Методика воспитательной работы
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика воспитательной деятельности | 566.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитание в широком смысле , отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе. В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности
Методы воспитания являются как главными средствами, об еспечивающими успешность решения задач воспитательного процесса, так и способами решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и детей. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на ребенка и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия, их характерные особенности. Как правило, используются следующие методы – словесные (рассказ, беседа (убеждение, внушение), инструктаж), практические (упражнения, тренировка), наглядные (иллюстрирование, показ, презентация материала). Большую роль в воспитании ребенка играет метод влияния. Влияние в воспитании – это деятельность воспитателя или родителей, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности ребенка, его поведения и сознания. Выделяется несколько основных способов влияния: убеждение, внушение, подражание, приучение.
Убеждение апеллирует в основном к знаниям и опыту воспитуемого включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание или предложение. Сущность его заключается во всесторонним воздействии на разум и волю ребенка с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы, в частности, сказок. Внушение носит эмоционально-волевой характер, основывается на доверии. Степень внушаемости определяется уровнем развития его личности ребенка, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе и, в частности, отношением к внушающему. Чаще всего доверие к тем или иным сведениям возникает в том случае, если они передаются значимым для воспитуемого лицом.
Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Особое значение имеет личный пример воспитателя или родителя. Воздействие на ребенка находится в прямой зависимости от их авторитета. «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С. Макаренко. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающим демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.
Очень важную роль в воспитательной деятельности играют так называемые методы стимулирования (поощрение, наказание) , главное назначение которых – дополнительное стимулирование и усиление действия рассмотренных ранее методов. На методах стимулирования стоит остановиться более подробно, так как, разумеется, воспитательный процесс не обходится без поощрений и наказаний и надо делать это педагогически грамотно. Поощрение и наказание одни из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств ребенка. Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: "Как же добиться исполнения требований?" Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании. Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей, не всегда задумываясь над тем, насколько глубокими могут оказаться последствия. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой - либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребенок выполнил требования взрослых. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится почти всем родителям и педагогам, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, вселяет уверенность и, как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативности. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности, награды или подарка.
Рекомендуется использовать следующие типы похвалы: « компенсация» - используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни); "аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип, он внушает ребенку веру в себя, которая превращает возможность в действительность; "подъемная" похвала - если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги; «косвенное одобрение» - похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы, между прочим, сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их; "взрыв любви" (скорая психологическая помощь) - используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние. Поощрение должно быть справедливым и поддерживаться всеми членами семьи, а также друзьями ребенка. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
« Наказание - очень трудная вещь, оно требует от воспитателя или родителя огромного такта и осторожности» (А. С. Макаренко). Оно ориентировано на сдерживание негативных действий ребенка. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитуемому ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой и наказание не достигает цели.
Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите. Категорически не рекомендуется физическое наказание, оно, как считают психологи, способствует развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим, раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения. Наказание может быть в виде порицания, осуждения, отсрочки ожидаемого поощрения, лишение или ограничение определенных прав.
Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью. Но самое главное для ребенка в воспитательном процессе – это наше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение! Это залог успешной реализации поставленных воспитательных задач и достижения намеченных педагогических целей.
Понятие «педагогический процесс». В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. Авторы различных определений ПП: Ю.К. Бабанский , Б.Т. Лихачев, Н.Ф. Родионова, В.А. Сластенин , Н.В. Бордовская , А.А. Реан , В.И.Смирнов, И.П. Подласый . ПП – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитателей, направленное на решение развивающих и образовательных задач ( В.А.Сластенин ). Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
Педагогический процесс ДОУ – специально организованная, развивающаяся во временив рамках определенного вида ДОУ, система взаимодействия педагогов и воспитанников, направленная на развитие целостной природы ребенка-дошкольника, его уникальности, своеобразия. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности (ребенка) Формы организации ПП: образование, воспитание, обучение. ПП как система характеризуется структурностью, целостностью, открытостью, множественностью описаний системы.
ПП как деятельность. Единица ПП – задача. Компетентность – способность к решению поставленных разнообразных задач. Три группы компетентностей: ключевые: - социальная компетентность (установление контакта с разными группами социума); - поликультурная компетентность (способность взаимодействовать с другими культурами); - информационная компетентность (способность осваивать новые способы получения информации): - предметно-деятельностная компетентность (способность решать задачи в рамках отдельных учебных дисциплин); Базовые – способность человека решать типичные для данной профессиональной деятельности задачи: - видеть ребенка; - проектировка и организации ПП; - установление взаимосвязи с другими субъектами; - среда, которая позволяет осуществлять задачи; - самообразование, повышение квалификации, культуры; Специальные компетентности – способность педагога к решению конкретных задач, относительно специальности.
Цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия, всесторонним развитием, целостностью составных частей педагогического процесса (воспитание, обучение, развитие, образование). Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой. Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно — от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, разными авторами трактуемой весьма широко — от деятельности по формированию, управлению и руководству до деятельности-помощи, содействия и поддержки. Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих.
Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями педагогической позиции, интерпретацией философии детства, своеобразием ценностного отношения к ребенку, понимания приоритетных задач дошкольного образования
Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации. В отличие от системы школьного образования в детском саду нет четкой границы в формах организации воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается неоднозначно. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта.
Целостный педагогический процесс: педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии соматики , физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития . Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.
Педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов детской деятельности, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов. Педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, но и окружающая дошкольника жизненная среда. Педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка с миром взрослых.
Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир — задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем ходе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала. Педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.
Характер связей между участниками педагогического процесса. Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие — особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как: · процесс воздействия; · процесс бездействия; · процесс содействия. Взаимодействие как воздействие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Эффективность педагогических воздействий и успешность развития детей оцениваются по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако при воздействии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.
Взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляется в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен и, к сожалению, в силу целого ряда причин, присутствует в практике детского сада. Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей. При таком типе взаимодействия педагог использует способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс содействия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.
Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта — проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха» с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.
Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О. С. Газман ): · рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений; · отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности; · оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей в ситуациях затруднения и переживания успехов. Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества, которое заложено в каждом конкретном человеке и развивается им.
Межсубъектное взаимодействие в ДОУ призвано прежде всего обеспечить эмоциональное благополучие ребенка. Во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, воспитатель проявляет материнскую функцию. Она связана с заботой о детях. Воспитатель должен уметь успокоить, приласкать, понять радости и огорчения ребенка, сопереживать. Во взаимодействии с детьми важен телесный контакт. Воспитатель обеспечивает процессы жизнедеятельности детей (питание, одевание, посещение туалета, сон). Воспитатель должен обеспечивать эмоциональное благополучие детей в связи с разрешением детских конфликтов. Должен уметь предвидеть поступки детей, останавливать нежелательные проявления.
Личные качества воспитателя: мягкость, внимательность, настойчивость, терпение, спокойствие и чувство юмора, оптимизм. Дети младшего дошкольного возраста ценят больше всего доброту и ласку. Начиная со среднего возраста ценят способность к сотрудничеству (воспитатель играет с детьми, читает, рассказывает что-либо, радуется вместе с детьми). В старшем возрасте дети ценят эрудицию, начинают видеть в воспитателе учителя, ценят справедливость, доверие. В зависимости от взрослых, воспитатель меняет форму общения с детьми . В раннем и младшем возраста – непосредственно эмоциональное и деловое общение. Деловое общение помогает осваивать разные виды деятельности. К концу младшего возраста – познавательная форма общения (воспитатель должен удивляться вместе с детьми, испытывать радость от нового знания). Воспитатель должен инициировать вопросы детей. В раннем и младшем возрасте общение преимущественно индивидуальное.
Ср . возраст – деловое, познавательное общение. В старшем возрасте воспитатель использует и личностную форму общения (обсуждение проблем, связанных с переживаниями, мечтами, рассказы воспитателя о себе). Воспитатель использует гибкую тактику, т.е. в зависимости от поставленной цели может занимать по отношению к ребенку: - позицию передачи социального опыта (во время занятий воспитатель обучает); - позицию равного партнерства – косвенное воздействие на ребенка. Воспитатель действует используя игровых персонажей; - позицию опекаемого – воспитатель открыто демонстрирует детям свои ошибки, рассуждения, вызывая у детей активность, сотрудничество. Все позиции используются начиная с раннего и младшего дошкольного возраста.
Системность и процессуальность ( деятельностный характер) педагогического процесса . Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки. Целостность , проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.
Структурность . Структура педагогического процесса включает целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный компоненты. Открытость . Педагогический процесс детского сада — открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.
Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы. Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет увидеть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении. Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую его важную характеристику, как процессуальность или осуществление во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача, как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике, является единицей или «кирпичиком» педагогического процесса, в ходе организации которого педагог решает задачи разные по содержанию, уровню сложности и масштабности результатов. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.
Процессуальность педагогического процесса детского сада представляет собой решение воспитателем разнообразных, педагогических ,последовательно сменяющих друг друга задач. Воспитатель знает цели и задачи развития ребенка, но цели и задачи каждый раз решаются по-разному в зависимости от данных диагностики, интересов детей, их желания. Нужно создать условия для реализации выбранной стратегии взаимодействия с детьми в практической деятельности. Воспитатель решает стратегические, тактические и оперативные задачи. Стратегические задачи представляют цель, которая заложена в программе. Тактические задачи решаются в определенной возрастной группе. Оперативные задачи – элементы тактических задач. Это задачи конкретного занятия, дидактических игр, совместной деятельности с ребенком. Движение педагогического процесса детского сада осуществляется как переход от одной задачи к другой. Задача может быть спонтанно-возникшая или спроектированная.
