Тема. "Говорящий зоопарк И.А. Крылова". Подготовила и провела : воспитатель ГБОУ школы № 584 «Озерки» Дмитриева С.В. Цели. Закрепить и обобщить полученные знания учащихся по произведениям И.А.Крылова. Задачи: Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе, развивать творческие способности. Оборудование. Интерактивная доска, ноутбук. Книга "Басни Крылова", листочки с заданиями (кроссворд, ребусы), иллюстрации к басням, карточки с именами героев, черный ящик, очки, зеркало. Ход занятия
I. Показ презентации. На интерактивной доске показывается презентация. Воспитатель. Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844) – русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841г.) Родился в небогатой семье армейского капитана, в Москве. В 1775 году после выхода отца в отставку семья Крылова переезжает в Тверь. Получить достойное образование ему не удалось. Однако занимаясь самообразованием, Крылов изучил несколько языков, считался одним из самых просвещенных среди своих современников. После переезда в Петербург творчеству Крылова открываются большие перспективы. Крылов в то время больше занимается драматургией. Он пишет трагедии «Филомела», «Клеопатра», а также комедии. В духе сатиры писатель издает журнал «Почта духов», который публиковался всего 8 месяцев. Вскоре поле закрытия журнала Крылов основал следующий критико-сатирический журнал «Зритель». После обыска издание пришлось прекратить. Писатель много путешествует по России, Украине, не прекращая свое творчество. По возвращению в Петербург впервые издаются басни Крылова. Девять книг с 200ми баснями Крылова были оставлены в наследство читателям. Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает. Среди самых известных басен: «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и многие другие. С 1812 года Крылов стал библиотекарем в Публичной библиотеке, где прослужил 30 лет, собирает книги, составляет указатели. В 1855 году в Летнем саду был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову работы скульптора П.К. Клодта. На сравнительно высоком пьедестале (3,5 м) в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу. Лицо Крылова одухотворено, его фигура полна спокойного достоинства. На пьедестале памятника в фигурах рельефов легко узнать героев знаменитых басен: "Лисица и виноград", "Ворона и лисица", "Демьянова уха", "Квартет" и других персонажей произведений И.А. Крылова. Каждый год на уроках мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш воспитательский час проведем в виде викторины, которая позволит выявить лучшего знатока басен. II. Викторина. В. Сначала проведем разминку. У сильного всегда бессильный виноват: Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем. В какой басне звучат эти слова? Дети. "Волк и Ягненок". В. Кто так говорил: "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час Так, что голову вскружило". Д. Стрекоза. В. Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет". Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка. В. Кого "по улицам водили, как будто напоказ"? Д. Слона. В. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, "не боясь греха"? Д. "Кукушка и Петух". В. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню? Д. На псарню. В. Слова из какой басни стали крылатым выражением: "Видит око, да зуб неймет"? Д. "Лисица и виноград". В. Молодцы, ребята! 1 задание: Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова. 2 задание: Инсценировать басню "Мартышка и очки". (В маске обезьянки К. изображает, а А. читает басню) Задание не оценивается, так как готовится заранее. 3 задание: Воспитатель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен. (на интерактивной доске или мониторе) 4 задание: Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.
Вопросы 1. Героиня басни "Квартет". 2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. 3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"? 4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"? 5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? 6. Любимое блюдо Демьяна. 7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". 8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости. Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона. В. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето". Д. Стрекоза. 5 задание: Конкурс "Угадай-ка" На карточках обозначены герои басен. В. Какие герои басен здесь зашифрованы? – и – и – а о – ё – – о – ь – а – о – о – е – – о – – – у – а – е – – т – е – о – а Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза. 6 задание: Конкурс "Черный ящик" Воспитатель достает черный ящик. В. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа". Д. Зеркало. В. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины. Д. Очки. III. Игровая программа В. Переходим к игровой части нашего урока. Первая игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано? "Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит". Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит". В. "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!" Д. Надо: "Петушок". В. "Ворона гавкнула во все воронье горло". Д. "Ворона каркнула". В. "Мартышка к старости слаба ушами стала". Д. "Глазами". В. ""Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит". Д. "Шавка говорит". В. Следующая игра – "Загадочные животные". На доске: – Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных. Дети выполняют задание. – Что у вас получилось? Д. Волк, петух, муравей, осёл, слон. В. В каких баснях встречаются эти животные? Д. В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Квартет", "Слон и Моська". IV. Подведение итогов В. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался... (воспитатель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой "Лучший знаток басен Крылова" и призом. |