Сценарий музыкально-поэтической встречи
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
«Музыкально – поэтическая композиция, посвященная
75 - летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
для старших и подготовительных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal_stsenariy_ko_dnyu_snyatiya_blokady_20191.docx | 27.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий ко дню снятия Блокады 2019г.
Музыкально-поэтическая композиция.
«И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… »
(старшие – подготовительная группы.)
Ход мероприятия
1Слайд
Ведущий:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Все как живые.
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Ю. Воронов
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Звучит фрагмент « Грезы Шумана»
Слайд 2.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Слайд 3
Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Ребенок 1
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад
Слайд 4
Танец «Тучи в голубом».
Слайд 5
Ведущий : Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев. Литература и искусство шли рука об руку с Ленинградцами даже в эти трудные для них годы и выступали хранителями памяти поколений.
...Над Ленинградом—
Смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады, —
Мы не покинем наших баррикад... О. Берггольц
В блокадном городе работало 3 театра, несколько кинотеатров, в блокадном городе звучала музыка!!!
Слайд 6
Дмитрий Шостакович дежурил на крыше, сбрасывал зажигалки и сочинял свою бессмертную «7 Симфонию». 9 августа 1942 года она была исполнена в Большом зале Филармонии. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд.
Д.Шостакович, 7 симфония ( отрывок)
2 реб. И когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром величаво,
Другая симфония началась.
3 реб .Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город «Седьмую симфонию» слушал…
И в зале - шквал,
И по фронту – шквал…
4 реб .А когда разошлись по квартирам люди,
Полные высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств!
Слайд 7
Ведущий Между тем в осаждённом городе жили и творили десятки композиторов. Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных «тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах.
Танец «На солнечной поляночке».
Ведущий 2. Страшное слово «блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.
Слайд 8
5 реб.
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснется.
И поутру, когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом
6 реб.
В нас голод убивает страх.
Но он же убивает силы.
На Пискаревских пустырях
Все шире братские могилы.
И зря порою говорят:
— Не все снаряды убивают...
Когда мишенью Ленинград,
Я знаю — мимо не бывает.
Слайд 9
7 реб
Ведь даже падая в Неву,
Снаряды — в нас.
Чтоб нас ломало.
Вчера там каменному льву
Осколком лапу оторвало.
Но лев молчит, молчат дома,
А нам по-прежнему бороться,
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется.
Ю. Воронов
Слайд 10
Ведущий : Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.
Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.
Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.
Коптилка – мой фонарик.-
Лица не различишь.
Да здравствует сухарик!
Но он мне сниться лишь.
Стихотворение читают дети, передавая кусочек хлеба.( под.гр.)
1.Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2.Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
3.Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
4.Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
5.Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
6.Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
(1). Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».
(2). Другая, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».
Слайд 11.
Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
Слайд 12
Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. … « Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941 - 1942 г., называли « зимовщиками». К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп/ С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда все взрослые голодали, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником.
Слайд 13.
(3). Из воспоминаний блокадников ( читают родители)
Одна из учениц писала о новогодней ёлке: « 6: января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба, на обед дали суп - лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти».
Реб 8:
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
Песня «Ленинградские мальчишки».
Самой страшной оказалась зима 1942года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера , помогла выжить людям.
Слайд 14
-Эта дорога помогла выжить и спасла от голода многих Ленинградцев.
С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.
Дорога Жизни, Ладога родная,
О, скольких ты тогда смогла спасти!
Для наших дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!
Я пред тобой стою, склонив колени,
Стою и вдаль задумчиво смотрю,
От всех послевоенных поколений,
Как Бога, я тебя благодарю.
И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин, бессонной вереницей,
Везущий хлеб по ладожскому льду…
Давайте мы о Ладоге споем,
Ведь эту песню любят все и знают
Она, как символ мужества людей
И пусть нам наши гости подпевают.
Песня «Ладога» ( вместе с родителями).
С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.
Слайд 15
4 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек.
Слайд 18 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду
(4). Из дневника Эсфирь Густавовны Левиной. ( читают родители)
« Сегодня, 27 января 1944 года, снята блокада Ленинграда. Салют – 24 залпа из 324 орудий. Я приподняла штору. За окном зарево – красное и зеленое – ракеты. Сердце, которое привыкло сжиматься, видя пламя над городом, не сразу последовало за разумом, который знал, что это салют победы. Вышла на улицу – раскаты залпов, трещащие и ослепительные букеты фейерверка, толпы у перекрестков, продавцы в дверях магазинов. Женщины: «Господи, вот счастья дождались».
Чтецы – дети.
1.В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
2.Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
3.Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
4.От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься, –
Всё! Закончилась блокадная пора!
5.Есть салют у нас весной – на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…
Песня о блокаде.
Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.
Видеоряд с видами города под песню о Ленинграде .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-поэтический концерт "Встреча с музыкой" с ИКТ
Музыкально-поэтический концерт «Встреча с музыкой» (с использованием слайдовой презентации) рассчитано для детей подготовительной к школе группы. Занятие позволит углубить представление де...
Сценарий музыкально - поэтического представления для детей подготовительной группы «Про кошек, мышей и собак»
Сценарий в основу которого заложена сюжетная линия одноименного музыкально- поэтическое представления Л.Кошуты "Про кошек мышей и собак". В сценарии также широко используются с...
Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста
Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...
Сценарий музыкально - поэтического вечера в средней группе «Волшебница зима»
Музыкально - поэтический вечер "Волшебница зима" позволил каждому ребенку проявить свои таланты, способности. Все дети участвовали в проведении мероприятия. Вечер прошел весело и с задором. Возможно и...
Сценарий музыкально –поэтического вечера «Детство - опаленное войной». Старший дошкольный возраст.
Сценарий музыкально –поэтического вечера «Детство - опале...
Разработка музыкального сценария "Музыкально-поэтические картинки". "Весна" для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
quot;Музыкально-поэтические картинки" из цикла "Времена года" "Весна"...
Сценарий музыкально-поэтической встречи «Страна Веселого Детства Агнии Барто» (средняя группа)
Знакомство детей с биографией и творчеством А.Л. Барто, расширение и закрепление знаний детей о произведениях автора, формирование устойчивого интереса к чтению и любви к поэзии, развитие активности д...