Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Гращенкова Светлана Юрьевна

Как много может сделать человек,

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни

Без русских нив и величавых рек.

/А.Татьяничева/

 

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка — дошколенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям (отцу, матери, дедушке, бабушке), с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Такие патриотические чувства не возникают у детей в одночасье, а требуют долгой и кропотливой работы.

Для привлечения современных детей к теме патриотизма нам, педагогам, необходимо искать новые формы и методы. Одной из таких форм является военно — патриотическая квест — игра. Захватывающий сюжет и соревновательный момент притягивают ребенка и увлекают в действие.

История нашей страны и нашего края полна героических событий, представлена удивительными, интересными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации целей гражданского и патриотического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский cад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Сценарий военно — патриотической игры

по гражданско — патриотическому воспитанию

для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

Автор:

воспитатель Гращенкова Светлана Юрьевна

2019г.

Как много может сделать человек,

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

И для себя не представляет жизни

Без русских нив и величавых рек.

/А.Татьяничева/

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка — дошколенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям (отцу, матери, дедушке, бабушке), с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Такие патриотические чувства не возникают у детей в одночасье, а требуют долгой и кропотливой работы.  

 Для привлечения современных детей к теме патриотизма нам, педагогам,  необходимо искать новые формы и методы. Одной из таких форм является военно — патриотическая квест — игра. Захватывающий сюжет и соревновательный момент притягивают ребенка и увлекают в действие.

История нашей страны и нашего края полна героических событий, представлена удивительными, интересными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации целей гражданского и патриотического воспитания.  

Направление игры: гражданско — патриотическое воспитание.

Цель: Создать условия для формирования у детей чувства патриотизма и любви к своему родному краю.

Задачи:

1. Поддерживать познавательный интерес к истории Смоленской области, закрепляя знания о государственных символах Смоленской области - флаге, гербе, башнях Смоленской крепостной стены, знаменитых людях Смоленской земли.

2. Закрепить знания о воинских специальностях, военной технике.

3. Развивать выносливость, быстроту реакции, координацию движений, логическое мышление.

4. Воспитывать умение работать в команде, чувство взаимопомощи, проявлять инициативу, самостоятельность, ответственное отношение к поставленной задаче, здоровый образ жизни, патриотизм.

Достигаемые результаты:

Воспитанники имеют представление о военных специальностях, видах военной техники, государственных символах Смоленской области, Смоленской крепостной стене. Дети стараются высказывать свою точку зрения, активно и с большим интересом участвуют в мероприятии. Возникает стойкий интерес к истории Смоленской области.

Интегрирование областей: «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно — эстетическое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная, конструктивная, работа со схемами.

Используемые технологии: квест — технология, ИКТ — технология, здоровьесберегающие технологии.

Форма проведения: игра — путешествие по пунктам.

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Место проведения: территория детского сада. Этапы располагаются на разных участках детского сада. Каждый этап подготовлен и оформлен в соответствии с планом игры.

Оборудование: ноутбук, экран для воспроизведения (или интерактивная доска); «чудесный мешочек» с фишками на две команды, для каждой команды повязки на рукав желтого и красного цвета, 2 значка для капитанов; номера для обозначения пунктов; скакалки, шнуры, держатели, обручи; картинки с изображением профессий (2 экземпляра), в т.ч. военных; флагов (2 экземпляра по 4 шт.); кубики с картинками (в том числе пушка, райская птица, великокняжеская шапка, ветка дуба, ветка льна), 2 пазла — герба; крупные строительные кубики  (2 набора), 2 схемы башен Смоленской крепостной стены; 2 экземпляра по 5 картинок с изображением Ю.А.Гагарина, М.И. Глинки, С.Т. Коненкова, А.Т.Твардовского, Н.М.Пржевальского, 2 экземпляра по 5 карточек с изображением ракеты, рояля, скульптуры, книги, природы; 2 планшета, 2 блокнота, 2 карандаша; карточки с дополнительными вопросами на пунктах; доска магнитная, 2 фломастера для белой доски; сладкая награда (медальки).  

