Консультация для родителей "Как приобщить ребенка к природе. Зеленый мир на окне"
консультация (старшая группа) на тему

Ершова Ольга Владимировна

Дошкольник, прошедший домашнюю школу "зеленого" воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа.В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenyy_mir_na_okne.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ города Москвы

«Центр инклюзивного образования «Южный»

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников

Тема: «Как приобщить ребенка к природе. Зеленый мир на окне»

Подготовила воспитатель

старшей группы № 5

Ершова О.В.

Москва 2015

     Зеленое царство горшечных растений, расположенных чаще всего на окне, начинает вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

     Растения статичны и, на неопытный взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.

     Декоративность растений образуется богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, ее приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо противоположно состояние ребенка – он, как правило, не замечает изящества и красоты растений в силу особенностей своего, еще недостаточно развитого взора, проистекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.

     Особенно чудесное зрелище представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких, рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть, не отрывая взгляда. Каждый цветок – это удивительное явление. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений.

     Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Декоративные качества растения, его насыщенная красота и особенно цветение достигаются благодаря условиям внешней среды. Для комнатных растений эти условия создаются людьми, которые за ними ухаживают.

     Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависят от того, полили его или нет, много или мало, холодной или комнатной, чистой водой ил с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.

     Вместе со взрослыми наблюдая за комнатными растениями, ребенок научится распознавать, где окраска растения бледная, где она достаточно насыщенная, где стебель тянется к свету, а где он растет нормально, где регулярно появляются новые побеги и листья, а где они «стоят на месте». При систематическом общении с растениями ребенок делает для себя открытие, что внешние показатели: цвет, форма, размер и пр. – это, прежде всего, показатели степени благополучия растения, т.е. его обеспеченности необходимыми условиями.

     Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая их от пыли сначала вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно, дошкольник сможет оказать действенную помощь зеленым друзьям. Таким образом, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

      Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатом. Этими особенностями его следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений. Поливая вместе с ребенком комнатные растения, взрослый может спросить: «А зачем мы поливаем растения?». Не следует спешить с ответом – пусть ребенок удивиться, подумает, посмотрит на цветы, выскажет все свои предположения. Только после этого взрослый объясняет, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.

- Давай посмотрим на растения. Какие они у нас зеленые, красивые! Мы с тобой их все время поливаем, они хорошо пьют воду и хорошо растут.

     Ребенок внимательно рассматривает растения, а взрослый не торопит его, не спешит с показом – пусть малыш сам остановит на чем-то взор, спросит, удивиться. Видя, что наблюдательность ребенка иссякает, взрослый спрашивает, какое же растение ему больше всех понравилось. Малыш показывает, и взрослый должен поддержать его интерес, сказав, как оно называется, какие у него красивые листья (цветы, стебель и пр.). В заключение оба заполняют лейки водой, вытирают капли и лужицы на подоконнике. Взрослый может пояснить, что воду надо всегда наливать заранее: растения не любят холода, а от теплой воды они лучше растут. Так у ребенка постепенно начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться понимание значения трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой.

       Нельзя, чтобы остался без внимания детей период цветения. Цветущее растение, особенно в холодное время года, как нельзя лучше украшает жилище, радует взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребенка замечать эту красоту. Привычный взгляд взрослого остановится на бутонах еще в их зародышевом состоянии. Но не следует спешить, показывать их детям: без опыта они не в состоянии представить, что это начало будущего цветка. А вот когда бутоны будут крупными, незадолго до их распускания, ребенка 5-6 лет следует подвести к растениям и предложить ему внимательно посмотреть – не появилось ли что-то необычное, новое, интересное. Ему будет радостно, если он сам обнаружит новообразование. Если же не сумеет, то взрослый покажет ему и объяснит, что это бутон (или бутоны), из которого скоро распустится цветок (цветы). Не спешите сказать, каким он будет, предложите ребенку самому почаще смотреть на растение, чтобы первому увидеть прекрасное зрелище. Таинственное ожидание, несомненно, повысит интерес ребенка к самостоятельным наблюдениям.

     Нельзя ограничиваться только показом появившихся цветов, надо еще приобщить ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода их цветения. Прежде всего надо показать, что цветы украшают само растение: в сочетании с зеленью они создают очень красивое зрелище. Цветущее растение украшает подоконник и даже всю комнату. Чтобы у ребенка на много дней сохранилось чувство радости, взрослый изыскивает специальные приемы, поддерживающие его интерес.

