Метод проекта в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
консультация

Мельниченко Елена Сергеевна

Всем нам известно, что сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала  технология проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проекта в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

1 слайд

Всем нам известно, что сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала  технология проектной деятельности.

Задачи и структура экологического проекта

         В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. 

         Кругозор  современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий, в том числе характерных и для проектной деятельности в ДОУ. 

2 слайд

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

         Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.

3 слайд

         Экологические проекты классифицируются:

  • по составу участников: индивидуальные, групповые, коллективные/.
  • целевой установке; исследовательские, творческие, игровые, информационно – познавательные, практические и общественно полезные/.
  • тематике;
  • срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:

  1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.( ст. гр.)
  2. Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы). (со 2-й мл.гр.)
  3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала). (со ср.гр.)
  4. Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). (со 2-й мл.гр.)
    По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД), средней продолжительности и долгосрочными (например, проект «Аквагалерея» (использование аквариумов) рассчитан на весь учебный год и более).

4 слайд

Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении

является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.

Задачи экологического проекта:

  • Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  • Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
  • Воспитание гуманного отношения к природе.

5 слайд

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

  1. В младшем дошкольном возрасте:

- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

     II.     В старшем дошкольном возрасте:

            - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

            -        развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

             -        формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;

             -           развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

6 слайд

         Структура экологического проекта

  1. Титульный лист
  2. Аннотация проекта (краткое описание)
  3. Методический паспорт экологического проекта (характеристика проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами):

а) Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
б) Цели и задачи экологического проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).


е)  Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

ж) План реализации экологического проекта (план-график подготовки, этапы реализации проекта с намеченными мероприятиями).

з) Ожидаемые результаты и критерии оценки результата (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта). 

и) Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта. 

к) Литература.
л) Приложения к экологическому проекту:
• учебно-тематические планы;
•научную и художественную литературу;
• примерную программу;

• консультации.

7 слайд

Технология работы по экологическому проекту

Примерный план работы воспитателя

по подготовке экологического проекта

  1. Поставить цель экологического проекта на основе изучения проблем детей.
  2. Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов экологического проекта.
  4. Составить план-схему экологического проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включить в план-схему проекта НОД, игры и другие виды детской деятельности.
  7. Презентация проекта.

8 слайд

Основные этапы экологического проекта:

Первый этап– Выбор темы.

- постановка цели,  исходя  из  потребностей  и  интересов ребёнка;

- вовлечение дошкольников в решение проблемы;

- составление плана движения к цели (поддержание  интереса детей и родителей);

- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;

консультация со специалистами ДОУ;

составление  плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);

- сбор  информации, материалов;

Второй этап– Реализация проекта
- занятия, игры, наблюдения, поездки(мероприятия основной части проекта),

- домашние задания родителям и детям;

- самостоятельные  творческие  работы  детей  и  родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)

Третий этап– презентация проекта.  

- организация  презентации  проекта (праздник,  занятие,  досуг), составление книги, альбома совместно с детьми;

- подведение  итогов (выступление  на  педсовете,  родительском  собрании;  обобщение опыта работы).

Четвёртый этап– рефлексия.

9 слайд


Работа над проектом включает деятельность педагогов,  детей и родителей.  Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы
проекта

Деятельность педагога

деятельность детей

I этап

1. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

 2. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)
3. Формулирует задачу

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать
деятельность.
6. Организует деятельность.

1. Вживание в игровую
ситуацию.

2. Вхождение в проблему.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач
проекта.

5. Объединение детей
в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

II этап

7. Практическая помощь (по
необходимости).
8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Продукт деятельности
готовят к презентации.

III этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

9. Представляют (зрителям
или экспертам) продукт
деятельности.

Экологический проект актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

         Особая педагогическая значимость экологического проекта в том, что:

- являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

- проектирование позволяет решать задачи экологического воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию....

"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...

Система работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию на три года.

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию, спланированное на три года, начиная со среднего возраста. Планирование составлено на основе программы С.Н.Николаевой "Юный...

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...

"Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста....

" Основные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".

В рамках работы по приоритетному направлению «Природа-наш дом» и с целью реализации годовой задачи «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе трудовой деятельности как средство воспи...

Формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования разви...