Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
методическая разработка по теме
Цели педагогического совета.
1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический совет "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения" | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет №3
От 30 .03.2018 г
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ:
ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цели педагогического совета.
1. Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для речевого развития детей.
2. Определить пути совершенствования работы коллектива в данном направлении.
Вопросы, подлежащие проверке
1. Компетентность педагогов по речевому развитию детей – экспресс-опрос
2. Проверка документации педагогических работников
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах
4. Оценка эффективности занятий по развитию речи во всех возрастных группах
С 19-27.03.2018 г
Открытое занятие – воспитатель подготовительной группы «А» 28.03.2018 .
5. Работа с родителями
6. Консультация учителя –логопеда
7. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика», «Самомассаж» учитель – логопед
Повестка дня
№ | Вопросы к обсуждению | Ответственные |
1 | Вступительное слово заведующего | Заведующий |
2. | Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников». | Заместитель заведующей |
3. | Учитель - логопед | специалисты |
4. | Как же вовлечь детей в разговор? | Воспитатели |
5. | Речь как средство общения на занятиях по физической культуре. | Инструктор по ФИЗО |
6. | Речь как средство общения на музыкальных занятиях. | Музыкальный руководитель |
7. | Итоги тематической проверки «Речевое развитие детей» | Заместитель заведующей |
8. | Деловая игра | Заместитель заведующей |
9. | Принятие решения педсовета. | Весь коллектив |
10. | Разное : Инструктажи по пожарной безопасности (папки передвижки), План мероприятий по пожарной безопасности – ознакомить коллектив. | Весь коллектив |
Обоснование формы проведения педсовета
Форма проведения педсовета: смешанная.
1-я часть – традиционная – вступительное слово, итоги тематической проверки.
2-я часть – интерактивная – деловая игра.
Данная форма педсовета предполагает решение задач:
– создание у педагогов мотивации в решении данной проблемы через представление результатов тематической проверки, анкетирования педагогов;
– усовершенствование теоретического уровня профессиональной компетентности и повышение практического уровня профессиональной компетентности воспитателей за счет участия в деловой игре;
– развитие у педагогов умения общаться и вырабатывать единое мнение в работающей группе.
Приложение 1
Заберите у меня все, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер
Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Приложение 2
Доклад: «Проблемы развитие речи дошкольников».
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь немногие из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов. В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя следующие задачи:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря (пассивный итак большой);
• развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• развитие фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Исходя из этого видно, что развитие речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Актуальность проблемы.
Речь у детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети как губка впитывают в себя речь окружающих взрослых, как дома, так и в дошкольных учреждениях, речь, которую они слышат в рекламных роликах, современных мультфильмах и в художественных фильмах для взрослых. Все это ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Результаты обследований и наблюдений за воспитанниками показывают, как сложно детям выполнить задания, направленные на выявление умения у дошкольников:
• пересказывать литературные произведения
• составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы
• создавать разные виды творческих рассказов
• направлены на освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
• а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Решение проблемы речевого развития дошкольников начинается с самого главного правила: «Для того, чтобы правильно, красиво говорить, нужно говорить!»
При проведении занятия мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог и не дает высказываться детям.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
В заключении хотелось бы сказать, что в вопросе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основ связной речи много всевозможных приемов, форм и методов. А сейчас мы дадим слово нашим логопедам.
Выступление Учителей – логопедов.
Главное, иметь желание и проявлять хотя бы чуть-чуть творчества в решении данной проблемы.
Давайте послушаем выступления наших педагогов, которые нам расскажут о своей работе по данному направлению:
Как же вовлечь детей в разговор?
Выступают - Воспитатели групп.
Приложение 3
Деловая игра
- Разминка.
К какому виду творчества это относится?
- « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (небылица.)
- «Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста…» ( потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
- «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (считалка)
- «Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( былина.)
- «Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)
Задание 1.
Из предложенного набора слов составить маленький рассказ (например, заяц, карамель, магазин – заяц захотел карамели и отправился в магазин).
- бегемот, парта, лес;
- собака, лестница, улица;
- мальчик, сковородка, цирк;
- мама, карусель, волшебство;
- медведь, сосна, ночь;
- курица, калитка, зоопарк;
- календарь, прогулка, самовар;
- книга, листопад, мороженое;
- музыкант, голубь, самокат;
- скамейка, каравай, лягушка;
- король, барабан, простокваша;
- кукла, песня, мармелад;
- рыцарь, мышеловка, сарафан;
- солнце, парашют, дача;
- мартышка, улыбка, карнавал.
Задание 2
Прочитать стихотворение с заданной интонацией.
Во дворе щеночек Кузька.
Рядом – рыженькая Муська.
Кузя дружбой дорожит:
Муся спит – он сторожит.
Интонации: весело, грустно, монотонно, с удивлением, ласково, со злостью, плаксиво, с восхищением, грозно
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДСОВЕТА
1. Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
2. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности и т. п.
Срок: по мере необходимости. Ответственные: педагоги ДОУ.
3. Воспитателям всех групп организовывать тематические вечера, посвященные детским писателям и поэтам.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели групп.
4. Следить за своей речью, её эмоциональностью, интонационной выразительностью, тембром и темпом; строить грамматически правильные высказывания; правильно ставить ударения в словах; не использовать в речи слова-паразиты (как бы) и жаргон.
Срок: постоянно. Ответственные: все сотрудники ДОУ.
5. В родительских уголках групп размещать речевой материал по теме модуля, советы логопеда.
Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения
педагогический совет №2 по проблемам речевого развития дошкольников...
Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения
Педагогический совет в ДОУ...
Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решений.
Речь – чудесный дар природы. Она не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правил...
Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения.
К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохраненном интеллекте.Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени...
Педагогический совет Тема: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения»
Повестка дня педагогического совета...