Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гращенкова Светлана Юрьевна

Как много может сделать человек,

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни

Без русских нив и величавых рек.

/А.Татьяничева/

 

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка — дошколенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям (отцу, матери, дедушке, бабушке), с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Такие патриотические чувства не возникают у детей в одночасье, а требуют долгой и кропотливой работы.

Для привлечения современных детей к теме патриотизма нам, педагогам, необходимо искать новые формы и методы. Одной из таких форм является военно — патриотическая квест — игра. Захватывающий сюжет и соревновательный момент притягивают ребенка и увлекают в действие.

История нашей страны и нашего края полна героических событий, представлена удивительными, интересными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации целей гражданского и патриотического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский cад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Сценарий военно — патриотической игры

по гражданско — патриотическому воспитанию

для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

Автор:

воспитатель Гращенкова Светлана Юрьевна

2019г.

Как много может сделать человек,

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни

Без русских нив и величавых рек.

/А.Татьяничева/

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка — дошколенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям (отцу, матери, дедушке, бабушке), с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Такие патриотические чувства не возникают у детей в одночасье, а требуют долгой и кропотливой работы.  

 Для привлечения современных детей к теме патриотизма нам, педагогам,  необходимо искать новые формы и методы. Одной из таких форм является военно — патриотическая квест — игра. Захватывающий сюжет и соревновательный момент притягивают ребенка и увлекают в действие.

История нашей страны и нашего края полна героических событий, представлена удивительными, интересными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации целей гражданского и патриотического воспитания.  

Направление игры: гражданско — патриотическое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования у детей чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

Задачи:

1. Поддерживать познавательный интерес к истории Смоленской области, закрепляя знания о государственных символах Смоленской области - флаге, гербе, башнях Смоленской крепостной стены, знаменитых людях Смоленской земли.

2. Закрепить знания о воинских специальностях, военной технике.

3. Развивать выносливость, быстроту реакции, координацию движений, логическое мышление.

4. Воспитывать умение работать в команде, чувство взаимопомощи, проявлять инициативу, самостоятельность, ответственное отношение к поставленной задаче, здоровый образ жизни, патриотизм.

Достигаемые результаты:

Воспитанники имеют представление о военных специальностях, видах военной техники, государственных символах Смоленской области, Смоленской крепостной стене. Дети стараются высказывать свою точку зрения, активно и с большим интересом участвуют в мероприятии. Возникает стойкий интерес к истории Смоленской области.

Интегрирование областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная, конструктивная, работа со схемами.

Используемые технологии: квест — технология, ИКТ — технология, здоровьесберегающие технологии.

Форма проведения: игра — путешествие по пунктам.

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Место проведения: территория детского сада. Этапы располагаются на разных участках детского сада. Каждый этап подготовлен и оформлен в соответствии с планом игры.

Оборудование: ноутбук, экран для воспроизведения (или интерактивная доска); «чудесный мешочек» с фишками на две команды, для каждой команды повязки на рукав желтого и красного цвета, 2 значка для капитанов; номера для обозначения пунктов; скакалки, шнуры, держатели, обручи; картинки с изображением профессий (2 экземпляра), в т.ч. военных; флагов (2 экземпляра по 4 шт.); кубики с картинками (в том числе пушка, райская птица, великокняжеская шапка, ветка дуба, ветка льна), 2 пазла — герба; крупные строительные кубики  (2 набора), 2 схемы башен Смоленской крепостной стены; 2 экземпляра по 5 картинок с изображением Ю.А.Гагарина, М.И. Глинки, С.Т. Коненкова, А.Т.Твардовского, Н.М.Пржевальского, 2 экземпляра по 5 карточек с изображением ракеты, рояля, скульптуры, книги, природы; 2 планшета, 2 блокнота, 2 карандаша; карточки с дополнительными вопросами на пунктах; доска магнитная, 2 фломастера для белой доски; сладкая награда (медальки).  

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о солдатах Российской армии, о действиях и заданиях бойцов во время ВОВ, о военных профессиях. Беседы и чтение художественной литературы об истории Смоленской области, об интересных личностях (таких, как Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, С.Т. Коненков, А.Т.Твардовский, Н.М.Пржевальский), прославивших Смоленскую землю, разучивание стихотворений по теме. Проведение профориентационных дидактических, сюжетно- ролевых, театрализованных, спортивных и других игр. Прослушивание музыкальных произведений по теме мероприятия. Виртуальные экскурсии в «Музей имени Ю.Гагарина», «Музей — усадьбу М.Глинки», «Музей скульптуры Коненкова»,  «Музей-квартиру «А.Т. Твардовский в Смоленске», «Дом — музей Н.М.Пржевальского», работа со схемами, в том числе и схемой территорри детско сада.

Организация игры: В игре участвуют 2 отряда (дети старшей или подготовительной групп) «красных» и «желтых», выполняют «боевое задание». Каждый этап подготовлен и обозначен. На протяжении всей игры детей сопровождает взрослый (родитель), на пунктах находятся школьники.

Ход мероприятия:Штаб подготовлен в музыкально - спортивном зале (на экране заставка игры, оформление зала под военный штаб). Звучит военная музыка, входят ведущий и дети. Идет построение в шеренгу. Под музыку выходит командир.

Командир:

- Здравия желаю, товарищи бойцы!

Участники:

- Здравия желаю, товарищ командир!

Командир:

- Товарищи бойцы! Сегодня вы не просто ребята, а настоящие бойцы. Поздравляю вас с началом военной игры. Вас ждет настоящее «боевое задание». Необходимо расшифровать тайное слово. Но для того, чтобы его расшифровать, необходимо пройти 6 пунктов и собрать карточки с числами. Пункты нужно проходить по порядку с 1 по 6, на карте все обозначено. Ориентируясь по карте, вы приходите на пункт, выполняете задание, которое вам объяснит контролер, и за правильное решение получаете карточку с номером.

