тарелочки, лупы.
Для воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.
Ход занятия.
- Доброе утро, ребята. Давайте встанем в круг, чтобы видеть, друг друга и улыбнёмся соседу справа, соседу слева, солнышку, облачку, себе… и мне. Скажите, вы хотите стать учёными?
- Ответы детей
- Тогда, я приглашаю Вас в нашу лабораторию, и сегодня мы будем учёными. А кто из вас знает, где проводят опыты?
- В лаборатории, в кабинете и пр.
- Правильно, в лаборатории. Но, прежде чем мы начнём, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
1. Прежде, чем, что то взять, нужно спросить у старшего по лаборатории;
2. Слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит старший по лаборатории;
- Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?
- Да!
Перед каждым ребёнком лежат непрозрачные мешочки.
- Возьмите в руки мешочки. Какие они на ощупь? Чем пахнут? Как вы думаете, что там может быть?
- Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т.д.
- А теперь давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там?
- Ответы детей
- Правильно, это всем соль. Кто-нибудь из вас знает, откуда у нас на столе появляется соль?
- Предположения детей.
- Поваренная соль, или пищевая соль, «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль», — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы. Соль природного (морского) происхождения практически всегда имеет примеси других минеральных солей, которые могут придавать ей оттенки разных цветов (как правило, серого или бурого). Производится в разных видах: крупного и мелкого помола, чистая, йодированная, нитритная и так далее.
Соль добывают разными способами (показ слайдов):
- Самосадочная соль – добывается из «соляных водопадов» путём природного испарения морской воды из углублений в земле, которые появляются из-за того, что вода с огромной силой падает на землю и постепенно делает в ней углубления; (слайд 1)
- садочная соль - добывается из глубин соляных озёр либо в соляных пещерных озёрах. Добыча садочной соли происходит в тёплое время года в местах с жарким климатом путём естественного испарения воды в соляных озёрах. (Слайд 2)
В регионах с холодным климатом используется метод вымораживания;
каменной соли, которая добывается методом разработки шахт. Не подвергается тепловой и водной обработке; (сайд 3)
- Выварочная соль - добывается путём выпаривания из соляных растворов. (Слайд 4). (Использован материал из «Википедия»)
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомой нам соли. Для проведения опытов по исследованию соли и ее особенностей, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои столы, они уже готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки и солонки, возьмите солонку и пересыпьте соль в тарелочку. Легко ли она пересыпается?
- Ответы детей.
- Если она легко сыпется, то можно сказать, что она…(ответы детей). Правильно: сыпучая. (На доске вывешиваем табличку, означающую это свойство соли)
- А теперь рассмотрите соль. Какого она цвета? На что похожи кусочки соли? Имеет ли соль запах? Какой у неё вкус?
- Ответы детей.
Каждое свойство соли обозначаем символом.
- А теперь представьте, что солонку оставили на столе, и вдруг случайно проливается вода из стакана и прямо в солонку. Как вы думаете, что произойдёт с солью?
- Предположения детей.
- Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами стаканчики с водой, возьмите чайной ложечкой из солонки соль и насыпьте в стакан с водой и хорошо перемешайте. Что произошло с солью?
- Ответы детей
- . Вода изменила свой цвет? А вкус? Какой она стала? (На доске вывешиваются соответствующие таблички.)
- Прежде чем мы продолжим наши опыты, давайте немного отдохнём. Предлагаю вам поиграть.
Я буду называть вам блюда, а вы скажете, кладут в них соль или нет. Как только вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - хлопните один раз, а если в этом блюде соли нет – топните.
Итак, готовы? Плов, компот, борщ, каша, кисель, жареная картошка, шоколад, варенье, уха, винегрет, суп.
- Сегодня мы соль пересыпали, растворяли, нюхали, а что ещё можно с ней сделать?
- Варианты ответов детей.
- Замечательно, давайте попробуем ее нагреть. Как вы думаете, что случится с солью при нагревании?
- Предположения детей.
- Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного соли, насыплю ее в металлическую баночку и буду ее нагревать. (Опыт демонстрируется сразу перед детьми).
- Что вы слышите?
- Варианты ответов детей. (Слышен треск)
- Какой вывод можно сделать?
- Соль нагревается и раскалывается, поэтому слышен треск.
- Я высыпаю соль на тарелочку, что вы видите?
- Соль раскрошилась и стала мельче.
- А вы хотите ее попробовать?
дети пробуют соль
-Она солёная.
- Ребята, давайте встанем в круг и повторим ещё раз, что мы сегодня делали с солью?
- Пересыпали, растворяли, нагревали, пробовали на вкус.
- Ребята, а для чего нужно проводить опыты?
- Варианты ответов детей: чтобы быть умными; чтобы много знать; чтобы уметь использовать знания…
- А мы можем кому-нибудь рассказать о наших открытиях?
- Да.
- Тогда давайте пригласим в нашу лабораторию малышей и покажем им, что мы уже узнали.
Но сначала, я предлагаю вам подумать, что бы вы рассказали малышам и поискать дома с родителями, что то новое о соли.
- Хорошо.
- Скажите, а вам понравились наши опыты сегодня?
- Ответы детей.
- Хорошо, сейчас мы вернёмся в нашу группу, но будем приходить в нашу лабораторию каждую неделю, а вы предлагайте, что мы будем изучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выращиваем соляные кристаллы
Эксперимент по образованию соляных кристаллов...
Проект "Загадочный мир кристаллов"
Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации режимных моментов....
Мастер - класс "Выращивание кристаллов"
Познавательно – исследовательская деятельность в системе организации режимных моментов...
Сценарий проведения квест-игры "Кристаллы Здоровья"
старшая группа...
"Магия кристаллов" Эксперимент по выращиванию кристаллов сахара и соли в старшей группе для детей с овз.
Кристаллы - удивительные явления природы. Они поражают своей необычностью: размерами, цветом, формой.Выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних усло...
Сценарий выпускного "Магический кристалл"
Выпускной в увлекательной лаборатории профессора Пузырькова и его помощницы Любы Знайкиной...
Сценарий выпускного бала в ДОУ "В поисках драгоценных кристаллов"
Интересный сценарий для выпускников детского сада...