статья "Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование"
статья на тему

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

  •  Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.
  •  Повышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.
  •  Формирование у подростков навыков и привычек   здорового образа жизни.

Задачи проектов:

  • Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;
  • отработать и закрепить  навыки огневой, строевой и физической подготовки;
  • познакомить подростков с работой  специализированной техники, оборудования;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mardenskaya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание   школьников через социальное проектирование

 

.

Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут,  занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.

 Решить актуальную проблему заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии через реализацию ряда проектов военно-патриотической направленности, призвано  военно-патриотические объединения (далее ВПО)

 Была спланирована деятельность подростков через систему творческих дел, конкурсов, соревнований, обучения навыкам и приемам безопасной жизнедеятельности, встреч с людьми разных профессий по реализации целей проектов. Кроме того, авторы предоставили возможность свободного выбора того или иного вида деятельности каждому участнику, что способствовало переходу подростка из объекта воздействия педагога в субъект собственной деятельности, помогло самовыражению личности, дало возможность для осуществления самоподготовки и самореализации.

Важным моментом  включения в систему подготовки допризывной молодежи к службе в армии явилась помощь социальных партнёров, родителей, привлечение ветеранов, младших школьников. Между всеми  участниками системы военно-патриотического воспитания  установлены отношения сотрудничества и диалога.

Система не может быть завершенной без анализа совместной деятельности, поэтому реализация проектов заканчивается представлением  аналитических материалов, выпуском рекомендаций, сборников. Система хороша в развитии, поэтому нами определены и перспективы на будущее.

Продолжением проектов станет проведение профилактических мероприятий «День защитников Отечества» и «День безопасности в городе «Безопасный город».

Цель проектов:

  •  Формирование у учащихся социального и ответственного отношения к вопросам личной и коллективной безопасности.
  •  Повышение уровня правовой, физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи.
  •  Формирование у подростков навыков и привычек   здорового образа жизни.

Задачи проектов:

  • Повысить эффективность занятий по обучению детей навыкам военной подготовки;
  • отработать и закрепить  навыки огневой, строевой и физической подготовки;
  • познакомить подростков с работой  специализированной техники, оборудования;
  • организовать методическую помощь педагогам общеобразовательных учреждений,   руководителям отрядов ВПО, родителям и общественным организациям по вопросам подготовки юношей к службе в армии.

 Проект «Ралли выживания»   был задуман и реализован как подготовительный этап в подготовке допризывной молодежи к службе в армии.

Он предусматривал  отработку навыков физической, прикладной, морально-психологической, огневой подготовки допризывной молодежи, которая позволила бы подготовить их к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а так же в войсках, формированиях,  в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе, правоохранительных органах и органах безопасности.

         Были созданы миниполигоны по отработке перечисленных навыков; организована выставка военной, пожарной, спасательной техники, оборудования, спецодежды; организованы показательные выступления Южно-Сибирского спасательного отряда, ГУ «1 ОФПС по Республике Хакасия»  и воинской части; проведены соревнования по прикладным видам спорта, смотр строевой подготовки и конкурс флагоносцев.

Наибольший интерес вызвала выставка техники, оборудования и показательные выступления спасательного отряда. Впервые подростки увидели  наяву, как действует отряд, спасая имущество, технику и людей, как работает военная, спасательная, пожарная техника.  Подростки тушили пожар, пользуясь огнетушителем, использовали медицинское оборудование для оказания помощи условно пострадавшему.

 Проект «Тропа испытания»  был реализован с целью выявления уровня ответственности молодежи по вопросам личной и коллективной безопасности, знания  правовых основ службы в армии, истории создания Вооруженных Сил РФ, выдающихся людей, умения оказать помощь в чрезвычайных ситуациях. В ходе реализации проекта подростки встретились с представителями военкомата, которые осветили правовые вопросы призыва и службы в армии. Знание правовых норм было продемонстрировано в профилактическом мероприятии «Школа выживания», которое прошло в Центре детского творчества в виде конкурсных программ.