- Пойдем посмотрим, есть ли цветок на нашем растении? А может быть он уже завял? – говорит он ребенку следующим утром, как только тот проснется. Идут вместе, смотрят, снова радуются, т.к. цветок стал еще красивее, потому, что распустился уже в полную силу.

- Иди посмотри сам, как выглядит цветущее растение, - предлагает взрослый ребенку на третий день. – Наверное появились новые цветы? А лепестки, возможно, начали уже опадать?

     Такие обращения к ребенку подсказывают ему содержание наблюдения – надо не просто смотреть, а замечать, что же изменилось, что стало иным. Дошкольник начинает понимать, что на одно и то же растение можно смотреть много раз: оно меняется, потому что живое.

     -Пощупай землю, - просит взрослый ребенка на четвертое утро.

- Цветущее растение надо поливать больше и лучше, ведь цветочки требуют воды! Мы сейчас с тобой их польем. Заодно посмотри, какая земля в других горшках.

      Взрослый знает, что и сколько надо поливать. Но его задача – исподволь передать эти знания ребенку. Вот он и дает ему несложные поручения: посмотреть и сделать свой (пусть даже сначала неверный) вывод. Осматривая и поливая растения вместе с малышом, он уже точно покажет ему, где земля сухая, где влажная, а где совсем мокрая и как по-разному следует поливать цветы.

- Сегодня мы с тобой будем подкармливать наш цветок, чтобы он цвел лучше и дольше, - говорит взрослый ребенку на пятое утро, а затем показывает, как он разводит удобрение в воде и поливает цветы раствором. При этом поясняет, что воды растениям недостаточно, им еще нужны питательные вещества. Они есть в земле. Чтобы их было больше, землю удобряют, тогда растения лучше растут и цветут.

Поддерживать интерес ребенка к растениям нужно и другими способами. Хорошо, когда он может рассказать кому-то о своих впечатлениях, кто совсем не в курсе событий. Вечером приходит с работы отец, иногда заходят соседи, знакомые – шепните на ухо малышу, чтобы он показал и рассказал им о распустившихся цветах. Общий интерес взрослых к красивому явлению на окне укрепит в ребенке любознательность и наблюдательность.

     Дошкольник полюбит растения, если услышит от старших рассказы об их происхождении. Одни - родом из влажных тропических лесов (у таких растений широкие листья, яркая зеленая окраска) – им надо много воды, их следует обильно поливать и опрыскивать, т.к. сухость комнатного воздуха они плохо переносят. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где воды совсем мало. Они привыкли «запасать» ее в толстых листьях или стеблях. Такие растения следует поливать умеренно и не часто. Рассматривая зеленых обитателей окна, особенно их стебли, листья, дошкольник сам попытается определить, откуда родом эти растения. Взрослый должен помочь ему в этом.

     Детям интересно знакомиться и с названиями растений. Старшему дошкольнику можно сообщить настоящее название цветка, а затем предложить ему, чтобы он самостоятельно объяснил, почему этот цветок в народе прозвали, например, «огоньком», «Ванькой мокрым», «щучьим хвостом», «выскочкой» и т.д.

     Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов е может быть рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. В этом случае взрослый и ребенок садятся рядом, напротив цветка, у каждого из них бумага. Не обязательно быть художником, чтобы изобразить несложные листья фиалки или амарилиса, кливии. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал бы малышу, как можно изобразить красивое явление на бумаге. Старший рисует и непринужденно поясняет, показывает ребенку, на что следует обратить внимание, какой формы листья, как они расположены, где цветы, какого они размера и т.д. Такое рисование непременно понравиться ребенку, и он увлечется самостоятельным поиском новых способов изображения. А это значит, что содержательные наблюдения за растениями приведут его в русло решения художественных задач.

      На базе познания у дошкольника начинает формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности.

     Одним из видов практической деятельности ребенка является его участие в непосредственном уходе за растениями. Надо, чтобы ребенок занимался этим трудом более или менее регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий, производимых совместно со взрослыми, к действиям самостоятельным; от примитивных ко все более усложняющимся трудовым операциям; от разовых, эпизодических поручений к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного, а не случайного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.

     Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые, окружающие ребенка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника еще не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд – это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями (и за животными тоже) чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

     Время от времени взрослый и дошкольник трудятся вместе. В эти моменты следует показывать новые приемы, способы, операции. Например, как и какие растения надо мыть под душем, у каких следует протирать листья мокрой тряпкой, а какие надо очищать от пыли кисточкой, как палочкой рыхлить землю в горшках, как опрыскивать растения из пульверизатора. В такие моменты из разговоров со взрослым ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который она поглощают листьями (поэтому они должны быть чистыми). Растениям нужна не только вода, но и воздух – землю надо рыхлить. Их надо пересаживать в новую питательную почву и т.д.

     Поручения следует все время разнообразить по содержанию и по форме, чтобы они не надоедали ребенку. Чаще и регулярнее ему можно поручать то, к чему он сам тяготеет и в чем приобрел уже навыки самостоятельности. Поручениям, которые получает старший дошкольник, готовящейся к поступлению в школу, можно придать характер регулярного исполнения. Например, взрослый следит за цветами в будни, а ребенок – в выходной день, первый ухаживает за ними три недели, а второй это делает в течение четвертой недели. Если такая регулярность оправдывает себя, то ребенку можно выделить самостоятельное «поле деятельности» - 1-2 цветка для полного ухода за ними.

     Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те семьи, которые не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растет быстро, «прямо на глазах» у ребенка: лук, корнеплоды, картофель. Луковица, посаженная в банку с водой, быстро дает корни, а затем и зелень. Роль взрослого здесь не только в том, чтобы дать малышу луковицу и показать, каким концом и как посадить ее в банку, но и в том, -чтобы приохотить его к систематическим наблюдениям и помочь ему осмыслить их.

     Важно, чтобы взрослый, разговаривая с ребенком, заставил бы его задуматься над тем, какие условия способствовали появлению зеленого лука, почему луковицы, обычно хранящиеся в доме, тоже прорастают, но короткими, кривыми и желтоватыми отростками. Поставленные перед малышом вопросы, осмотр и сравнение луковиц (прорастающую луковицу время от времени надо щупать и устанавливать, что она «худеет») помогут ему сделать заключение: для роста зелени нужны вода, свет, и тепло. А луковицы, хранящиеся для питания, прорастают потому, что в доме тепло, но в темноте отростки не могут быть зелеными. Чтобы убедить ребенка, как важен свет для растения, выставите прорастающие луковицы на подоконник, пусть он понаблюдает несколько дней, как начинает появляться зеленая окраска.

     Дошкольнику интересно проращивать не только лук. В зимнее время на окне в ящике можно сделать настоящую грядку, посадив на нее корнеплоды свеклы, петрушки, моркови, несколько долек чеснока. С ребенком следует рассматривать, как клубень картофеля выпускает белые ростки, как он дает кустик ботвы, если посадить его в землю. При этом малыш не только трудится, поливая грядку, и совершенствует наблюдательность, но и получает знания о том, как надо выращивать растения, как по-разному можно есть овощи (чеснок, лук, петрушка вкусны в зеленом виде, листья свеклы используются для борща).

     Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян. Предложите ему разложить на мокрой тряпочке крупные семена фасоли, гороха, огурцов. Пусть он прикроет их сверху тоже мокрой тканью и следит ежедневно, чтобы она не высохла. Вскоре семена набухнут, увеличатся в размере, и появятся отростки: один – начало корня, другой – начало стебля. Семена огурца интересно проращивать открытым способом под влажной промокашкой на стенке стекла, на дне которого немного воды.

     Посадив в землю пророщенные семена, ребенок сможет наблюдать, как появляются росток, семядольные листочки, основные листья и т.д. В зимнее время, когда с земли еще не сошел снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным. Ну, а появление долгожданных плодов на растениях (огурцов, помидоров, стручков) для ребенка сущий праздник и награда за его терпение и труд.

     И в этом случае хорошо, если наблюдения за ростом растений сопровождаются зарисовками, но делать их следует реже – один раз в две недели или месяц, т.к. растения растут медленно.

     Выращивать новые растения можно и из черенков комнатных растений. Особенно интересно наблюдать с ребенком, как распускаются в вазе ветки деревьев или кустов, срезанные в конце зимы и поставленные в воду. Вот набухли почки, вот они лопнули, вот появились листочки и сережки (или цветочки, например, у багульника, яблони). А на коре, находящейся в воде, начинают отрастать корешки. Точно такие же ветки на деревьях за окном стоят еще по-зимнему голыми, а в доме уже весна. Как много размышлений по этому поводу может возникнуть у ребенка!

     Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить к 1 сентября подарок к школе – комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Приобщаем детей к природе".

В материале даны рекомендации родителям о том, как приобщить детей к природе....

Консультация для родителей «ПРИОБЩАЕМ РЕБЕНКА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

Дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездн...

Консультация для родителей "Учим ребенка любить природу".

помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИОБЩАЕМ РЕБЕНКА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРИОБЩАЕМ РЕБЕНКА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»...

Консультация для родителей «Приобщаем ребенка к книге».

Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему д...