Методические рекомендации ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа)
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Театрально-игровая деятельность в детском саду - это одна из интересных форм занятий с детьми. Поэтому, я не раз обращаюсь к этому виду деятельности. Но, когда я в очередной раз набрала группу малышей, поняла, насколько интересна и увлекательна театральная жизнь в детском саду. Она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои эмоции и настроение.
Самым первым представлением для этих детей был показ русской народной сказки «Про репку». Это был типовой настольный театр. Дети на одном дыхании посмотрели представление, после чего попросили еще раз показать его. Ребята были в восторге. Я предложила детям самим обыграть снова эту сказку. Желающих оказалось не мало. Вскоре, дети самостоятельно показывали друг другу спектакль. Через несколько дней я показала кукольный театр. Это была русская - народная сказка «Курочка ряба». Реакция детей была для меня неожиданной. Одна девочка заплакала, ей было жалко разбитое яичко. Другие два мальчика смеялись. Фактор разбитого яйца для них казался смешным. Некоторые дети были в недоумении от происходящего в зрительном зале. Но, были и дети, которые ждали, когда воспитатель даст им возможность выступить в роли кукловода-рассказчика.
После этих двух показов театра малышам я поняла, что воспитателю нужно как можно больше времени уделять данному виду деятельности. Ведь современная педагогика, из диагностической, постепенно становится развивающей.
Что подразумевается под этим. Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место,» - утверждал Б.М.Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./. Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на ребенка. Известный композитор Д.Б.Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на детей на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. В процессе работы по развитию у детей театрально-творческих способностей необходимо:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованную деятельность, в работе с детьми, мы включаем в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; включаем в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности, развитие речи и др.), все организованные формы театрализованной деятельности проводим небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка.
В своей работе мы целенаправленно используем разработку этюдов М.Чехова и М.Чистяковой для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства (этюды на внимание, на веру, наивность и фантазию, игры на преодоление двигательного автоматизма). Целенаправленное использование данных этюдов помогает детям развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к созданию спектакля. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и со взрослыми.
Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуется:
- во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно- выразительные
умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств
(интонации, мимике и пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские
умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа. Например: «Чем отличается петушок Коли от петушка Артема? И т.д.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения, затем можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию), разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремятся, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной
деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Желательно привлечь родителей в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. в любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста
Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....
Методические рекомендации "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов гражданского и патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении через игровую деятель...
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста".
Данная консультация подскажет родителям как заинтересовать детей экспериментальной деятельностью....
Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста.
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.Разви...
Методические рекомендации для педагогов "Использование современных игровых технологий математического развития детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).Методические рекомендации представляют с...
«Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей дошкольного возраста»
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только ...
«Использование игрового пособия «Лесенка Здоровья» как одна из форм приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»
Мастер-класс по использованию дидактического пособия....