Экспериментирование
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_kruglyy_stol.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.
Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, т. к. в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными.
Основные положения:
• экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
• в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. д. (продуктивная форма экспериментирования);
• экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
• в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
• экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.
При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаю:
• экспериментальную деятельность, организованную мною;
• экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности
посредством развивающей среды);
• познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами
экспериментирования;
• демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;
• долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:
• учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
• не сдерживать инициативы детей;
• не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
• не спешить с вынесением оценочных суждений;
• помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента:
• положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как:
наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;
• равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием);
• чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;
• стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.
Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаюсь определенных правил:
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта: фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Использую следуущиепособы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Но в моей работе есть и трудности .
Трудности в работе:
Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из - за стесненных условий.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...