Сотрудники Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, пожарной охраны осветили вопросы безопасности жизнедеятельности, обучили навыкам оказания доврачебной помощи.

 Проект «Я - призывник» позволил выявить, насколько допризывная молодежь овладела теми  приемами и навыками, знаниями, которые были предложены в вышеперечисленных проектах. Он предусматривает закрепление полученных навыков в ходе проведения соревнований по различным направлениям безопасности жизнедеятельности: военной, пожарной безопасности, безопасности на дорогах города. Для этого был  организован   и уже проведен   единый день безопасности в городе «Когда молчат сирены».  В рамках проекта был проведён День безопасности, состоялся конкурс строевой подготовки, прошли соревнования на пожарно-прикладной полосе, по фигурному вождению велосипеда, сборке-разборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки, метанию гранаты, работе в противогазе.

Успешной  реализации проектов способствовали следующие факторы:

 1. В реализации проектов приняли участие социальные партнёры: сотрудники военкомата, Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, Хакасского регионального отделения Всероссийского добровольного пожарного общества,  Государственного учреждения «1отдел федеральной пожарной службы по Республике Хакасия»,  Южно-Сибирский поисково-спасательный отряд, руководители профильных отрядов: военно - патриотические объединения, дружины юных пожарных, отряды «Спасателей», с которыми были проведены предварительные совещания  по реализации проектов. Из их числа выбирались судьи и члены жюри, их присутствие придало значимость проводимым мероприятиям, обеспечило методическую и профессиональную поддержку в формирования приемов и навыков подготовки к военной службе и обеспечении безопасности жизнедеятельности. Сотрудники участвовали в обучении подростков навыкам выживания в экстремальных ситуациях, навыкам прохождения военной службы, навыкам оказания первой доврачебной помощи. Партнёры  предоставили грамоты, дипломы, поощрительные призы для награждения   победителей, что явилось стимулом к дальнейшей деятельности.

2. Использование специализированной военной, спасательной, пожарной  техники, оборудования, спецодежды наглядно приблизило участников к реальной обстановке.

3. Важным моментом оказалось привлечение городских средств массовой информации к освещению проектной деятельности. Участники увидели себя на экранах телевизоров, прочли статьи в газетах, что, несомненно, повысило их самооценку и смотивировало на дальнейшее участие в проектах.

4. Мероприятия по проектам проводились вне помещения (на  стадионе Центра детского творчества, уличных площадках, прилегающих к Центру детского творчества, в тире ближайшей школы), что создавало удобство для таких масштабных действий.

5. К участию в реализации проекта привлекались ветераны Великой Отечественной войны, младшие школьники, которые помогли оформить выставку рисунков, пожарной техники и оборудования, это обеспечило преемственность поколений.

Все проекты были предназначены не только для детей, но и  для педагогов основ безопасности жизнедеятельности, руководителей профильных отрядов. В ходе реализации проектов для них были проведены семинары, выпущены сборники, разработаны методические рекомендации по  безопасности жизнедеятельности  и работе с допризывной молодежью.

В результате в проектах приняли участие 23 военно-патриотических объединения школ города, 19 дружин юных пожарных, 23 отряда юных инспекторов дорожного движения,  8 отрядов юных помощников милиции, 1отряд спасателей    общей  численностью 3560 старших школьников и 1500 ребят среднего и старшего возраста. Проекты получили массу положительных отзывов, как со стороны участников, так и со стороны социума. Проходящие мимо горожане  подолгу задерживались у соревнующихся команд. Много посетителей было и на выставке техники, оборудования. Получились большие городские мероприятия с участием школьников, горожан, партнёров, средств массовой информации.

