Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами
материал

Мелентьева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

Программа работы

с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию основ финансовой грамотности

«АЗБУКА ФИНАНСОВ»

Воспитатели:

Мелентьева Е.В.

 А.О. Ветчинкина

пгт Игрим

2020 год

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Можно смотреть на деньги свысока,

но, ни в коем случае нельзя упускать их из виду».
А. Прево

 Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться.         Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта.  Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение  финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цель: формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывать и разумно их использовать;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны, и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд, в транспорте и т.д.)

Формы работы: деловые, сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора), экскурсии, а также использование ЭОР, ИКТ.

Материалы и оборудование: бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д..

Сроки реализации программы: сентябрь-май

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема занятия

1.

Сентябрь

«Азбука финансов» (вводное занятие)

«Откуда пришли деньги?»

«Деньги: монета, банкнота, ластиковая карта»

«Сколько стоит папина машина?»

 (понятие цены, стоимости)

2.

Октябрь

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе»

«Идем в магазин» или «Как правильно делать покупки»

«Магазин или супермаркет: где выгодно?»

«Чем пахнут ремесла?»

(о важности труда, разнообразии профессий)

3.

Ноябрь

 Деловая игра «Биржа труда»

«Дом, где живут деньги» (Экскурсия в банк)

«Услуги и товары»

«Карманные деньги у детей»

4.

Декабрь

«Наука Экономика»

«Большой или маленький? Проблема выбора»

«Моя копилка»

«Выбираем подарок другу»

5.

Январь

«Сохранить и приумножить»

«Производители и ресурсы»

6.

Февраль

«Как сберечь ресурсы Планеты?»

«Какая бывает валюта?»

Деловая игра «Финансовая безопасность»

«Копейка рубль бережет»

7.

Март

«Как заработать миллион?»

«Долг платежом красен»

«Школа гнома Эконома»

«Что? Где? Почем?»

8.

Апрель

Деловая игра «Аукцион идей»

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»

«Ты – мне, я  - тебе!»

Деловая игра «Директор магазина»

9.

Май

«Сколько нужно человеку?»

 (потребности человека)

«Учимся экономить»

«Веселая реклама»

«Путешествие на экономическую планету

 «Финансия»

Ожидаемые результаты.

        В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  8. Финансы – это интересно и увлекательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.

  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.

  1. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

  1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

«Шахматы»

Семинар- практикум для воспитателей

по обучению дошкольников игре в шахматы.  

C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020825.JPG

13 декабря 2022г. под руководством воспитателя Мелентьевой Е.В. организован семинар практикум для педагогов детского сада по обучению дошкольников игре в шахматы.

Более подробно раскрыта теоретическая часть на слайдах в презентации: «История возникновения шахмат».

Педагоги самостоятельно расставляли фигуры и закрепляли методы обучения детей игре в свободной деятельности. Всем присутствующим были подготовлены памятки по обучению иге в шахматы.

Будем надеяться, что игра в шахматы станет для воспитанников увлекательной и занимательной.

C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020819.JPG

C:\Users\Elena\Desktop\елка фото\P1020823.JPG



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

«Весёлый забор»

 Социальный проект

по благоустройству детского сада

Разработчики проекта:

Воспитатели: Гофман М.К.,

Иванова Ф.К,

Кутеева Л.В.,

Шумаева Г.А.,

Путилова В.А.

Ветчинкина А.О,

Мелентьева В.В.

C:\Users\1\Desktop\Гофман Мария\аттестация\фото\IMG-20201022-WA0038.jpg

Игрим 2020г

Пояснительная записка.

         Известный педагог В. А. Сухомлинский

глубоко верил в облагораживающую силу труда:

«Если человек вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым и недобрым».

Эстетический вид двора детского сада прививает у детей вкус, восприятие красоты. Сложно научить чувству прекрасного исключительно в рамках занятия.

Вот если ежедневно встречает каждого воспитанника уютный и необычный дворик, оформленный, к тому же, своими силами …

Благоустройство двора детского сада необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое «лицо», свой имидж.

Актуальность этой темы  для нашего детского сада диктуется временем, в воспитании у детей эстетического вкуса, формировании чувства ответственности за свой сад и желании изменить облик сада к лучшему.

Территория детского сада слева от центрального входа граничит с футбольным полем, от которого отделена деревянным забором. Со временем этот забор пришел в негодность: покосился, обветшал, потерял эстетическую привлекательность.

Возникает проблема: располагаясь  вблизи центрального входа на территорию детского сада, такой непривлекательный забор существенно портит облик двора детского сада.

Создать благоприятную атмосферу для воспитанников, родителей – чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в детском саду творят не только  деньги, но и  люди. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством детского сада, мы остались самими собой, не отказались от своего «я», подошли к проекту творчески. Выявив актуальность этой проблемы для сада, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему.

Цель нашего проекта

Благоустройство двора детского сада.

Задачи проекта:

  • выявить актуальность проведения запланированного мероприятия;  
  • разработать и реализовать мероприятия по замене старого ограждения на  новое – эстетически привлекательное, соответствующее требованиям безопасности.
  • наметить способы решения;
  • принять участие в реализации проекта;
  • отследить результативность проведенного мероприятия.

Разработчики проекта: 

воспитатели: Гофман М.К.,  Иванова Ф.К, Кутеева Л.В., Шумаева Г.А., Путилова В.А. Ветчинкина А.О, Мелентьева В.В.

Сроки реализации проекта:

Май 2020 год.

Конкретные ожидаемые результаты

  • Проект привлечет  внимание всех сотрудников к решению актуальных проблем сада;
  • Создаст условия для формирования у педагогов умения реализовать конкретные шаги по благоустройству территории;
  • Позволит привлечь педагогов к вопросам улучшения эстетического оформления детского сада;
  • Создаст условия для формирования у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

       

Этапы реализации нашего проекта:

I этап – подготовительный:  

Мы изучили соответствующую литературу по теме. Нас, прежде всего, интересовало то, какие требования предъявляются к ограждениям в детских учреждениях;  какой материал лучше выбрать для ограждения, чтобы он с одной стороны был экологичным, легко устанавливался, с другой стороны был относительно дешев.

