Педагогический час "Внедрение профессионального стандарта в ДОУ"
методическая разработка на тему
Предлагаю Вашему вниманию материал для проведения педагогического часа "Внедрение профессионального стандарта в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas_vnedrenie_profstandarta.docx | 206.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДЧАС
для педагогов
Тема: «Внедрение профессионального стандарта в практику ДОУ»
Цель: повышение компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ
Задачи:
- Ознакомить педагогов с содержанием, структурой профессионального стандарта;
- Определить перспективы дальнейшего развития педагогов в ОУ;
- Стимулировать развитие инициативы, творчества;
- Воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
Форма проведения: круглый стол
Дата проведения: 21.02.2018 г.
Присутствовало: 11 человек.
Тема выступления: «Внедрение профессионального стандарта в практику ДОУ»
Еще Сократ говорил: Воспитание — дело трудное,
и улучшение его условий —
одна из священных обязанностей педагога.
Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной педагогики, наконец, дошла очередь до ключевой фигуры образования - педагога, говорит о том, что вопрос о роли педагога в деле воспитания, обучения и развития поднимается на самом высоком уровне.
Профстандарт педагога утвержден еще в 2013 году и должен был вступить в силу с 01.01. 2015 г., затем ждали его применения с 01.01.2017 года. Но сроки все переносятся, и, теперь ожидается введение профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» только в 2019 году.
Для перехода на новые стандарты был определен период до 01.01.2020 года, теперь вероятно, этот период также будет изменен.
Тем не менее, работа по применению профессионального стандарта педагога в учреждениях идет полным ходом.
Что такое профессиональный стандарт педагога?
По своей сути стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Причины принятия профессионального стандарта педагога
Профстандарт объединил в себе требования к учителю и воспитателю, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).
Структура профессионального стандарта
Стандарт включает в себя трудовые функции: обучение, воспитательную деятельность, развивающую деятельность. Каждая из которых состоит из трудовых действий, необходимых умений и знаний.
В профессиональном стандарте педагога помимо обобщенных трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса, выделены трудовые функции, отражающие специфику работы воспитателей дошкольных ОУ, учителей начальных классов, математики и русского языка. Эти специфические трудовые функции необходимо четко знать для организации по подготовке к внедрению и реализации профстандарта, а в дальнейшем и методической работы.
Цели профессионального стандарта
- Предполагается, что введение профстандарта поможет повысить уровень педагогических работников, эффективно решить непростые задачи по планированию и реализации кадровой политики, установить систему оплаты труда с учетом актуальных требований.
- Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования
- Установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности
- Оценка уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирование карьеры
Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями
Для многих специалистов профстандарт может стать проблемой, так как в работу воспитателя вводится очень много новых задач. Многим педагогам придется освоить дополнительные виды трудовых действий и навыков, а возможно, даже повысить свой квалификационный уровень, чтобы соответствовать требованиям профстандарта.
- Работа с одаренными детьми. Работа с воспитанниками, для которых русский язык не является родным.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с социально запущенными и социально уязвимыми воспитанниками, имеющими отклонения в поведении.
- Владеть ИКТ-компетентностями.
Область применения профессионального стандарта педагога
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
- при приеме на работу для определения квалификации работника;
- при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
- при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
- при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
- при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Для государственных и муниципальных детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Поэтому в нашем образовательном учреждении мы разработали комплекс мероприятий по внедрению профстандартов:
- Мониторинг информации по ПС
- Подготовка к применению ПС
- Анализ на применимость ПС
- Сверка функций
- Проверка работника на соответствие «базовым» требованиям ПС
- Проверка работников на соответствие требований ПС по знаниям и умениям
- Мониторинг ПС
Теперь поговорим о каждом из этапов внедрения профстандартов подробнее.
1. Мониторинг информации по ПС
Ознакомиться с утвержденными ПС (www.profstandart.rosmintrud.ru)
Определить обязательность применения ПС: ст. 195.3; ст. 57 ТК РФ
Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов
(введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Статья 57. Содержание трудового договора
Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
2. Подготовка к применению ПС
- Провести совещание административного корпуса по применению ПС
- Сформировать рабочую группу по применению ПС
- Разработать и утвердить план мероприятий (дорожную карту) по применению ПС
В рабочую группу включаются сотрудники, которые по роду деятельности будут сталкиваться с профстандартами ежедневно. Издается приказ по учреждению.
Определяется фронт работы и составляется пошаговый план по введению профстандартов в ОУ, т.е. перечень мероприятий, которые необходимо провести на предприятии, чтобы на нем стали действовать профессиональные стандарты.
Законодательно форма плана не утверждена, поэтому он может включать любые положения. (Приказ о внедрении ПС)
Далее в детском саду был разработан План мероприятий (дорожная карта)
внедрения профессиональных стандартов на 2017г.
