«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»
учебно-методический материал на тему
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и уровня активности.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Компоненты речевой развивающей среды
1. Речь педагога.
2. Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.
3. Развивающая предметно - пространственная среда.
Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.
1. Младшая группа:
- Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);
- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);
- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
- Организация речевой развивающей среды с целью развития активной, инициативной речи детей
- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).
2. Средняя группа
- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
- Пополнение речевой развивающей среды наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.
- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
3. Старшая и подготовительная к школе группы:
- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);
- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);
- Организация деятельности в речевой развивающей среды (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);
- Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
Речевая предметно-пространственная развивающая среда
* Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
* Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
* Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Реализация Программы по ФГОС ДО включают требования
- к психолого-педагогическим,
- кадровым,
- материально-техническим,
- финансовым условиям,
- к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной безопасной.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные зеркала), игровой, дидактический, наглядный материал. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте
Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...
Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС
Фото отчет по работе с родителями....
Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...
«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами....
Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников
Организация развивающей среды по подготовке к обучению грамоте дошкольников в старшем дошкольном возрасте...
Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО
Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО...
Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС
Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в группе и на участке детского сада в соответствии с ФГОС...