        Забор играет не последнюю роль в обустройстве  любого двора, в том числе и детсадовского. С помощью забора обозначают территорию, ограничивают свободный доступ посторонним людям и животным на территорию. Красивый забор служит декором в ландшафтном дизайне, создает чувство защищенности.

Деревянный забор - это великолепный декоративный элемент, который гармонично и стильно вписывается практически в любой ландшафт. Традиция устанавливать деревянные заборы в качестве ограждения пришла к нам от наших предков из глубины веков. И если в давние времена натуральная древесина была практически единственным доступным материалом, сегодня же для строительства заборов предлагаются металл, кирпич и пластик. Но не смотря на разнообразие материалов и множество современных технологий, многие по-прежнему отдают предпочтение заборам из дерева.

К преимуществам дерева можно отнести:

  • экологическую чистоту материала;
  •  хорошую защиту двора от ветра;
  • растения, посаженные вблизи деревянного забора, чувствуют себя гораздо комфортнее, чем вблизи железного;
  • деревянный забор подходит к любому ландшафтному дизайну;
  •  при установке не требует применения сложных инструментов;
  • т.к. дерево легко окрашивать, то пространство для творческой фантазии остается неисчерпаемым. Рисунки и цветовые гаммы можно менять каждый год, или оставлять такими же, возобновляя изредка их яркость.

Определившись с типом забора, мы приступили к разработке эскиза и дизайна будущего ограждения. Идею для эскиза нового забора мы взяли из Интернет –

ресурсов. Всем понравилась его яркость, оригинальность, тем, что есть простор для

фантазии и творчества.

II этап – основной:

После того как все необходимое было приобретено, начался творческий процесс. Приступили к покраске и к нанесению рисунка.

Своими руками украсили забор разными рисунками (приложение 1.

III этап – заключительный:

На этом этапе мы оценили результативность нашего проекта. С целью выяснения значимости данного проекта мы провели социологический опрос среди родительской общественности, выявили качественные и количественные показатели.

Содержание и механизм реализации

Действия

Сроки

Исполнители

Ресурсы

Результаты

Ответственные

Изучение литературы по теме проекта

1-я неделя сентября

Инициативная группа из числа педагогов

Книги по дизайну ограждений, журнальные статьи, интернет - сайты

Составление списка требований к ограждениям в детских учреждениях, выбор типа ограждения.

Педагоги

2.

Разработка эскиза и дизайна забора

2-я неделя

сентября

Педагоги

Бумага, карандаши

Выбор окончательного варианта эскиза

Педагоги

3.

Оценка результативности

Март - апрель

Родительская общественность

-

Качественные и количественные показатели.

Педагоги

Оценка результативности проекта.

        Нами был проведен социологический  опрос  педагогов и родителей, и  взрослых на предмет личного отношения к благоустройству детского сада (приложение 2). Было опрошено 50 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства детский двор стала намного привлекательнее, что на 84% больше, по сравнению с данными до благоустройства, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем.

Качественные показатели:

  • В ходе работы над проектом мы научились реализовывать конкретные шаги по  благоустройству территории;
  • Овладели  практическим способам и методам благоустройства  и дизайна;

Проект позволил улучшить облик детского двора. 

«Результаты социологического опроса  

на предмет отношения к благоустройству детского двора».

http://www.pandia.ru/text/77/216/images/image001_87.gif



Предварительный просмотр:

C:\Users\Звёздочка\Desktop\программа 2020\20201127_133927.jpg

Разработчики:

воспитатели

Кутеева Л.В.

Мелентьева Е.В.

2020 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка.

3

Глава 1 Учебно-тематическое планирование.

  1. Количество занятий, предусмотренных программой.
  2. Перечень тем, изучение которых предусмотрено программой.

7

7

7

Глава 2 Содержание дополнительной образовательной программы.

10

  1. Основные направления работы.
  2. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах.

10

11

2.3 Интеграция с образовательными областями.

12

Глава 3 Методическое обеспечение программы.

3.1 Формы, методы и средства ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице.

3.2. Материально-техническое и методическое обеспечение программы.

3.3 Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД.

12

12

13

13

Библиографический список

15

Приложение

16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают трудности и опасности и жить которым при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.

Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Таким образом, у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно- транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Предложенная программа является обобщением опыта работы воспитателей по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них поведения умелых и осторожных пешеходов и представляет описание практической системы деятельности.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получат систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций. Программа по изучению ПДД с дошкольниками рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение

  • потребностью человека.

Мы знаем, что каждый второй ребенок, слабо знающий правила дорожного движения, становится потенциальной жертвой. Данная программа подразумевает именно подготовку детей к безопасному движению на дороге.

В работе с детьми необходимы дифференцированные формы работы. Для этого в планы по ПДД включены разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, создание информационных листовок, организация праздников. Данная программа создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. В программе учтены требования регионального стандарта, рекомендации работников ГИББД, интересы детей, возрастные особенности.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Актуальность

Актуальность обусловлена тем, что увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми. Анализ дорожно-транспортных происшествий за последние годы выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению на дорогах. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно- транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Программа дополнительного образования «Знать правила движения - большое достижение» будет способствовать воспитанию полноценного и грамотного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработку правильных навыков и привычек поведения.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется необходимостью формирования у детей сознательного отношения к Правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без практического выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. Программа научит дошкольника

ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.

Цель программы.

  • Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения
  • Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах.

Задачи.

  1. Систематизировать знания детей дошкольного возраста об устройстве улицы, о дорожном движении, о правилах безопасного поведения на улице.
  2. Закрепить знания о работе светофора.
  1. Подготовить детей к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, на улице.
  2. Расширить знания детей о работе сотрудников ГИБДД. 6.Организовать предметно-развивающую среду в ДОУ.
  1. Обеспечить консультативную помощь родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
  2. Освоить практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
  3. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

Объем        и        срок        реализации:        Программа        предназначена        для        детей дошкольного возраста от 5 до 7(8)лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Формы работы с дошкольниками по программе.

Работа по обучению Правилам дорожного движения организуется как с группой детей, так и индивидуально в соответствии с учебным планом.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут,

а для детей от 6-ти до 7-ми(8) лет - не более 30 мин.

Обучение проводится в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят.

Ожидаемые результаты.

Образовательные.

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге.
  • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации.
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательные.
  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой.
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальные.