В этом документе отражаются промежуточные задачи по вводу профстандартов, обозначаются конкретные сроки выполнения работ.
План-график внедрения профессиональных стандартов разбит на блоки:
- Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
- Определение соответствия профессионального уровня педагогических работников
В плане указаны мероприятия по образованию и обучению педагогов, сроках проведения мониторинга; перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положений профстандартов и т.д.
Это лишь примерный вариант плана по внедрению профстандарта. Он вполне может быть дополнен и другими пунктами по усмотрению заведующей ДОУ и членов комиссии. Но чем более подробно и доступно будут изложены мероприятия в плане мероприятий внедрения профстандартов тем понятнее и легче станет его выполнение.
3. Анализ на применимость (изучение профстандарта)
- Доскональное изучение профстандарта администрацией ДОУ
- Приведение текста профстандарта в удобную и легкую для понимания форму
- Ознакомление с профстандартом всех педагогов ДОУ, сравнение штатного расписания ДОУ с названиями профессий и трудовыми функциями, указанными в стандарте
- Самоанализ и анализ соответствия педагогов требованиям профстандарта.
Для соотнесения текстов профстандартов и трудовых функций, указанных в них, с должностями, которые имеются в ОУ, сравнивается штатное расписание, утвержденное в организации, и разделы соответствующих профстандартов. Напоминаем, что не всегда название профессии в стандарте может совпадать с названием должности в расписании.
4. Сверка функций
Трудоёмкий процесс
Сопоставление соответствия должностных обязанностей, установленных в трудовом договоре (должностной инструкции) и обобщенных трудовых функций и специфических трудовых функций в ПС.
Внесение изменений при необходимости в должностную инструкцию работника, удаление повторов. Т.о. будет разработана новая должностная инструкция.
Работа эта идет. Выделяются те позиции, которые будут учитываться при приеме на работу педагогов после ведения в действие профстандарта. К работающим педагогам эти требования могут быть применены после дополнительного обучения, повышения квалификации (но по окончании срока окончательного перехода).
5. Проверка работника на соответствие «базовым» требованиям ПС
Опыт и образование – базовые требования профстандарта. Еще к этой категории можно отнести особые условия допуска к работе.
Для осуществления успешной подготовки коллектива нашего ДОУ к применению профстандарта в феврале 2017г. был проведен самоанализ и анализ проблем педагогов. Для активного включения в работу каждого члена педагогического коллектива, педагогам было предложено самостоятельно подобрать путь решения той или иной проблемы. Пути решения проблем предложил также и административный корпус.
6. Проверка работников на соответствие требований ПС по знаниям и умениям
Сводная таблица дефицитов компетентностей педагогов
По итогам самоанализа и самооценки профессиональной деятельности педагогов в ДОУ была составлены: сводная таблица дефицитов компетентностей педагогов и диаграммы трудовых функций:
Таблица
№ п/п | Ф.И.О. педагогов | Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение» | Трудовая функция «Воспитательная деятельность» | Трудовая функция «Развивающая деятельность» | Трудовая функция «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» |
1 | Вербицкая Т.С. | В – 80% С – 20% | В – 91% С – 9% | В – 100% | В – 85% С – 15% |
2 | Тарасова Е.В. | В – 80% С – 20% | В – 91% С – 9% | В – 91% С – 9% | В – 85% С – 8% Н – 7% |
3 | Савченко Г.А. | В – 100% | В – 100% | В – 100% | В – 100% |
4 | Сивцева Т.Д. | В – 60% С – 40% | В – 73% С – 27% | В – 45% С – 55% | В – 31% С – 69% |
5 | Кошеварова С.И. | В – 30% С – 60% Н – 10% | В – 36% С – 64% | В – 36% С – 45% Н – 29% | С – 69% Н – 31% |
6 | Маликова Н.Г. | В – 90% С – 10% | В – 91% С – 9% | В – 73% С – 27% | В – 62% С – 30% Н – 8% |
7 | Сысоев А.В. | В – 30% С – 60% Н – 10% | В – 27% С – 73% | В – 55% С – 45% | В – 85% С – 15% |
8 | Бойченко И.Н. | В – 70% С – 30% | В – 91% С – 9% | В – 90% С – 10% | В – 90% С – 10% |
9 | Викулова Е.В. | В – 30% С – 60% Н – 10% | В – 36% С – 64% | В – 36% С – 45% Н – 29% | С – 69% Н – 31% |
10 | Калимуллина И.А. | В – 80% С – 20% | В – 91% С – 9% | В – 64% С – 36% | В – 67% С – 33% |
11 | Рахманова Л.Р. | В – 100% | В – 100% | В – 100% | В – 100% |
12 | Рябова Е.В. | В – 70% С – 20% Н – 10% | В – 55% С – 45% | В – 36% С – 64% | В – 38% С – 46% Н – 8% |
13 | Пинаева С.Ж. | В – 90% С – 10% | В – 92% С – 8% | В – 91% С – 9% | В – 77% С – 23% |
Видны дефициты во всех областях:
В области «обучение» возникли сложности у воспитателей и педагогов, работающими на группах общеразвивающей направленности. В рамках инклюзии в этих группах воспитываются и обучаются дети с ОВЗ. Педагоги, ранее не сталкивающиеся с такими детьми, естественно не имеют навыка работы с дошкольниками с особыми образовательными возможностями. В группах компенсирующей направленности появились дети-инвалиды, тоже новое в работе педагога, нужны особые знания и умения в работе с этими детьми. Необходимость овладения компьютером (владения ИКТ-компетенциями), необходимы для реализации работы с детьми. Некоторые педагоги испытывают сложности в этом вопросе. Необходимо вводить в саду компьютерный всеобуч для этой категории педагогов. Вопросов появилось много – отсюда и дефицит.
Виден дефицит в области «развитие»:
Причиной явилось необходимость навыков умения читать специфическую документацию специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога), составлять психолого-педагогическую характеристику, обсуждения вопросов индивидуальности каждого ребенка, необходимости учесть все направления развития, работа в рамках ПМПК для групп общеразвивающей направленности.
В области «воспитание», и частично в области «реализация программ ДОУ» дефицит испытывают молодые специалисты, а так же педагоги, пока не имеющие образования, обучающиеся в КПК. Желание, силы, энергия есть, а базы в вопросах воспитания и образования еще не хватает. Они (5 педагогов) и заявляют дефицит компетентности в данных областях.
Основные направления проектирования деятельности ДОУ в рамках введения профстандарта
Проанализировав имеющиеся дефициты компетенций, мы пришли к выводу, что необходимо внести изменения в систему методической работы ДОУ, используя научно-методический подход: перевести коллектив на рельсы самообучения (поддерживать наставничество, создавать условия, при которых педагоги могут оказывать друг другу консультативно-методическую помощь) включение большего числа педагогов в реализацию программы инновационной деятельности:
- на уровне учреждения – молодые специалисты;
- на муниципальном и региональном уровне – учителя-логопеды и воспитатели, имеющие огромный действующий опыт.
Все это в дальнейшем будет планироваться в программе развития, образовательной программе, в адаптированной образовательной программе, годовом плане, положениях и других локальных нормативных актах ДОУ. Мы надеемся, что это и есть главное условие для эффективного развития ДОУ в рамках ФГОС и в условиях введения профессионального стандарта педагога.
На наш взгляд хорошим примером для всего вышесказанного, может быть становление педагогов:
- Е.В.Рябовой, воспитателя младшей группы «Пчелки». Она одна из первых, кто начал работу по проектной деятельности в ДОУ. Так же в течение 2018 г. вместе с А.А.Чаповенко активно обогащали уголки в группе, и по сей день ведется плодотворная работа, накопление материалов для работы с детьми, педагогами и социумом.
- И.Н.Бойченко, воспитателя старшей группы «Звездочки». Она в течение года плодотворно занималась обогащением игровой среды современными развивающими играми для детей младшего возраста.
Конечно, хочется отметить таких педагогов-профессионалов как:
- Пинаева С.Ж.;
- Маликова Н.Г., музыкальный руководитель;
- Вербицкая Т.С.
Это педагоги с «большой буквы», имеющие огромный опыт в своей работе. Они выросли не только профессионально, они стали настоящими лидерами, наставниками, примером для других педагогов.
Нам предстоит еще много сделать по корректировке методической работы по решению проблем несоответствия педагогов профстандарту, в соответствии с выявленными дефицитами; на заседаниях методических объединений завершить обсуждение результатов диагностики и составить перспективный план методической работы на 2-3 учебных года для каждой категории педагогов; продолжить работу по внесению изменений в существующие нормативные документы и учесть требования профстандарта при разработке новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ.
Только совместные усилия педагогов, руководителей МО и администрации ДОУ позволят устранить многие проблемы при введении профессионального стандарта.
В заключение своего выступления я хотела напомнить слова А.В. Луначарского: «Всякий из нас, кто предполагает, что может учить других, должен сам постоянно и напряженно учиться». По-моему, сейчас - это очень актуально.
Уважаемые коллеги, надеюсь, наша встреча оказалась полезной и интересной для Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Педагогический совет на тему: "Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога"
Материал для педагогов и старших воспитателей...
Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...
Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога"
Педсовет с элементами деловой игры «Профессиональный стандарт педагога» Гусева Алена Андреевна Педагогический совет с элементами деловой игры «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Совершенст...
Педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития воспитателя ДОО". Муниципальный уровень 2018 г.
На базе МДОУ № 1 старший воспитатель детского сада № 32, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела педагогический совет "Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального ра...
«ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ДОУ»
Методическая разработка...
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...