Метод проекта в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
консультация
Всем нам известно, что сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проекта в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
1 слайд
Всем нам известно, что сегодня задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку уже в дошкольном возрасте научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала технология проектной деятельности.
Задачи и структура экологического проекта
В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий, в том числе характерных и для проектной деятельности в ДОУ.
2 слайд
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Экологический проект – один из ведущих проектных методов деятельности; метод формирования познавательной сферы дошкольников в области экологии.
3 слайд
Экологические проекты классифицируются:
- по составу участников: индивидуальные, групповые, коллективные/.
- целевой установке; исследовательские, творческие, игровые, информационно – познавательные, практические и общественно полезные/.
- тематике;
- срокам реализации.
В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:
- Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.( ст. гр.)
- Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы). (со 2-й мл.гр.)
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала). (со ср.гр.)
- Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»). (со 2-й мл.гр.)
По продолжительности экологические проекты бывают краткосрочными (одно или несколько НОД), средней продолжительности и долгосрочными (например, проект «Аквагалерея» (использование аквариумов) рассчитан на весь учебный год и более).
4 слайд
Основной целью экологического проекта в дошкольном учреждении
является создание условий для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи экологического проекта:
- Совершенствование системы экологических знаний и представлений;
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
- Участие в посильной для детей деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы;
- Воспитание гуманного отношения к природе.
5 слайд
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
- В младшем дошкольном возрасте:
- активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
II. В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
6 слайд
Структура экологического проекта
- Титульный лист
- Аннотация проекта (краткое описание)
- Методический паспорт экологического проекта (характеристика проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами):
а) Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
б) Цели и задачи экологического проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
е) Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
ж) План реализации экологического проекта (план-график подготовки, этапы реализации проекта с намеченными мероприятиями).
з) Ожидаемые результаты и критерии оценки результата (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. д.) и/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
и) Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
к) Литература.
л) Приложения к экологическому проекту:
• учебно-тематические планы;
•научную и художественную литературу;
• примерную программу;
• консультации.
7 слайд
Технология работы по экологическому проекту
Примерный план работы воспитателя
по подготовке экологического проекта
- Поставить цель экологического проекта на основе изучения проблем детей.
- Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов экологического проекта.
- Составить план-схему экологического проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включить в план-схему проекта НОД, игры и другие виды детской деятельности.
- Презентация проекта.
8 слайд
Основные этапы экологического проекта:
Первый этап– Выбор темы.
- постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
консультация со специалистами ДОУ;
составление плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);
- сбор информации, материалов;
Второй этап– Реализация проекта
- занятия, игры, наблюдения, поездки(мероприятия основной части проекта),
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап– презентация проекта.
- организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг), составление книги, альбома совместно с детьми;
- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).
Четвёртый этап– рефлексия.
9 слайд
Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и родителей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы | Деятельность педагога | деятельность детей |
I этап | 1. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 2. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.) 4. Помогает в решении задачи. | 1. Вживание в игровую 2. Вхождение в проблему. 5. Объединение детей |
II этап | 7. Практическая помощь (по | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. 8. Продукт деятельности |
III этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 9. Представляют (зрителям |
Экологический проект актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особая педагогическая значимость экологического проекта в том, что:
- являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- проектирование позволяет решать задачи экологического воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию....
"Лэпбук, как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".
В рамках решения вопроса экологического образования детей дошкольного возраста одним из главных является соблюдение педагогических усл...
Система работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию на три года.
Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию, спланированное на три года, начиная со среднего возраста. Планирование составлено на основе программы С.Н.Николаевой "Юный...
Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с детьми по экологическому воспитанию...
"Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста....
" Основные формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию".
В рамках работы по приоритетному направлению «Природа-наш дом» и с целью реализации годовой задачи «Формирование экологической культуры дошкольников в процессе трудовой деятельности как средство воспи...
Формы работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования разви...