ПП как педагогическая деятельность Педагогический процесс детского сада разворачивается во времени и включает в себя повседневную деятельность детей и организованное обучение. Повседневная деятельность включает совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей в развивающей среде. Совместная деятельность педагога с детьми проходит в разных формах, вариативных по содержанию, часто включает в себя проблемные ситуации, опыты. Развивающая среда предоставляет свободный выбор. Ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься.
Организованное обучение имеет определенные формы: - коллективные занятия; - подгрупповые занятия; - индивидуальные занятия. Количество занятий определяется образовательной программой, по которой работает детский сад. Занятия направлены на систематизацию и обобщение опыта детей, на освоение новых умений, на освоение сложных способов познания. Занятия связаны с организацией сложной познавательной деятельности. В детском саду проводятся: - занятия по физическому развитию; - занятия по ознакомлению с социальным миром; - занятия по краеведению; - занятия по ознакомлению с природным миром; - художественная деятельность: музыкальные занятия, лепка, рисование и т.д. - занятия по математическому развитию; - занятия по речевому развитию. В раннем и младшем возрасте одно занятие утром, одно после сна. В среднем и старшем – 2 занятия утром, перерыв между ними – 10 минут (подвижные и дидактические игры).
Этапы педагогического процесса. Педагогический процесс детского сада имеет следующие этапы: Целеполагание . Задачи и цели, положенные в образовательных программах, преобразуются в конкретные цели, связанные с особенностями детей. На целеполагание влияют факторы: - сезонность; - интегративность (взаимосвязи задач и содержания разных разделов образовательной программы) Пр.: воспитатель предполагает создать ситуацию «Кукла Маша заболела», задачи: социально-эмоциональное развитие, проявление сочувствия, сопереживания, способность общения, развитие речи дошкольника, обогащение словарного запаса ребенка младшего дошкольного возраста; - единство тематического содержания (определяя цель, воспитатель планирует на 1-2 неделю, вокруг которой выстраивается образовательное содержание). В детском саду одни и те же цели и задачи могут часто повторятся в небольшими усложнениями и повторениями. Продвижение по программе происходит небыстрыми темпами.
Целеосуществление . Происходит в процессе взаимодействия воспитателей и детей в каждый момент ПП. Взаимодействие педагогов и детей связано с необходимостью мотивации и постановки перед детьми целей предстоящей деятельности. Наиболее традиционна игровая и проблемная ситуации. Воспитатель использует разнообразные методы, средства, формы для решения поставленных задач. Воспитатель предоставляет детям возможность действовать, дети выполняют деятельность, воспитатель осуществляет стимулирование детской деятельности, контроль, оказывает поддержку. Заканчивается этап оперативной педагогической диагностикой. Помогает определить степень достижения результатов (анализ продуктов детской деятельности).
На этом этапе воспитатель учитывает факторы: - организация совместного образа жизни детей, воспитатель создает условия для эмоционального благополучия каждого ребенка; определяет единые для всех детей правила сосуществования в детском обществе (например, равенство прав, взаимная доброжелательность, проявление внимания к сверстнику, готовность прийти на помощь и т.д.); - соблюдает принципы гуманистического сопровождения детей (забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку); - использование различных позиций: «научи меня», «смотри, как делаю я», «давай вместе»; - установление взаимоотношений с родителями воспитанников (демонстрировать успехи их ребенка, обозначить пути преодоления трудностей, привлечь родителей к преодолению). В детском саду категорически запрещены домашние задания. Если у ребенка что-то не получается это задача воспитателя научить его индивидуально, а не родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитательной работы ДОУ № 3 п. Адамовка в рамках модернизации содержания и структуры дошкольного образования (концепция воспитательной системы ДОУ).
Воспитывать- значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушить что либо кому-нибудь.Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс ...
Учебная программа по дисциплине Организация и методика воспитательной работы
В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисципли...
Примерный план-шаблон учебно-воспитательной работы (воспитательно-образовательного процесса) на месяц
Удобная форма написания ежедневного планирования работы воспитателя на месяц. В основные виды деятельности педагог вносит планируемые мероприятия, темы занятий, игры и т.п. Экономит время педаго...
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
....
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...
Основные методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
презентация по теме"Основные методики воспитательной работы"...
Основные методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
презентация по теме"Основные методики воспитательной работы"...