Предварительная работа: Просмотр иллюстраций и фрагментов фильмов о солдатах Российской армии, о действиях и заданиях бойцов во время ВОВ, о военных профессиях. Беседы и чтение художественной литературы об истории Смоленской области, об интересных личностях (таких, как Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, С.Т. Коненков, А.Т.Твардовский, Н.М.Пржевальский), прославивших Смоленскую землю, разучивание стихотворений по теме. Проведение профориентационных дидактических, сюжетно- ролевых, театрализованных, спортивных и других игр. Прослушивание музыкальных произведений по теме мероприятия. Виртуальные экскурсии в «Музей имени Ю.Гагарина», «Музей — усадьбу М.Глинки», «Музей скульптуры Коненкова»,  «Музей-квартиру «А.Т. Твардовский в Смоленске», «Дом — музей Н.М.Пржевальского», работа со схемами, в том числе и схемой территорри детско сада.

Организация игры: В игре участвуют 2 отряда (дети старшей или подготовительной групп) «красных» и «желтых», выполняют «боевое задание». Каждый этап подготовлен и обозначен. На протяжении всей игры детей сопровождает взрослый (родитель), на пунктах находятся школьники.

Ход мероприятия:Штаб подготовлен в музыкально - спортивном зале (на экране заставка игры, оформление зала под военный штаб). Звучит военная музыка, входят ведущий и дети. Идет построение в шеренгу. Под музыку выходит командир.

Командир:

- Здравия желаю, товарищи бойцы!

Участники:

- Здравия желаю, товарищ командир!

Командир:

- Товарищи бойцы! Сегодня вы не просто ребята, а настоящие бойцы. Поздравляю вас с началом военной игры. Вас ждет настоящее «боевое задание». Необходимо расшифровать тайное слово. Но для того, чтобы его расшифровать, необходимо пройти 6 пунктов и собрать карточки с числами. Пункты нужно проходить по порядку с 1 по 6, на карте все обозначено. Ориентируясь по карте, вы приходите на пункт, выполняете задание, которое вам объяснит контролер, и за правильное решение получаете карточку с номером.

Ведущий: А сейчас, разобьемся на команды (Участники, не глядя, вытаскивают фишки из «чудесного мешочка» и распределяются на две команды: красные и желтые. Участникам команд на руку фиксируются соответствующие повязки).

Теперь нам нужно выбрать командиров. Кто больше отгадает загадок, тот и будет командиром (командирам прикрепляются значки).

Загадки:

1) Он на гусеницах мчится,
Только он не трактор.
В бой пойдет - и пригодится
Фронтовой характер.
И не плавится в огне
Крепкая броня.
Только бой не на войне –
В детской у меня.    (Танк) 

2) Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет
Что такое?    (Самолет)

3) Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш Российский …   (Вертолет)

4) Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном …  (Корабле)

5) Под водой железный кит
Днем и ночью кит не спит
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой.   (Подводная лодка)

6)
Чудо — птица , алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …   (Ракету) 

Ведущий: И так, команды наши готовы? (Командир вручает карты командирам (Приложение №1), дает необходимые разъяснения по карте. Карта выведена на экран.).

Командир: Команда «желтых» готовы к выполнению «боевого» задания?

Дети: Готовы!

Командир: Команда «красных» готовы к выполнению «боевого» задания?

Дети: Готовы!

(Дети, ориентируясь по карте, находят номера и выполняют задания).

Пункты с 1 по 5 располагаются по территории детского сада на улице на участках.

1) «Полоса препятствий»: из шнуров, скакалок, обручей с помощью держателей на спортивной площадке на улице подготовлены препятствия, чтобы можно было перепрыгнуть, проползти), и несколько обручей одного цвета с добавлением 1 обруча другого цвета. Если участник случайно попадает в этот обруч другого цвета, то команда начинает все сначала.

После прохождения полосы команды получают карточки №1 с числом.

