Сценарий музыкально-поэтической встречи
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Белавина Лина Ильинична

«Музыкально – поэтическая  композиция, посвященная

 75 - летию полного освобождения Ленинграда от фашистской  блокады»

для старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_stsenariy_ko_dnyu_snyatiya_blokady_20191.docx27.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий ко дню снятия Блокады 2019г.

Музыкально-поэтическая композиция.

«И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… »

(старшие – подготовительная группы.)

Ход мероприятия

1Слайд 

Ведущий:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Все как живые.

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Ю. Воронов


Вам, героическим защитникам Ленинграда, 
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, 
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, 
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Звучит фрагмент « Грезы Шумана»

Слайд 2.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…  После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.

Слайд 3 

 Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Ребенок 1 
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад

Слайд 4 

                                         Танец «Тучи в голубом».

Слайд 5 

Ведущий : Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев. Литература и искусство шли рука об руку с Ленинградцами даже в эти трудные для них годы и выступали хранителями памяти поколений.

...Над Ленинградом—

Смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады, —

Мы не покинем наших баррикад... О. Берггольц

В блокадном городе работало 3 театра, несколько кинотеатров, в блокадном городе звучала музыка!!!

Слайд 6 

 Дмитрий Шостакович дежурил на крыше, сбрасывал зажигалки и сочинял свою бессмертную «7 Симфонию». 9 августа 1942 года она была исполнена в Большом зале Филармонии. В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд.

 Д.Шостакович, 7 симфония ( отрывок)

2 реб.    И когда в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром величаво,

Другая симфония началась.

3 реб .Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город «Седьмую симфонию» слушал…

И в зале - шквал,

И по фронту – шквал…

4 реб .А когда разошлись по квартирам люди,

Полные высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь Искусств!

Слайд 7 

Ведущий   Между тем в осаждённом городе жили и творили десятки композиторов. Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных «тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах.

Танец «На солнечной поляночке».

Ведущий 2. Страшное слово «блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.

Слайд 8 

5 реб.

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом

6 реб.

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы.

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

— Не все снаряды убивают...

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю — мимо не бывает.

Слайд 9 

7 реб

Ведь даже падая в Неву,

Снаряды — в нас.

Чтоб нас ломало.

Вчера там каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит, молчат дома,

А нам по-прежнему бороться,

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется.

Ю. Воронов

Слайд 10 

Ведущий : Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.

Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

 Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Коптилка – мой фонарик.-


Лица не различишь.


Да здравствует сухарик!


Но он мне сниться лишь.

Стихотворение читают дети, передавая кусочек хлеба.( под.гр.)

1.Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2.Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
3.Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
4.Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
5.Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
6.Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я - хлеб…
(1). Воспоминания жителей блокадного Ленинграда (читают родители)
Вспоминает Милютина Заря Александровна: « Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах от голода, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, - хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнёт его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестрёнка. Она плачет и просит есть, и вот этот хлеб для неё ».


(2). Другая, Тюлева Ольга Николаевна, вспоминает другой случай: « Однажды в булочной в очереди за хлебом мне стало плохо от голода. Я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки».

Слайд 11.


Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Слайд 12 


Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.


Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. … « Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941 - 1942 г., называли « зимовщиками». К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп/ С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда все взрослые голодали, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим праздником.

Слайд 13.

(3). Из воспоминаний блокадников ( читают родители)
Одна из учениц писала о новогодней ёлке: « 6: января. Сегодня была ёлка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: всё думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлеба, на обед дали суп - лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта ёлка надолго останется в памяти».

Реб 8:

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Всё это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а - жили!


Песня «Ленинградские мальчишки».

Самой страшной оказалась зима 1942года. Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера , помогла выжить людям.

Слайд 14

-Эта дорога помогла выжить и спасла от голода многих Ленинградцев.

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами. 

Дорога Жизни, Ладога родная,
О, скольких  ты тогда смогла спасти!
Для наших дедов, бабушек, я знаю,
Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,
Стою и вдаль задумчиво смотрю,
От всех послевоенных поколений,
Как Бога, я тебя благодарю.

И знаю: до сих пор ночами снится
Всем, выжившим в блокадном том аду,
Поток машин, бессонной вереницей,
Везущий хлеб по ладожскому льду…

Давайте мы о Ладоге споем,

Ведь эту песню любят все и знают

Она, как символ мужества людей

 И пусть нам наши гости подпевают.

Песня «Ладога»  ( вместе с родителями).

С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами. 

Слайд 15   


4 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек.

Слайд 18                                                                                                                                             27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду

(4).  Из дневника Эсфирь Густавовны Левиной. ( читают родители)

« Сегодня, 27 января 1944 года, снята блокада Ленинграда. Салют – 24 залпа из 324 орудий. Я приподняла штору. За окном зарево – красное и зеленое – ракеты. Сердце, которое привыкло сжиматься, видя пламя над городом, не сразу последовало за разумом, который знал, что это салют победы. Вышла на улицу – раскаты залпов, трещащие и ослепительные  букеты фейерверка, толпы у перекрестков, продавцы в дверях магазинов. Женщины: «Господи, вот счастья дождались».

Чтецы – дети.
1.В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.

2.Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

3.Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

4.От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 

5.Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе… 

Песня о блокаде.

Прошло 75 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.

Видеоряд  с видами города под песню о Ленинграде .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтический концерт "Встреча с музыкой" с ИКТ

Музыкально-поэтический концерт  «Встреча с музыкой» (с использованием слайдовой презентации) рассчитано для детей подготовительной к школе группы. Занятие позволит углубить представление де...

Сценарий музыкально - поэтического представления для детей подготовительной группы «Про кошек, мышей и собак»

Сценарий в основу которого заложена  сюжетная линия одноименного   музыкально- поэтическое представления  Л.Кошуты "Про кошек мышей и собак". В сценарии также широко используются с...

Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста

Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...

Сценарий музыкально - поэтического вечера в средней группе «Волшебница зима»

Музыкально - поэтический вечер "Волшебница зима" позволил каждому ребенку проявить свои таланты, способности. Все дети участвовали в проведении мероприятия. Вечер прошел весело и с задором. Возможно и...

Сценарий музыкально –поэтического вечера «Детство - опаленное войной». Старший дошкольный возраст.

       Сценарий музыкально –поэтического вечера                    «Детство - опале...

Сценарий музыкально-поэтической встречи «Страна Веселого Детства Агнии Барто» (средняя группа)

Знакомство детей с биографией и творчеством А.Л. Барто, расширение и закрепление знаний детей о произведениях автора, формирование устойчивого интереса к чтению и любви к поэзии, развитие активности д...