Итогом реализации проектов стала диагностика контрольно-измерительных и  нравственно-духовных параметров допризывной молодёжи:

  • выполнены нормативы общефизической и специальной физической подготовки;
  • выполнены  нормативы разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;
  • приобретены навыки выживания в сложных жизненных ситуациях;
  • приобретен  опыт  физической и прикладной подготовки  допризывной молодежи к службе в армии.

  Нравственно-духовные параметры реализации проектов выражены:

  • в популяризации деятельности общественных организаций и объединений по физической и прикладной подготовке допризывной молодежи к службе в армии и государственных структурах, связанных с охраной и соблюдением правопорядка;
  • в активизации деятельности общественных объединений и организаций;
  • в повышении  престижа  службы в Вооруженных Силах РФ;
  • в приобретении навыков и привычек здорового образа жизни.

Участникам проекта предложено было ответить на несколько вопросов анкеты. На вопрос «Нужна ли нашей стране армия?» 93%  подростков отвечают утвердительно до реализации проектов и 97% после реализации.  

Диаграмма №1. «Нужна ли нашей стране армия?»

 Изменилось отношение подростков к службе в армии. Если в 2009 году  хотели служить в армии 63 % подростков, то в 2010 году 72% респондентов не отказывались от службы в армии.  

Диаграмма №2. «Хотел бы ты служить в армии?»

Изменилось так же отношение допризывной молодежи  к тем, кто служит в армии. Если в 2009 году преобладали ответы неуважительного содержания («глупые», «не поступившие в ВУЗы», «неудачники» и т.д.), то в 2010г не было ни одного неуважительного отзыва о военнослужащих.  Увеличился процент ответов: «Настоящие мужчины, патриоты» (42% респондентов), что, несомненно, говорит о росте престижа военной профессии.

 Диаграмма №3. «Кто служит в армии?» 

           

Свидетельством повышения престижа службы в армии является участие допризывной молодежи города в мероприятиях военно-патриотической направленности. Так за 2009-2010 учебный год допризывная молодежь участвовала в 24 городских массовых мероприятиях, которые охватили более 5  тысяч подростков.  Сборная команда города три года подряд становится призером Спартакиады допризывного возраста Сибирского Федерального округа и России. Командир штаба ВПО «Родина» Молчанов Роман награжден дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и стал обладателем  «Премии по  поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ», от 6 апреля 2006г №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». Команда ВПО «Родина»  стала Победителем «Всероссийского Слёта поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и кадетских корпусов» 2011года, проходящего во Всероссийском Детском Центре «Океан».  

В перспективе разрабатывается ещё один проект «Живёт такой парень», который будет включать чествование наиболее  отличившихся участников проектов и торжественные проводы юношей в армию.

Основываясь на данных, полученных в ходе анкетирования, можно сделать вывод о том, что:

1.  Тема «патриотизма» набирает популярность среди подростков нашего города;

2. Увеличивается количество подростков, вовлеченных в мероприятия патриотической направленности;

3.  Повышается престиж службы в армии в социуме города Абакана и Республики Хакасия;

4. Оценка обучающимися   значения военно-патриотического воспитания для успешной подготовки к службе в армии динамична.  Больше половины опрошенных  подростков считают его высокой и очень высокой.

Таким образом,  проектная деятельность  является одной из составляющих в системе развития гражданских инициатив и военно-патриотического воспитания  ВПО «Родина» г. Абакана, способствует  подготовке допризывной молодежи к службе в армии и воспитанию гражданина - патриота.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

Как много может сделать человек,Когда он сердцем обращен к Отчизне.И для себя не представляет жизниБез русских нив и величавых рек. /А.Татьяничева/ На сегодняшний день идея патриотизма особенно а...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие »

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие » Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является эколо...

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание детей через социально-коммуникативное направление»

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».В настоящее время вопрос ...

Сообщение на тему: «Патриотическое воспитание детей через социально-коммуникативное направление»

В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален ,потому что у подрастающих поколений нет единого для всех образца, и вопрос о методах и средствах форм...

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей через русскую народную сказку.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....

Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...