  • Формирование        сознательного        отношения        к        своим        и        чужим поступкам.

Формы        подведения        итогов        реализации        дополнительной образовательной программы.

  • Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года.
  • Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов.
  • Участие в соревнованиях.

Программа создана на основе принципов:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресности — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

ГЛАВА 1

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

  1. Количество часов, предусмотренное для реализации программы.

Для детей 5-6, 6-7(8) лет.

Содержание работы

Количество мероприятий

всего

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому

плану 1 го года обучения

54

3

27

Мероприятия по тематическому плану 2 го года обучения

3

27

  1. Перечень тем, изучение которых предусмотрено программой.

Возраст ная группа

Темы

Цель

Старшая группа

«Будь грамотным пешеходом»

Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, зебра, островок безопасности.

Транспорт на наших улицах.

Закрепить        названия        легкового        и грузового транспорта.

Опасные участки на

пешеходной части улицы.

Познакомить детей с опасными ситуациями,        которые        могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы.

«Культура поведения в общественном транспорте».

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.

Целевая прогулка по ближайшим улицам

Обратить внимание детей на работу светофора, на правильное выполнение ПДД пешеходами и транспортом.

Моделирование проблемных ситуаций «Безопасная дорога детства».

Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада.

Дорожные знаки.

Закрепить названия дорожных знаков.

Беседа инспектора ГИБДД по профилактике        дорожно- транспортных происшествий.

Расширять представление о работе сотрудников ГИБДД.

Экскурсия по посёлку.

Знакомить с улицами, закреплять их названия. Формировать навыки культурного поведения на улице и в транспорте.

Развлечение по ПДД.

Закрепить знания ПДД.

Подготовительная группа

Беседа по ПДД.

Вспомнить с детьми, что такое ПДД, для чего оно нужно. Уточнить с

детьми, что будет, если не соблюдать ПДД.

Беседа. «Кто где работает?», Экскурсия                к                        светофору, наблюдение        за        работающим светофором,                        и                движущими легковыми                и                        грузовыми автомобилями.

Обратить внимание детей на работу светофора, какую помощь светофор оказывает движущему транспорту.

Экскурсия вокруг территории детского сада по ближайшим улицам, беседа о проезжающем транспорте, на чём людям приходиться ездить.

Уточнять и расширять знания о транспорте.

Дать знания о дорожных знаках и научить классифицировать по группам.

Расширять представление о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть опасные ситуации.

Дидактические игры «Собери знак», «Разложи знаки по группам».

Учить правильно, раскладывать дорожные знаки.

Продолжать закреплять ПДД.

Игра - занятие «Что было бы, если не было бы машин?».

Беседа о поведение в

общественном транспорте.

Закреплять знания о транспорте и приучать к культуре поведения в транспорте.

Игровое занятие - викторина

«Что, где, откуда» посвященная по ПДД.

Повторить и закрепить ПДД. Закрепление дорожных знаков.

Учить детей безопасному поведению на улице,

разбор серьёзных ситуаций на дороге и ошибок героев персонажей.

Школа юного пешехода. Беседа по ПДД.

Закрепить знания о безопасном поведение на дорогах и ПДД.

Развивать у детей связную речь,

последовательность в речи.

Диагностическая форма

Учить детей как правильно вести себя

выявления знаний у детей по

на дорогах, закрепить дорожные

ПДД .

знаки.

Развивающая игра « ПДД для

Закрепить у детей названия и значения

маленьких».

дорожных знаков, закрепить знания

Обучающая ирга по ПДД

занимательной форме

«Большая прогулка».

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

  1. Основные направления работы по программе.

Организационное:

  • Организация предметно-развивающей среды в детском саду (по ПДД);
  • Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
  • Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;

Профилактическое:

  • Решение        образовательных        задач        по        средствами        систематических мероприятий
  • Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов
  • Обеспечение знаний о транспортной среде посёлка;
  • Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки».

Дети в игровой форме узнают, о чём говорят дорожные знаки, как вести себя на улице, на дороге, как работает светофор или сотрудник ГИБДД с регулировочным жезлом, как правильно вести себя в общественном транспорте, узнают о видах транспорта, о специальных машинах экстренной помощи и многое-многое другое.

Воспитание у дошкольников культуры поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице осуществляются в системе. Знания, сообщаемые детям постепенно усложняются, уточняются и дополняются.

Знакомство детей с дорожными правилами для пешеходов на занятиях познавательно-речевого цикла, во время прогулок, экскурсий, чтения художественной литературы, во время бесед, при помощи которых спокойно, без нравоучений и назиданий дети входят в мир, который таит в себе столько неожиданностей. Происходит знакомство с правилами перехода дороги, обучение терминам «перекресток», «площадь», в чем их отличие, беседы по вопросам, разучивание стихотворений. Дети узнают о работе регулировщика: в каких условиях движением управляет регулировщик, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, что означают жесты «стой»,

«внимание», «путь открыт». Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как на занятиях, так и вне занятий. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика,

дорожные знаки. На занятиях по конструированию с увлечением делают

«светофор», различные марки машин.

Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме и избежать лишнего морализирования в формировании у них самостоятельности и ответственности, в комплекте с методическими рекомендациями целесообразно использовать рабочую тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице», в которой широко представлен наглядный материал, даны увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, разрешая которые дети овладевают новыми для них способами действия

Вся работа с дошкольниками построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, окружающих условий и среды. После проведения ознакомительной работы с дошкольниками, возникает потребность в закреплении полученных знаний. Наиболее целесообразный способ – это организация разнообразной игровой деятельности (сюжетно- ролевые игры «Поездка по городу», «Перекресток», «На автозаправочной станции», дидактические, настольно-печатные, словесные игры), проведение выставок и конкурсов творческих работ детей, детей и родителей, организация досугов, развлечений, праздников, тематических вечеров («Мой приятель Светофор», «Красный, желтый, зеленый», «Юный регулировщик»), семинаров-практикумов с участием детей и родителей.

  1. Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:

  • макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
  • набор    дорожных     знаков:     информационно-указательные     –

«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», предупреждающие знаки – «Дети», запрещающие знаки

  • «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса –

«Больница», «Телефон», «Пункт питания»;

  • дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».

Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах, знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

  • собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
  • организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.

