Духовно-нравственное воспитание дошкольников: проблемы, пути решения
статья (старшая группа) на тему

Шурыгина Ольга Владимировна

«Разумное воспитание требует, чтобы уже

в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети

станут хорошо осознавать себя, внушалось им

стремление ко всему доброму, истинному,

прекрасному и благородному, они как бы

инстинктивно должны в это время привыкать

к нравственной жизни».

А. Добролюбов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razumnoe_vospitanie_trebuet.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Разумное воспитание требует, чтобы уже

в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети

станут хорошо осознавать себя, внушалось им

стремление ко всему доброму, истинному,

прекрасному и благородному, они как бы

инстинктивно должны в это время привыкать

к нравственной жизни».

А. Добролюбов

 

В настоящее время, проблема воспитания духовно-нравственных качеств у детей и молодежи стоит достаточно остро. Перемены социально-экономического, политического характера в конце 20-го и в начале 21 века повлекли за собой изменения в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в современном обществе. В нравственном воспитании наших детей наметились крайне негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли планшеты, телевизоры, с которых ребенок «впитывает» в себя стиль поведения персонажей мультфильмов, которые часто отличаются особой жестокостью, эгоизмом, а о душевной красоте и нравственной чистоте и говорить и не приходиться.

Для дошкольного детства характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, которое является благоприятным для нравственного и духовного воспитания именно в этот возрастной период развития человека. Нравственное воспитание позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры у дошкольников.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувств и поведения. Основным содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, гуманные отношения между детьми, умение адекватно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание ответственного отношения к себе и к другим. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно формировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: щедрость, дружба, милосердие, взаимопомощь, доброта и многих других. Главными помощниками ребенка на этом пути являются педагоги и родители, которые конкретными примерами своего поведения и закладывают в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится.

Нам, взрослым, важно научить дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и чувства других людей, сформировать у него умение понимать этот непростой мир человеческих отношений. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для дошкольника образом.

В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется в следующих направлениях.

1. Образовательное направление (занятия, чтение детям рассказов и сказок на нравственные темы, беседы, обсуждение поступков героев и детей).

2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии).

3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей).

4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).

Особый интерес у детей вызывают «Уроки доброты»- цикл занятий, направленный на развитие нравственных качеств у детей. Дети на занятиях учатся видеть себя в поступках и действиях с окружающими, во взаимодействии с членами своей семьи, сверстниками. Ребята приобретают важную способность видеть и оценивать себя, смотря на себя глазами других. С детьми проводятся этические беседы «Секреты вежливости», «Не завидуй другому», «Кто жаден, тот в дружбе не ладен» и другие. Большое значение в развитии понимания состояния другого человека у детей имеет и постановка вопроса, побуждающего, например, по внешним признакам определять и понимать состояние человека. Вопрос «Как бы ты поступил?» помогает ребенку связать услышанное и прочитанное с собственным нравственным опытом, переживаниями. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем. В упражнении «Доброе слово» дети должны сказать комплимент, касающийся положительных сторон характера и поведения ребенка например, «Саша - хороший друг, он всегда делится своими игрушками».

  • из важных задач детского сада по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста является взаимодействие с семьей. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Семья - это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, проявлять к ним свое внимание и доброе отношение. Дух, который царит в семье, дух, которым живут родители, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании его внутреннего мира.

Работа с родителями в ДОУ представлена разнообразными формами. Проводятся собрания на нравственные темы («Что такое доброта? Это- сердца высота!», «Воспитание вежливости», «Современные мультфильмы: польза или вред?»), беседы («Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании настоящего человека»), экскурсии к местам боевой славы и в музеи, организуются выставки совместного творчества детей и родителей. Реализация работы по взаимодействию с семьей дала определенный результат: родители стали активными участниками жизни детского сада, верными помощниками педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников.

Таким образом, нравственное воспитание в детском саду должно охватывать всех участников учебно-образовательного процесса: родителей, детей и педагогов. Только в этом случае, нравственное воспитание дошкольников станет основой, фундаментом формирования настоящего человека в будущем, сформирует своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающим его невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

 

Литература

 

1.Акинина Т.М. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.-М.: Перспектива, 2012.- 248 с.

2.Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-145 с.

3. Семенака, С.И.. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2004.-63 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения

педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Педсовет в ДОУ «Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения»

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении развития речи у детей дошкольного возраста...

Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Цели педагогического совета.1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.2. Определить пути совершенствования работы кол...

Педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения". Уровень ДОУ 2020г.

В рамках решения годовой задачи  в нашем детском саду прошёл педсовет "Развитие речи дошкольников: проблемы, пути решения" с целью повышения компетентности  и успешности педагогов ...