Статья "Воспитательный потенциал в современной семье"
статья (средняя группа) на тему

Алексеева Галина Юрьевна

В статье рассматриваются характерные условия, методы и принципы воспитательного потенциала в  современной семье. Для полного раскрытия темы использовались высказывания И.Курамжиной., Л.С. Выгодского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_alekseeva.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Алексеева Галина Юрьевна

воспитатель

Васильева Татьяна Николаевна

воспитатель

МБДОУ  д/с «Радуга», г. Мариинский Посад

E-mail: galua.alekseeva-2018@yandex.ru

                                                                                                           E-mail:        vasilievatitova@yandex.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL IN THE MODERN FAMILY

                                                                            Alekseeva Galina Yuryevna

                                                                                                          Educator

                                                                              Vasilyeva Tatiana Nikolaevna

                                                                                                          Educator

MBPEI d / s "Raduga", Mariinsky Posad

E-mail: galua.alekseeva-2018@yandex.ru

                                                                                                           E-mail:        vasilievatitova@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматриваются характерные условия, методы и принципы воспитательного потенциала в  современной семье. Для полного раскрытия темы использовались высказывания И.Курамжиной., Л.С. Выгодского.

Abstract: The article discusses the characteristic conditions, methods and principles of educational potential in the modern family. For the full disclosure of the topic, the statements of I. Kuramzhina., L.S. Vygodskiy were used.

Ключевые слова: потенциал, воспитание, методы воспитания, убеждение, поощрение, требование, похвала, наказание.

Keywords: potential, education, methods of education, persuasion, encouragement, demand, praise, punishment.

 У каждого из нас своя жизнь. Свой круг знакомых, желаний, возможностей, привычек, свой круг существования в нелегком нынешнем мире. И свои дети, которые всегда рядом, помогая, мешая, разделяя, раздражая, исцеляя. Наши дети, которые могут стать нашими друзьями, опорой, продолжателями заветного дела. А могут и стать врагами, противниками, ниспровергателями всего того, чему отдана жизнь, что дорого,  ценно. Кем  станут наши дети? Это зависит от нас. От нашей к ним любви, от нашей жизненной позиции, от степени доброты, которую мы проявляли к ним и ко всем остальным людям, Вот эта мысль и является узловой в этой статье. Статья о детях, которые завтра станут или не станут Гражданами, Борцами, Патриотами… [2]

Условия успеха воспитательного потенциала в современной семье: семейная атмосфера; полномочия родителей; своевременное введение ребенка к труду. Воспитание - это не только способность влиять на дошкольника, когда мы учим, ругаем или поощряем его. Наиболее важную роль играет пример родителей, хотя они могут и не знать об их влиянии. Любые достижения детей всегда зависят от взрослого. В семье, где учит и воспитывает всё. Эту зависимость трудно уловить. Отец- художник будет искренне убежден, что не оказывает никакого влияния на развитие способностей сына, потому что не проводит с ним регулярных занятий рисованием. А то, что во время его работы сын был рядом, что он смотрел книги по искусству и картины на стенах квартиры, что он присутствовал при беседах отца с друзьями, тоже художниками, и, наконец, то, что каждый рисунок этого ребенка взрослые оценивали и обсуждали вполне квалифицированно,- ведь этому родители не придают значения, это повседневная жизнь малыша. Одно слово или один поступок взрослого может сыграть большую роль в образовании, оставить большой след в жизни ребенка. Тот же эффект имеет простая улыбка, одобрительный кивок головой. Когда ребенок растет, он забывает конкретные жизненные случаи, есть только то, что формирует личность.

Поэтому можно выделить одно из ведущих условий благоприятного образования в семье - благоприятный психологический климат. Как вы знаете, одним из важных условий является семейная атмосфера. Что в первую очередь определяет, как члены семьи общаются друг с другом. Способность слушать, поддерживать любимого человека в трудный момент. Уважение и честность между родителями.

Второе условие образования в семье - это образовательные методы и приёмы, которыми родители целенаправленно влияют на ребенка. Для этого обязательно сотрудничество ребенка и взрослого.

Л.С. Выгодский теоретически и экспериментально показал, что совместно с взрослым ребёнок способен сделать то, что самостоятельно он сможет сделать лишь через некоторое, иногда продолжительное время. Происходит это не потому, что всё трудное для рёбёнка делает взрослый. Нет, дело в другом - сотрудничество с взрослым создаёт ситуацию, при которой ребёнок превышает уже достигнутый им уровень развития своих способностей, как бы «перепрыгивает» в своё будущее. Этот феномен Л.С. Выгодский назвал «зоной ближайшего развития» ребёнка. [2]

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Убеждение - метод, которым воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Разговоры с ними, объяснения - не единственное средство убеждения. Убеждением так же могут быть правильно подобранная книга и фильм, и радио; сами по себе убеждают в живописи и музыке, которые, как и все искусство, действуют на чувства, учат жить «по законам красоты». Хороший пример играет важную роль в убеждении, особенно дети дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим действиям. Дети  наблюдают, как ведут себя родители, и повторяют все то же за ними. Наконец, дети убеждены в собственном опыте.

Требование. Нет требований, нет воспитания. У родителей дошкольника уже есть очень специфические и категорические требования. У него есть рабочие обязанности, и он должен выполнять их

Основная форма представления требований к детям - распоряжение. Нужно дать категоричный, но в то же время спокойный, сбалансированный тон. Родители не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать взволнованны чем-то, лучше воздержаться от подачи требования. Требование должно быть осуществимо для ребенка. Если отец поставил перед сыном невыполнимую задачу, ясно, что это не будет выполнено. Если это происходит более одного или двух раз, то формируется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец отдал приказ или что-то запретил, мать не должна отменять или разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко используется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание еще не похвала, а просто подтверждение того, что сделано хорошо, правильно. Человек, который имеет правильное поведение, все еще формируется, очень нуждается в одобрении, потому что он является подтверждением правильности его действий, поведения. Утверждение чаще применяется к маленьким детям, которые все еще плохо разбираются в том, что хорошо, а что плохо, и поэтому особенно нуждаются в оценке. На замечаниях и жестах не нужно зацикливаться, но старайтесь не переусердствовать. Часто необходимо наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

Похвала - это выражение удовлетворенности родителями определенных действий, действий дошкольника. Как и утверждение, это не должно быть многословным, но иногда хватает одного слова «Молодец!» .Родители должны с осторожностью относиться к похвале, не играя отрицательной роли, потому что чрезмерное расхваливание также очень вредно. Поверить детям - это проявить уважение. При выборе стимулов необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень образования и характер действий, которые являются основой для продвижения.

 Наказание. Педагогические требования для применения наказаний: уважению к детям; приказ; возраст учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровень образования; справедливость; соответствие между негативным действием и наказанием; твердость; коллективный характер наказания.

Третье условие - это полномочия родителей. Влияние отца или матери, это то, что считается авторитетом для ребенка. Чтобы заслужить доверие в глазах ребенка, в первую очередь нужно требовать от себя. Вера означает, что работа является примером во всем. Некоторые родители считают, что ребенок должен уважать их, потому что они родители. Это  совершенно  ложное мнение. Уважение и полномочия должны быть заработаны.

Основываясь на специфике семьи, как персонализированной среды для развития личности ребенка, должна  быть  построена система принципов семейного воспитания:

- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброй воли и любви;

- родители должны понимать и принимать своего ребенка таким, каким он есть;

- образовательные воздействия должны основываться на возрастных, половых и индивидуальных характеристиках;

- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к человеку и высоких требований к ней должно быть основой семейного воспитания;

- личность самих родителей - идеальная модель для имитации детей;

- образование должно строиться с опорой на  положительное в растущем человеке;

- все мероприятия, организованные в семье, должны быть построены на игре;

- оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Воспитание дошкольника должно стать чем-то большим, чем простая передача готовых знаний, навыков, способностей и поведения. Подлинное образование сегодня - это постоянный диалог между родителями и детьми,  в ходе которого дошкольник все больше овладевает способностью принимать самостоятельные решения, которые помогут ему стать полноправным членом общества, наполнить его жизнь смыслом. 

Используемая литература:

1. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б.

Программа и инструментарий проведения мониторинга воспитательного

потенциала семьи. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006.

2. Полуянов Ю.А. Педагогика родителям. М.: «Педагогика», 1988.

3. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. – В кн.: Семья и формирование личности. М., 1981.

4.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.:

Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

 

Алексеева Галина Юрьевна        

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад Чувашская Республика

Воспитатель

05.01.1972

E-mail: galua.alekseeva-2018@yandex.ru

Васильева Татьяна Николаевна  

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад Чувашская Республика

Воспитатель

18.10.1976

E-mail:        vasilievatitova@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум с элементами тренинга для родителей «Современная семья глазами психолога».

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Консультация для родителей «Создание условий для развития творческого потенциала ребенка в семье»

Интерес к проблеме развития творческого потенциала у детей как  возрастает в последнее время как к начальному этапу....

Статья ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

В статье рассматриваются характерные условия, методы и принципы воспитательного потенциала в  современной семье. Для полного раскрытия темы использовались высказывания И.Курамжиной., Л.С. Выгодск...

Многообразие способов и методов развития творческого потенциала в современной хореографии

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью. Творчество предполагает оригинальный склад мышления, то есть способность постоянно л...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи

Современная семья. Какая она? Ценностные ориентации семьи...