2) «Военные профессии»: Из картинок с изображением разных профессий необходимо выбрать военные и назвать их. Приложение № 2.

Затем предлагается игра «Продолжи меня»:

Танком управляет …..танкист.

У штурвала самолета.... летчик.

Границу охраняет... пограничник.

С парашютом прыгает.... десантник.

На корабле служит....моряк.

В разведку идет... разведчик.

После выполнения задания команды получают карточки № 2 с числом.

3) «Флаг»: Из 4-х предложенных флагов, размещенных на стене веранды показать флаг Смоленской области и описать его, попробовать дать определение цвета флага. Приложение №3.

После выполнения задания команды получают карточки № 3 с числом.

4) «Герб»: Из кубиков выбрать изображения элементов герба Смоленской области (пушка, райская птица, великокняжеская шапка, ветка дуба, веточка льна). Сложить пазл — герб. Приложение №4.

После выполнения задания команды получают карточки № 4 с числом.

5) «Башни»: Из крупных строительных кубиков соорудить одну из башен Смоленской крепостной стены по схеме. Приложение № 5.

После выполнения задания команды получают карточки № 5 с числом.

6) «Мозговая атака»: Пункт № 6 находится в музыкально - спортивном зале. На экране (или с помощью интерактивной доски) показать соответствие знаменитых личностей Смоленской области (Ю.А.Гагарина, С.Т.Коненкова, М.И.Глинки, А.Т.Твардовского, М.Н.Пржевальского) с предметными картинками, изображающих то, с помощью чего они стали знаменитыми. Приложение № 7.

После выполнения задания команды получают карточки № 6 с числом.

7) «Шифр»: На магнитной доске располагаются карточки команд по порядку с 1 по 6 номер, записываются числа, которые отмечены на оборотной стороне этих карточек. С помощью специальной таблицы на магнитной доске, где указаны буквы и соответствующие им числа, дети записывают буквы под своими числами.

Получаются два слова: Егоров и Клепач.

Ведущий рассказывает детям, кто такие Егоров и Клепач?

Командир: 

Вы здорово боролись за важное дело

Стремились к победе

Умело и смело,

Вы все участники, все – молодцы!

Гордимся мы вами – наши бойцы!!!

Я хочу выразить вам благодарность и наградить медалями за выносливость, быстроту, ловкость,  умение логически мыслить и взаимопомощь, проявленную в игре.

Командир поздравляет команды и награждает победителей. Дети получают шоколадные медали.

Источники:

1) Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А.Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

2) Край мой Смоленский/ Программно — методическое пособие.- Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995.

3) Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учеб.пособие по краеведению для выпускников начальной школы.- Ч.2- Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

4)https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-anatolevna-sorvanova/zagadki-o-voenoi-tehnike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического досуга посвященного Дню России в старшей и подготовительной группе детского сада. «С чего начинается Родина?»

"Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовника укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботить...

Масленица. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп детского сада

Дети выходят на улицу, их встречают скоморохи.1-ый Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречам, зиму провожаем, весну закликаем!2-й: Спешите! Спешите! Торопитесь занять лучшие места!1...

Сценарий на День России. Для воспитанников средних, старших и подготовительных групп детских садов

Сценарий совместного праздника для воспитанников всех групп детского сада...

Сценарий развлечения «Путешествие в страну Здоровья» для старшей и подготовительной группы детского сада.

Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.Задачи: 1. Воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.2. Развивать навыки чистоты и личной гигиены.3. Вызвать желание вести ...

Заботливая тетрадь "Техника военных лет". Пособие для детей и родителей старшей и подготовительной группы детского сада.

Это тематическая тетрадь с образовательно-игровыми событиями разработанная педагогами - практиками для работы с детьми в особых образовательных условиях  (самоизоляция, карантин или длительный от...

Сценарий военно — патриотической игры по гражданско — патриотическому воспитанию для старших и подготовительных групп детского сада «Патриоты!»

На сегодняшний день идея патриотизма особенно актуальна. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности ...