" Позитивная адаптация в условиях детского сада".
статья (младшая группа) на тему
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sheveleva_tatyana_ivanovna.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевелёва Татьяна Ивановна
ГБДОУ №64 Невского района г. Санкт-Петербург
Статья на тему: «Позитивная адаптация в условиях детского сада».
В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.
Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом всё время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.
В этот период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.
Техники взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов техник взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Адаптирующегося родителя отличает:
- Повышенная тревожность
- Обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
- Преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
- Повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
- Многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Задачи взаимодействия педагога с родителями:
- Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОУ.
- Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
- Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
- Повысить уровень психологической культуры родителей.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
В основе технологии данного опыта лежит система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей к условиям ДОУ
Работа с родителями:
- родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ);
- знакомство с участком, групповым помещением;
- сбор информации о потенциальных воспитанниках;
- ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
- знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений;
Каким должно быть общение педагога с родителями?
Первый этап - педагог создает положительный образ ребенка и транслирует его родителям, т.е. в общении педагог обращает внимание на положительные качества личности ребенка. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения.
Главная цель - установление на основе этого первых доверительных отношений.
Второй этап - педагог сообщает родителям специальные знания по детской психологии, педагогике. Какие это знания? Знания особенностей физического, психического развития ребенка, особенности общения ребенка со сверстниками, взрослыми, особенности разнообразных видов детской деятельности и т.п. На этом этапе педагог постепенно начинает знакомиться с проблемами семьи в воспитании ребенка и формирует тем самым установку к сотрудничеству.
Третий этап - воспитатель знакомится с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе активны сами родители. Они обращаются к педагогу с вопросами типа «А что это значит?». Сообщают о поведении, привычках ребенка дома, причем и положительных, и отрицательных. Педагог дает возможность родителям проявлять свою активность, готовность к сотрудничеству. Но в этом диалоге позиция педагога не сводится к поучению, назиданию.
Четвертый этап - развивается совместная деятельность педагога и родителя, направленная на совместное исследование, наблюдение развития личности ребенка.
На основе совместной деятельности и педагог, и родитель пересматривают, изменяют общение с ребенком (т.е. «перестраивают собственные стереотипы общения с малышом»).
Для того, чтобы ребёнок мог по возможности быстро и максимально безболезненно адаптироваться к детскому саду, в семье нужно готовить его к поступлению в детский сад.
В день открытых дверей приглашаются и родители, дети которые ещё не ходят в группу, но уже проходят медосмотр и готовятся к поступлению в детское учреждение.
Работники детского сада организуют:
- фотовыставку, отражающую содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду;
- уголок родителей, где помещаются материалы по вопросам воспитания ребёнка в семье;
- организована выставка поделок, рисунков;
- рекомендации, как одеть ребёнка в детский сад и на прогулку;
- подготовлен стенд с поделками, сделанными детьми, посещающими детский сад.
- беседы с родителями;
- опрос – анкетирование родителей « Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
- близкое знакомство с семьей;
- посещение семей на дому (визитирование);
- рассматривание семейных альбомов в группе;
- фотовыставки;
- информационные стенды;
- приглашение семьи в группу;
- консультации;
- родительские собрания;
- семинары;
- наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
- родительская почта;
Удачи и терпения, дорогие родители и педагоги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Адаптация к условиям детского сада
В настоящее время многие родители отдают очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с н...
"Адаптация к условиям детского сада" краткая консультация воспитателя.
Адаптация один из наболевший вопрос воспитателей первой младшей группы. Это необходимая и важная проблема на данном этапе. Буду рада, если моё выступлением кто то воспользуется....
"В детский сад с радостью или адаптация к условиям детского сада"
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни.Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ...
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспе...
Проект: «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»
Обоснование необходимости проекта В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям любого возраста очень непросто п...
Консультация "В детский сад без слёз: адаптация к условиям детского сада"
Уважаемые родители! Советов не так уж и много. Но детям легче будет адаптироваться к новой жизни, если Вы их подготовите к ней....