  1. Интеграция с образовательными областями.

На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию проводим индивидуальные и коллективные работы по темам: «Наш город»,

«Транспорт на улицах города», «Наш любимый детский сад», «Путь домой» и т.д. в детском саду проходят выставки: «Азбука маленького пешехода»,

«Здравствуй пешеход», « Транспорт» и т.д. интересную работу дети проводят с книжками раскрасками, где развивают любознательность и исследовательскую работу основанную на создании спектра возможностей для моделирования с различным материалом. Конструируют различные улицы из картона, тем самым закрепляют полученные знания о ПДД.

Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.

Беседа - такая форма работы проводится с детьми как индивидуально, так и с группой детей. Она носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.

Чтение детской художественной и познавательной литературы по тематике дорожного движения.

ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

3.1 Формы, методы и средства ознакомления дошкольников с правилами безопасности на улице.

Знакомить детей дошкольного возраста с ПДД, можно через все виды деятельности. Знакомство с правилами поведения на улице можно осуществлять в ходе проведения занятий по развитию речи, по развитию экологических представлений, по развитию элементарных математических представлений.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений мы создаём условия для освоения правил уличного с дифференцированием пространственных направлений, учим детей пользоваться планами, схемами, моделями. Активизируем интерес детей к задачам, в условиях которых отражаются реальные – игровые и бытовые – ситуации, создаём условия для их решения.

На занятиях по развитию речи используем различные методы и приёмы по знакомству детей с правилами безопасного поведения.

Кроме того, знакомим с основными видами и характеристиками движения направление, траектория, путь, скорость, причины и способами их измерения. Для этого совместно с детьми мы анализируем движения игрушек на колесах и без колёс, движения предметов по разным поверхностям. На этой

основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводятся знакомство детей с ПДД.

3.2. Материально-техническое и методическое обеспечение программы.

Для реализации программы необходимо следующее материально- техническое и методическое обеспечение:

  • наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, настольные и плоскостные макеты, альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой двор», рабочая тетрадь для дошкольников «Твоя безопасность. Как себя вести дома и на улице»);
  • наглядно-дидактический материал (схемы, модели, мнемотаблицы);
  • настольно-печатные игры («Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак»);
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули);
  • детская художественная и познавательная литература по тематике дорожного движения,
  • консультации для родителей, видеоматериалы ознакомительной и обучающей направленности;
  • презентации.

3.3 Диагностика уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД.

Требования к уровню освоения программы

Уровень освоения программы

Показатели

Целеполагание

Минимальные требования к результативно сти

программы

Срок реализац ии

Максималь ный объем программы

(в год)

Общекультурн

1-2 года

До 144 час.

Формирование и

Освоение

ый (стартовый)

развитие

прогнозируем

способностей

ых

учащихся;

результатов.

формирование

Презентация

общей культуры,

результатов на

удовлетворение

уровне

индивидуальных

образовательн

потребностей в

ой

интеллектуальном

организации

, нравственном и

физическом

развитии,

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию их свободного

времени

Диагностика проводится два раза в год:

1 – вводная (сентябрь) 2 - итоговая (май).

Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла;

средний – 2 балла; низкий – 1 балл.

Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

  1. год обучения.

Сформированы представления о том, что разные машины имеют разное предназначение.

Знание машин специального назначения.

Знание правил поведения в общественном транспорте. Знание правил поведения пешеходов.

Умение объяснить, что такое улица, переход, проезжая часть, одностороннее, двустороннее движение.

Знание дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»

  1. год обучения.

Знания о правилах ПДД для пешеходов и пассажиров.

Знания о движении транспорта, работе водителя, сигналах светофора. Знания о перекрёстке, «зебре», видах переходов (наземный, подземный, надземный).

Знание назначений дорожных знаков «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»,

«Велосипедное движение».

Знание правил езды на велосипеде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-

методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002г.

  1. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд. М.: Просвещение 2000г.
  2. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство - Пресс»
  3. Санкт- Петербург 2008 г.
  4. А. В. Горская «Правила- наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд.«Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006г.

Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство - Пресс 2009г.

  1. Р. Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 г.

Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу».

  1. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007г.
  2. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарный учебный график на 2020 – 2021 учебный год

ГОД ОБУЧЕНИЯ

ДАТА НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

ДАТА ОКОНЧАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

ВСЕГО УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ

КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ*

1 ГОД

01.09.2020

31.05.2021

27

27

1час в неделю

Календарно-тематическое планирование на 2020 – 2021 учебный год

( старшая группа)

дата

Тема

Цель

Сентябрь

«Будь        грамотным пешеходом»

1.09.09.2020

2.16.09.2020

3. 23.09 2020

Научить        детей

различать        и

понимать,        что обозначают

некоторые дорожные                знаки, зебра,        островок безопасности.

  1. Беседа о значении красного, зеленого, желтого цветов для пешеходов
  2. Подвижные игры «Цветные автомобили»,

«Светофор»

«Будь осторожен и внимателен».

  1. Чтение стихотворения Г.Георгиева «Светофор и автомобили»
  2. Заучивание «Велосипедист» С.Михалкова
  3. Д/и «Что горит, что не горит» 6.С.р. игра: «Водители».

Октябрь

Транспорт на наших улицах.

1.14.10.2020

2. 21.10.2020

3. 28.10.2020

Закрепить

названия легкового и        грузового транспорта

  1. Дид. игры «Поможем Лесовичку запомнить сигналы светофора», «Куда спешат машины?», «Найди недостающие детали», «Что лишнее?»
  2. Чтение Н.Носов «Автомобиль» 3.Рассматривание серии картин по теме «Транспорт»

4.Аппликация «Светофор» 5.Наблюдение за работой транспорта

6.Рисование по трафаретам. Разные машины.

Ноябрь

Опасные участки на пешеходной части улицы.

1. 11.11.2020

2. 18.11.2020

3. 25.11.2020

Познакомить детей с        опасными ситуациями,

которые могут возникнуть на отдельных

участках

пешеходной части улицы.

  1. Придумывание рассказов «Что было бы, если…».
  2. Чтение стихотворения

С.Маршака «Милиционер»

  1. Д/и «Какой это знак?» 4.Аппликация «Светофор» 5.П.игра: «Стой, иди, подожди» 6.Беседа: Как и где нужно

переходить улицу

Декабрь

«Культура поведения в общественном транспорте».

