Игровая деятельность как метод социально-личностного развития детей дошкольного возраста
презентация к уроку (средняя группа)
"Игра- это огоромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающим.Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая деятельность как метод социально-личностного развития детей дошкольного возраста | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Игровая деятельность признана всем педагогическим сообществом «ведущей« деятельностью, в результате которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступень его развития- Л.С. Выготский. И менно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений , в сообщество взрослых . Через игру ребенок познает самого себя , свои возможности, учится принимать самостоятельные решения. Задачи : развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; способствовать установлению взаимоотношения ребёнка со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения .
Игровая деятельность Способствует: развитию речевой деятельности, творческих начал и умственных способностей, личностному развитию, целеустремленности, настойчивости, преодолению трудностей и проблем повышению уровня выразительности речи, владения своим голосом, пластикой движении развитию способности к импровизации в создании образа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения) формированию умения подчинять средства, способы собственному замыслу, поставленной задаче повышению уровень социальной компетентности, развитию уме свободно общаться со сверстниками, и взрослыми, задавать интересующие вопросы, взаимодействовать, усваивать культурные ценности
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: Игровая деятельность - дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества Исследовательская деятельность - дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений
Классификация игр детей дошкольного возраста По Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой
Строение игровой деятельности Сюжет - события, окружающая действительность изображаемые в игре. Содержание - то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых (действия, взаимоотношения) РОЛЬ - обязанности, которые налагаются ролью, и осуществление правил по отношению к остальным участникам игры. Ролевые отношения- общение, определяемое взятыми ролями. Реальные отношения - взаимоотношения детей как партнеров, направленные на организацию игры. Игровой материал - игрушки, предметы, используемые в игре. РАЗВИТИЕ ИГРЫ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РАЗВИТИЕ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ РАЗВИТИЕ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Дети играют в одиночку, не умеют договариваться, распределять роли, материал. Сюжет игры разнообразен, темы взяты из непосредственного окружения. Преобладают внешние действия, дети буквально воспроизводят действия людей, редко используют словесные игровые действия. Возникновение игры связано с попавшийся на глаза игрушкой, советом взрослого, яркими недавно полученными впечатлениями. Постепенно дети начинают отражать действия и взаимоотношения, для чего становится необходим партнер . В конце младшего начале среднего дошкольного возраста происходит переход от одиночных к совместным играм. В среднем дошкольном возрасте дети объединяются по 2 - 3 человека на основе интереса к детям и тем же играм. Выбор партнера по игре основан на симпатии, наличии привлекательной игрушки. Постепенно расширяется тематика игр, усложняется сюжет игры, дети начинают отражать в игре отношения людей. Исчезает многократное повторение одних и тех же действий, дети начинают объединять игры с различными сюжетами . Пытаются соблюдать правила, наблюдаются зачатки предварительного планирования сюжета, в соответствии с сюжетом, дети начинают подбирать игровой материал Игра часто коллективная. Заранее планируют игру, распределяют роли, готовят материал. Сюжет сложный, в игре отображаются события, ситуации, выходящие за рамки личного опыта (непосредственного окружения). Дети пытаются сдерживать свои побуждения, придерживаются правил, действуют как надо. Увеличивается количество ролей, появляются 2-3 любимые роли. Большое значение приобретают слова, обращенные от лица своей роли. Игровые действия обобщаются, приобретают условный характер, появляются игры в воображаемой ситуации. Игра переходит в умственный план, в результате чего дети меньше нуждаются во внешних спорах . Появляется режиссерская игра - это одиночная игра, в которой ребенок не берет на себя никакую роль, а выступает как режиссер, раздающий роли игрушкам.
Этапы развития игры Возраст ребёнка Содержание Партнёры (товарищ) по игре Влияние игры на развитие ребёнка Предметно- манипулятивная , сюжетно- ролевая игра Младший дошкольник ( 2,5-4 года) Действия осуществления роли (изображают взрослого человека, выполняющего различные функции). Не нужны Усваивает функции человека в обществе (мама, продавец, доктор и Т.П.). сюжетно- ролевая игра Средний дошкольный возраст (3,5-4 года) Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила еще скрыты. Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется не правильно, то начинается конфликт. Усваивает: Функции человека Способы их осуществления Правила взаимоотношений сюжетно- ролевая игра: 1 . Игра с правилами Старший дошкольник ( 5-7 лет) Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре - действовать по правилам. Для игры нужен товарищ. Если кто-то не выполняет правила, его убирают из игры. Развивается саморегуляция , появляется первая форма волевого поведения - поступок. сюжетно- ролевая игра: 2 . Игра - драматизация Старший дошкольник ( 5-7 лет) Изображение сказочных героев, усвоение морально- эстетических норм поведения (сказочные герои- носители норм) Для игры нужен товарищ. Конфликты могут возникать по поводу выбора роли. Ребёнок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогические условия для игровой деятельности детей
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОСУЩВСТВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ о бразовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов о бразовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации педагогом различных видов деятельности самостоятельной деятельности детей взаимодействия с семьями детей
Направление «Социально-личностное развитие» развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной , гражданской принадлежности патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу .
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ Развитие игровой деятельности Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Трудовое воспитание Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка - это прежде всего комфорт в душе ребенка, высокая самооценка, наличие положительных эмоций, создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества и достижения жизненного успеха. Развитие положительного отношения к другим людям. Развитие коммуникативной компетентности ребенка - способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми , сотрудничать, слушать и слышать , распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей , выражать собственные эмоции Развитие социальных навыков дошкольников - социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения , чувствовать себя комфортно в любой обстановке , готовность общаться с другими людьми , способность адаптироваться Создание и обеспечение условий социально личностного развития ребенка в ДОУ
профессионализм воспитателей, специалистов ДОУ: доброжелательное отношение к ребенку; позитивное отношение к жизни; стремление к лучшему; желание понять ребенка и помочь ему; формирование у детей творческой активности; обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями; грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно -образовательного процесса ; СОЗДАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОУ
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ дети становятся активными участниками жизни общества; у частвуют в жизни детского коллектива; с удовольствием занимаются в группах, подгруппах, парах; откликаются на просьбы или предлагают свою помощь сами; дают и принимают советы; проявляют интерес к жизни взрослых из близкого окружения
Тест для воспитателей на выявление уровня интеллектуальных способностей Нарисуйте фигуру человека из 10 геометрических фигур, используя треугольники, круги, квадраты, прямоугольники. «Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир». Ж .-Ж. Руссо Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста
Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....
Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...
Влияние музыкально-игровой деятельности на формирование музыкально-эстетической культуры детей дошкольного возраста (обобщение и распространение собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической культуры детей).
В данной публикации автор изложил накопленные знания и изученный материал с целью обобщения и распространения собственного педагогического опыта в сфере формирования музыкально-эстетической...
Методическая разработка образовательной области "Познавательное развитие" тема: "Организованная игровая деятельность как механизм формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Методическая разработка образовательной области "Познавательное развитие" - методический материал для педагогов....
Методические рекомендации ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ как инновационный метод познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста».
цель: познакомить педагогов с проектным методом в педагогической деятельнрости...
Методическая разработка на тему: Важность и необходимость использования проблемно-игровых методов логико - математического развития детей дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский писал о том, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это ...