Ведущий: А сейчас, разобьемся на команды (Участники, не глядя, вытаскивают фишки из «чудесного мешочка» и распределяются на две команды: красные и желтые. Участникам команд на руку фиксируются соответствующие повязки).

Теперь нам нужно выбрать командиров. Кто больше отгадает загадок, тот и будет командиром (командирам прикрепляются значки).

Загадки:

1) Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдет - и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.    (Танк) 

2) Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет
Что такое?    (Самолет)

3) Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш Российский …   (Вертолет)

4) Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …  (Корабле)

5) Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.   (Подводная лодка)

6)
Чудо — птица , алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …   (Ракету) 

Ведущий: И так, команды наши готовы? (Командир вручает карты командирам (Приложение №1), дает необходимые разъяснения по карте. Карта выведена на экран.).

Командир: Команда «желтых» готовы к выполнению «боевого» задания?

Дети: Готовы!

Командир: Команда «красных» готовы к выполнению «боевого» задания?

Дети: Готовы!

(Дети, ориентируясь по карте, находят номера и выполняют задания).

Пункты с 1 по 5 располагаются по территории детского сада на улице на участках.

1) «Полоса препятствий»: из шнуров, скакалок, обручей с помощью держателей на спортивной площадке на улице подготовлены препятствия, чтобы можно было перепрыгнуть, проползти), и несколько обручей одного цвета с добавлением 1 обруча другого цвета. Если участник случайно попадает в этот обруч другого цвета, то команда начинает все сначала.

После прохождения полосы команды получают карточки №1 с числом.

2) «Военные профессии»: Из картинок с изображением разных профессий необходимо выбрать военные и назвать их. Приложение № 2.

Затем предлагается игра «Продолжи меня»:

Танком управляет …..танкист.

У штурвала самолета.... летчик.

Границу охраняет... пограничник.

С парашютом прыгает.... десантник.

На корабле служит....моряк.

В разведку идет... разведчик.

После выполнения задания команды получают карточки № 2 с числом.

3) «Флаг»: Из 4-х предложенных флагов, размещенных на стене веранды показать флаг Смоленской области и описать его, попробовать дать определение цвета флага. Приложение №3.

После выполнения задания команды получают карточки № 3 с числом.

4) «Герб»: Из кубиков выбрать изображения элементов герба Смоленской области (пушка, райская птица, великокняжеская шапка, ветка дуба, веточка льна). Сложить пазл — герб. Приложение №4.

После выполнения задания команды получают карточки № 4 с числом.

5) «Башни»: Из крупных строительных кубиков соорудить одну из башен Смоленской крепостной стены по схеме. Приложение № 5.

После выполнения задания команды получают карточки № 5 с числом.

6) «Мозговая атака»: Пункт № 6 находится в музыкально - спортивном зале. На экране (или с помощью интерактивной доски) показать соответствие знаменитых личностей Смоленской области (Ю.А.Гагарина, С.Т.Коненкова, М.И.Глинки, А.Т.Твардовского, М.Н.Пржевальского) с предметными картинками, изображающих то, с помощью чего они стали знаменитыми. Приложение № 7.

После выполнения задания команды получают карточки № 6 с числом.

7) «Шифр»: На магнитной доске располагаются карточки команд по порядку с 1 по 6 номер, записываются числа, которые отмечены на оборотной стороне этих карточек. С помощью специальной таблицы на магнитной доске, где указаны буквы и соответствующие им числа, дети записывают буквы под своими числами.

Получаются два слова: Егоров и Клепач.

Ведущий рассказывает детям, кто такие Егоров и Клепач?

Командир: 

Вы здорово боролись за важное дело

Стремились к победе

Умело и смело,

Вы все участники, все – молодцы!

Гордимся мы вами – наши бойцы!!!

Я хочу выразить вам благодарность и наградить медалями за выносливость, быстроту, ловкость,  умение логически мыслить и взаимопомощь, проявленную в игре.

Командир поздравляет команды и награждает победителей. Дети получают шоколадные медали.

Источники:

1) Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

2) Край мой Смоленский/ Программно — методическое пособие.- Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995.

3) Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учеб.пособие по краеведению для выпускников начальной школы.- Ч.2- Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

4)https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sorvanova/zagadki-o-voenoi-tehnike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического досуга посвященного Дню России в старшей и подготовительной группе детского сада. «С чего начинается Родина?»

"Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовника укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботить...

Сценарий на День России. Для воспитанников средних, старших и подготовительных групп детских садов

Сценарий совместного праздника для воспитанников всех групп детского сада...

Сценарий развлечения «Путешествие в страну Здоровья» для старшей и подготовительной группы детского сада.

Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.Задачи: 1. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.2. Развивать навыки чистоты и личной гигиены.3. Вызвать желание вести ...

Заботливая тетрадь "Техника военных лет". Пособие для детей и родителей старшей и подготовительной группы детского сада.

Это тематическая тетрадь с образовательно-игровыми событиями разработанная педагогами - практиками для работы с детьми в особых образовательных условиях  (самоизоляция, карантин или длительный от...

Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...

Сценарий новогоднего утренника по ПДД , для детей старшей и подготовительной групп детского сада.

На зимний праздник к ребятам пришли званные гости. Дед Мороз и Снегурочка, Баба Яга и Емеля. Но что-то пошло не так. Прежде чем попасть в детский сад, наши герои нарушили правила дорожного движения. Т...