1. 16.12.2020

2. 23.12.2020

3. 30.12.2020

Познакомить детей с        правилами этичного        и безопасного поведения        в общественном

транспорте.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением городского транспорта.
  2. Беседы об автобусе.
  3. Д/и «Узнай и назови знак»
  4. П.и «Цветные автомобили» 5.Заучивание «Песенка о

правилах»

(«Три светофора»)

6. Рисование «Кошкин дом»

Январь

Целевая прогулка по ближайшим улицам.

1. 13.01.2021

2. 20.01.2021

3. 27.01.2021

Обратить

внимание детей на работу светофора, на правильное выполнение ПДД пешеходами и транспортом

  1. Дидактическая        игра        «Угадай знак».
  2. Сюжетно - ролевая игра со строительным материалом

«Гараж».

  1. Бегут машины в ряд (Как веселые человечки учили дорожную азбуку)
  2. Сочинение рассказа про то, как пешеход перебегал

через улицу перед идущим автомобилем.

  1. Словесная игра «Назови любой знак»
  2. Рисование: «Нарисуй любой знак».

Февраль

Моделирование проблемных

ситуаций

«Безопасная дорога детства».

1.10.02.2021

2.17.02.2021

3.24.01.2021

Разработать безопасный

маршрут        от        дома до детского сада.

1.Коллективное        рисование

«Улицы нашего посёлка». 2.Семейный        проект        «Дети, дорога, автомобиль» (творческие рассказы).

  1. Чтение С.Михалков«Шагай осторожно»
  2. С/р. игра «Ты сегодня пешеход»
  3. Беседа о городском транспорте 6.Аппликация: «Автобус»

Март

Дорожные знаки.

1. 17.03.2021

2. 24.03.2021

3. 31.03.2021

Закрепить названия

дорожных знаков.

  1. Просмотр        презентации        по ПДД.
  2. Загадывание загадок о дорожных знаках 3.Рассматривание иллюстраций с изображением знаков
  1. Аппликация: «Дорожные знаки»
  2. Д.игра:        «Красный,        зелёный, жёлтый».
  3. Настольная игра: «Городок»

Апрель 28.04.2021

Беседа        инспектора ГИБДД        по        профи- лактике                дорожно- транспортных происшествий.

1. 14.04.2021

2. 21.04.2021

3. 28.04.2021

Расширять

представление        о работе

сотрудников ГИБДД.

  1. Работа с пластилином. Лепка грузового транспорта.
  2. Рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями.
  3. Конструирование: «Дома и машины»
  4. Игровая ситуация: «Стоп дорога»
  5. Н.игра: «Собери картинку» 6.Просмотр презентации:

«Случай на дороге»

Май

Экскурсия        по посёлку.

Развлечение        по ПДД

1. 05.05.2021

2. 12.05.2021

3. 26.05.2021

Знакомить        с улицами,

закреплять        их названия.

Формировать

навыки культур- ного поведения на улице и в транспорте.

Закрепить знания ПДД.

1.С/р. игра «Водители» 2.Отгадывание загадок по теме: ПДД.

3.Д/и «Подбери дорожный знак» 4.Нарисуй и объясни что это за знак.

5.Заучивание стихотворения

«Мчится красная машина» 6.Игры с крупным строителем:

«Детский городок»

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети

к концу обучения

Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении. Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу. Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место

обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный

транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну

строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и

учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вопросы для проверки знаний детьми ПДД

1год обучения

  1. Назови цвета светофора.
  2. Покажи грузовой и легковой автомобили. 3.Назови части автомобиля.

4.Кто управляет автомобилем? 5.Что делает водитель?

6.Где едут машины? 7.Кого перевозит автобус?

8.Где останавливается автобус? 9.Где ходят люди?

  1. Где играют дети на улице?
  2. Ориентация в пространстве.
  3. Форма и цвет предметов.
  4. Виды и сигналы светофоров.
  5. Предвидение опасности на улицах.
  6. Виды транспортных средств.

2 год обучения

  1. Какие ты знаешь автомобили?
  2. Какие автомобили называют грузовыми? 3.Назови части автомобиля.
  1. Что такое светофор?
  2. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? 6.Как называется место, где ходят люди?
  1. Что ты знаешь о работе водителя?
  2. Что ты знаешь о пассажирском транспорте? 9.Где можно играть на улице?
  1. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
  2. Правила поведения на тротуаре, во дворе, на площадке.
  3. Нахождение на улице со взрослыми. Правила перехода проезжей части дороги.
  4. Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.
  5. Пешеходный переход (наземный, подземный и наземный «зебра»).
  6. Дорожные знаки для пешеходов.

Низкий уровень развития:

•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, но не может объяснить их сути и установить логическую связь между ними;

•Не может выполнять практические задания без помощи взрослого;

•Не способен объективно оценить дорожную ситуацию, правильно сориентироваться в ней.

Средний уровень развития:

•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и логическую;

•Затрудняется в самостоятельном выполнении практического задания;

•При оценки дорожной ситуации допускает ошибки, но после объяснения их исправляет, не способен правильно сориентироваться в дорожной ситуации.

Высокий уровень развития:

•Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними;

•Самостоятельно выполняет практическое задание;

•Объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней

Данные обследования заносятся в протокол. Для более углубленной диагностики проводятся индивидуальные беседы с использованием рисунка, задания при работе с макетом.

По окончании обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с детьми.

План работы с родителями

по ПДД 2020-2021г. (старшая группа)

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»

Памятка        для        родителей        «В        этом        возрасте        ребенок        должен усвоить…»

Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада

Консультация        для родителей        «Как        составить        индивидуальный маршрут»

Индивидуальная работа        (привлечь родителей        к изготовлению

атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мы пешеходы»)

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Консультация «Поиграем дома» (игры по правилам дорожного движения)

Беседа «Спрашивайте - отвечаем»

Презентации «Все работы хороши - выбирай на вкус»

Привлечь родителей к помощи детям в оформлении презентаций. Прогулка к проезжей части

Привлечь        родителей        к        помощи        в        организации        совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Зимой бег через дорогу опасен вдвойне!» Беседа «Дорожные знаки»

Совместный досуг развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков»

Встреча с сотрудником ГИБДД

Январь

Конкурс рисунков

Февраль

Консультация « Велосипед это тоже транспорт» Фотовыставка «Мой велосипед»

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Памятка «Все начинается с малого»

Апрель

Консультация «Как воспитать грамотного пассажира» Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД Консультация «Отдых и ПДД»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

Конспект мероприятия «Отряд юных инспекторов дорожного движения»

направленного на определение сформированности основ правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовили:

Воспитатели

Мелентьева Е.В.

Гришина М.М.

п. Игрим

Актуальность

Современный ритм жизни заставляет пересматривать отношение к ребенку как пассивному участнику дорожного движения. Все чаще можно увидеть детей 7-8 лет самостоятельно идущих в школу. Постоянно растущее количество машин на дорогах города, а также уровень и качество вождения многих водителей, убеждает в необходимости освоения основ правил дорожного движения, начиная с дошкольного возраста. Данные ГИБДД ежегодно свидетельствует о том, что большое количество ДТП происходит с участием детей, при этом с каждым годом растет уровень детского травматизма при ДТП. Целенаправленный процесс воспитания и обучения основам привил дорожного движения поможет улучшить сложившуюся статистику. Непрерывно растущий интерес детей дошкольного возраста к чему-то новому, жажда новых знаний и открытий позволяет утвердиться во мнении, что работа по формированию основ правил дорожного движения в дошкольном возрасте будет носить продуктивный характер, что в последствии приведет к формированию устойчивых навыков и привычек «безопасного» поведения на дороге.

Данное мероприятие является итоговым и направленно на определение сформированности основ правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста, полученных ими на специально организованных ранее занятиях, а также в повседневной деятельности. В процессе мероприятия планируется определить не только теоретический компонент, но и продемонстрировать практическое применение имеющихся знаний.  

Цель: Создать условия, обеспечивающие демонстрацию детьми знаний основ правил дорожного движения, а так же умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей о основах правил дорожного движения, дорожных знаках.
  2. Закрепить знания детей о светофоре, пешеходном переходе, их значении и особенностях.
  3. Развивать умение работать в команде.
  4. Продолжать учить взаимодействовать детей со взрослыми.
  5. Развивать терпимость к поведению других людей.
  6. Воспитывать сострадание, желание помогать другим.
  7. Развивать наблюдательность, зрительную память, внимание.

Оборудование:

  1. Рули по количеству участников команд «Водители».
  2. Фишки для фиксации правильных ответов участников.
  3. Разноцветные воздушные шарики по количеству участников команд, среди которых обязательно два красных, два желтых и два зеленых.
  4. Стихи про светофо.
  5. Стихи про «Пешеходный переход».
  6. Пазлы знаков дорожного движения (пять знаков, каждый из которых состоит из трех кусочков) – «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Въезд запрещен», «Пункт первой помощи», «Остановка запрещена», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено».
  7. Прямоугольные листы картона разных цветов для составления «Пешеходного перехода».
  8. Кисточка большая.
  9. Плакат с изображением улицы.
  10. Дорожные знаки (мини) из п.6
  11. Двухсторонний скотч.
  12. Медальки для участников команды победителей с надписью - Победитель конкурса «Юный инспектор движения».
  13. Медальки для проигравшей команды с надписью – Участник конкурса «Юный инспектор движения».

Предварительная работа:

  1. Деление на команды «Водители» и «Пассажиры»;
  2. Повторить правила поведения участников дорожного движения;
  3. Подбор и разучивание стихов про светофор;
  4. Подбор и разучивание стихов про «пешеходный переход»;
  5. Подбор и разучивание финального стихотворения.

Продолжительность: 35-45 минут

Ход мероприятия:

Звучит торжественная музыка. В зал парами «въезжают» входят две команды детей: «Пассажиры» и «Водители» (каждый представитель команды «Водители» «везет» представителя команды «Пассажиры». «Водители» развозят своих пассажиров на их места, а сами «паркуются» на свои места).

Ведущий приветствует команды и гостей:

В: Мы рады вас всех видеть. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть, повеселиться, а заодно посоревноваться, кто же лучше всех знает правила дорожного движения. Сегодня мы с вами узнаем, какая из команд достойна титула «Юных инспекторов движения».

Неожиданно в зал с криком вбегает баба-яга. В руках у нее сломанная метла, волосы растрёпанные, косынка на боку.

Б-Я: Ой, спасите, помогите. Ой, спрячьте меня скорее.

Пытается спрятаться за ребят. В этот момент следом за бабой-ягой вбегает инспектор, который пытается поймать бабу-ягу, а она от него убегает. Баба-яга прячется за воспитателя.

В: Что случилось?

И: Старший сержант Иванов (представляется инспектор). А это (показывает на бабу-ягу) нарушитель.

Б-Я: И ничего я не нарушитель. Подумаешь, с машинами наперегонки поиграла.

И: А на капоте автобуса кто катался?

Б-Я: Так весело же.

И: А на крыше машины скорой помощи, зачем свою ступу припарковала?

Б-Я: А у меня бензин закончился, а скорая быстро едет, еще и мигалки включает.

И.: Да как ты не понимаешь, что это опасно? Ты и сама могла пострадать, и из-за с другими могло что-то случиться.

Б-Я.: Ничего со мной не могло случиться, я крепко держусь, и вообще я ловкая, я быстрая.

В.: Баба-Яга, инспектор прав, это очень опасно играть на дороге, это все знают.

Б-Я.: Так уж все-все? Может, еще скажете, что эти вот малыши-карандаши тоже знают?

В.: Конечно знают? Каждый, кто являются участником дорожного движения, обязан знать правила дорожного движения.  

Б-Я.: Какие еще правила дорожного движения? Не знаю я никаких правил. Я ведь в лесу живу, а там как известно никаких дорог нет, только невиданные дорожки да тропинки. Да и из транспорта только у Лешего велосипед. Да и то он на нем кататься-то не умеет, возит его рядом с собой.

В.: Но в городе ты же любишь бывать, дороги переходишь, на транспорте ездишь? Значит, ты тоже являешься участником дорожного движения, и должна знать правила дорожного движения.

И.: Знать и соблюдать!

Б-Я.: Да они, наверное, сложные, я их не запомню.

В.: А мы с ребятами тебе поможем.

Обращается к ребятам: Поможем бабе-яге, чтобы она могла свободно по улицам и дорогам нашего города гулять и в беду не попала.

Р.: Поможем!

В.: Ведь мы сегодня и собрались, чтобы выяснить, кто из наших ребят лучше других знает правила дорожного движения. Поэтому мы не просто научим бабу-ягу, но и посоревнуемся.

Первый конкурс «Кто больше знает»

Ход и условия конкурса: Каждый из участников команд по очереди будет называть правила дорожного движения, победит та команда, которая больше других вспомнить правил. За каждый правильный ответ участники команд будут получать фишки.

Каждый из участников команд по очереди называют правила дорожного движения, если участник, до которого дошел ход не может вспомнить правило, он пропускает ход. Конкурс длится до двух кругов, т.е. каждый участник имеет возможность дважды назвать знакомое ему правило. В конце подсчитывается количество фишек, которые участники получали за правильно сказанное правило. Инспектор и ведущий следит за правильностью ответов участников и чтобы ответы не повторялись.

Подведение итога – определение победившей команды.

Б-Я.: Какие вы ребята молодцы, я даже и представить себе не могла, что дети так много могут знать о правилах поведения на дороге. Правда, я все сразу не запомню.

В.: И ребята не все сразу запомнили. На практике это лучше запоминается.

В зал входит СВЕТОФОР, в каждой его руке разноцветные воздушные шарики. Глаза у светофора широко открыты и он без конца повторяет: «Ой-ёй-ёй, Ой-ёй-ёй, Ой-ёй-ёй».

И.: Светофорчик, что с тобой. Ребята, это мой верный друг и помощник Светофор, но, кажется, он сломался.

Б-Я.: Как же это он сломался, вон какой яркий, красивый, разными цветами переливается.

И.: В том-то, и дело, что разные цвета.

Б-Я.: А сколько должно быть? Ребята, сколько должно быть цветов у светофора?

Р.: ТРИ! Красный, Желтый, Зеленый.

И.: Ребята, так может, вы поможете починить светофор, нужно убрать все лишние шарики и тогда мой друг снова заработает правильно.

В.: А мы заодно выясним, чья же команда сумеет быстрее починить свою часть светофора.

Конкурс: «Почини светофор»

Ход и условия конкурса: участники встают в колону, по сигналу первые участники команды бегут до светофора, берут по одному «ненужному» шарику и возвращаются назад. После того, как участник команды добегает до своей команды, бежит следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока у светофора не останутся шарики нужных цветов. Если частник команды случайно забрал у светофора шарик нужного цвета, он или другой участник команды, может вернуть его, когда очередь дойдет до него, но в этот раз шарик он не забирает.

Подведение итогов: определяется команда-победитель, которая быстрее справиться с задание.

Светофор снова работает правильно, обнимается со своим другом – инспектором, благодарит ребят за помощь и убегает на службу.

Б-Я.: А чем же он такой важный этот светофор? И почему инспектор назвал его своим помощником?

В.: А тебе сейчас об этом ребята расскажут. Они очень много стихов знают про светофор и насколько он важен на дороге.

Выходят несколько ребят, которые по очереди рассказывают стихотворения про светофор:

Зорко смотрит постовой, за широкой мостовой.

Как посмотрит красным глазом, остановятся все сразу.

А зеленым подмигнет, и машины и народ отправляются вперед.

***

Красный сигнал нам говорит

Стой, опасно, путь закрыт.

Желтый для предупреждения-

Жди сигнала разрешения.

Зеленый сигнал открыл дорогу,

Переходить ребята могут.

***

Светофор большой помощник, лучший друг для всех в пути.

Он всегда предупреждает цветом, можно ли идти.

Красный свет – опасность рядом, стой, не двигайся и жди.

Никогда под красным взглядом на дорогу не иди.

Желтый светит к переменам, говорит: «Постой, сейчас,

Загорится очень скоро светофора новый глаз.

Перейти дорогу можно лишь когда зеленый свет.

Загорится, объясняя: «Всё иди, машин тут нет!».

Б-Я.: Теперь я поняла, что светофор действительно важный помощник и друг, он тоже регулировщик.

Б-Я.: А я вот слышала, когда ребята правила перечисляли они про какие-то знаки дорожные говорили. А что это за знаки такие?

В.: А это как раз наш следующий конкурс, поэтому мы тебя со знаками сейчас и познакомим.

Конкурс: «Собери знак»

Ход и условия конкурса: каждой команде предлагается конверт, в котором лежат кусочки пазлов, из которых необходимо собрать дорожные знаки. У каждой команды по пять дорожных знаков, каждый из которых состоит из трех элементов. Команды по сигналу вскрывают конверт и начинают собирать свои знаки. Побеждает та команда, которая быстрее другой соберет все свои знаки.

После того, как все команды собрали свои дорожные знаки ведущий вместе с инспектором проверяют правильно ли ребята собрали пазлы. После чего участники команд показывают свои собранные знаки и говорят, как называется знак и что он обозначает.

Подведение итога конкурса: очко получает команда, которая первая собрала знаки, а так же команды получают по дополнительному очку за каждый правильно названый знак.

Баба-яга задумчиво рассматривает знак «Пешеходный переход».

В.: Баба-яга, что ты так задумалась?

Б-Я.: Знак какой-то интересный, на зебру похож, такой же полосатый.

В.: ты права, его часто так и называют «Зебра».

Б-Я.: То, что он на зебру похож, я поняла, а вот для чего он нужен никак не могу понять. Ведь дорогу помогает переходить светофор, зачем тогда «Пешеходный переход».

Р.: (примерные ответы детей: там, где нет светофора или когда светофор сломался переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу и по определенным правилам).

Б-Я.: И у «Пешеходного перехода» есть свои правила?

В.: Конечно и сейчас ребята тебе о них расскажут.

Дети читают стихи про пешеходный переход:

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет

Пешеходный переход.

Это знак такого рода

Он на страже пешехода.

Переходим с вами вместе

Мы дорогу в этом месте.

***

Прежде, чем начать движенье

Погляди налево.

Пропускайте все машины

И шагайте смело,

А дойдя до середины

Погляди направо.

Даже очень смелый

Рассуждает здраво:

Посмотри налево,

А потом направо.

В.: А сейчас мы с вами потренируемся правильно переходить дорогу по пешеходному переходу. Здесь у нас из белых полосок сделан пешеходный переход.

Ведущий обращает внимание детей в сторону, где был создан пешеходный переход и все видят, что баба-яга разобрала весь пешеходный переход, да еще часть полосок разукрасила в разные цвета.

В.: Баба-яга, что же ты наделала? Это же был наш пешеходный переход. Как же мы теперь будем тренироваться?

И.: Эх, баба-яга, опять за свои штучки, ну не можешь ты, чтобы не нахулиганить.

Б-Я.: Простите меня, я не специально. Я ведь не знала, что это пешеходный переход. Смотрю, лежат бумажки, дай, думаю, знаки дорожные нарисую, чтобы не забыть.

В.: Ну раз так, что ж, мы на тебя не в обиде.

Б-Я.: А как же теперь быть. Пешеходного перехода-то нет.

В.: А мы с ребятами новый построим.

Конкурс: «Построй Пешеходный переход»

Ход и условия конкурса: команды начинают строить пешеходный переход с противоположных концов дороги. Каждый из участников по очереди выбирает полоску нужного (белого) цвета и кладет ее на специально обозначенное место на дороге (бывший пешеходный переход).

Подведение итога конкурса: Побеждает та команда, которая больше выложит полосок до того момента, когда переходный переход будет достроен.

В.: Теперь, когда пешеходный переход построен, мы можем потренироваться перед большой дорогой города, как нужно правильно переходить дорогу.

Все участники, вместе с инспектором и бабой-ягой становятся на одну сторону дороги. Проговаривая стихотворение выполняют действия.

Прежде, чем начать движенье

Погляди налево.

(Все смотрят налево)

Пропускайте все машины

И шагайте смело,

(Начинают переходить дорогу, останавливаются на середине дроги)

А дойдя до середины

Погляди направо.

(Смотрят направо, заканчивают переходить дорогу)

Даже очень смелый

Рассуждает здраво:

Посмотри налево,

А потом направо.

В.: А раз баба-яга тебе действительно поняла, что важно знать правила дорожного движения и боишься их забыть, следующий конкурс мы проведем специально для тебя.

Конкурс: «Заполни улицу»

Ход и правила конкурса: на плакате двусторонним скотчем отмечены места, где необходимо разместить дорожные знаки. Команды получают конверты мини-знаками, которые они собирали пазлами. Обе команды одновременно начинают размещать свои знаки на нужное место.

Подведение итогов: команды получают по баллу за каждый правильно прикрепленный дорожный знак.

Рефлексия:

Б-Я.: какая чудесная картина получилась. Очень похожа на улицу, по которой я люблю гулять.

В.: Ребята, а давайте мы подарим эту картину Бабе-яге, чтобы она уж наверняка запомнила правила дорожного движения.

Дети соглашаются, Бабе-яге торжественно вручают картину. Баба-яга всех благодарит и обещает, что впредь не будет нарушать правила дорожного движения и будет еще одним другом и помощником инспектору, и будет следить и помогать другим правильно переходить дорогу и не нарушать правила дорожного движения. Воспитатель спрашивает у Бабы-яги и полицейского, понравилось ли им сегодня на нашем празднике-соревновании, что им запомнилось больше всего. Такой же вопрос задается детям. Воспитатель просит каждого ребенка на прощанье сказать бабе-яге пожелание с акцентом на правила дорожного движения (например, «Переходя через дорогу не забывай сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть направо»; «Помни, что переходить дорогу можно только там, где есть пешеходный переход» и пр.).

Подведение итогов всего соревнования. Награждение победителей медалями со званием «Юный инспектор движения». Вручение поощрительных призов другой команде – медальки участников конкурса.  

В заключении дети всем участникам праздника в стихотворной форме напоминают основы правил дорожного движения, которые сегодня они закрепляли в конкурсных соревнованиях.

Бывает улица очень опасной

И в городе, и в глуши.

Дорожные правила знать прекрасно

Все должны малыши.

Маленькому ни к чему

Ходить куда-то одному.

Не будь таким упрямым,

Всегда будь рядом с мамой.

И должен знать ты с детских пор,

О чем сигналит светофор,

О том, что переходы

Помогут пешеходу.

Правила дорожные

Не так уж и сложны,

Только в жизни правила

Очень всем нужны.

Девочки и мальчики,

Все, без исключения,

Изучайте правила

Дорожного движения!

  Ведущий благодарит всех за участие, прощаются с Инспектором и Бабой-ягой (уходят), прощаются с гостями. Под торжественную музыку «Водители» забирают своих «Пассажиров», которых привезли на праздник и уезжают.

Используемые источники:

  1. Стихи и загадки про ПДД авторов В. Кротов, А. Усачёв, О. Ожгибесова, С. Белорусец.
  2. Стихи и загадки с сайта http://ped-kopilka.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Совместная с коллегами театрализованная деятельность.Приказ об утверждении "Центра здоровья".Приказ о создании творческой группы по изучению "ТРИЗ-технологий".Социальный проект &qu...

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Приказ о создании рабочей группы по разработке рабочей программы воспитания. 2021г.Приказ об утверждении Положения о внутренней системе оценки качества образования структурного подразделения д/с...

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Совместный проект «Азбука оригами» для детей дошкольного возраста с 4-5 лет.Мои роли на детских утренниках. Совместная работа с воспитателями МБДОУ»Звездочка»по наставничеству....

4.5. Наличие реализованных значимых для организации инициатив, осуществленных во взаимодействии с коллегами

Являюсь ответственным за ведение и функционирование официального сайта дошкольного учреждения и заместителем председателя аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников дош...

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Приказ о подготовке к проведению  всероссийского конкурса  профессионального масткрства в сфере образования "Педагог года Березовского района-2017".Приказ о создании творческой гру...

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

quot;Веселый забор" Проект по благоустройству территории детского сада....

Реализованные значимые для организации инициативы, осуществленные во взаимодействии с коллегами.

Приказ о создании творческой группы в детском саду по ТРИЗ- технологии в детском саду.Приказ о создании рабочей группы педагогов в детском саду "Звёздочка".Приказ о создании творческой групп...