Статья "Ох уж эти ссоры" (конфликты дошкольников)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье описаны конфликты дошкольников, причины их возникновения, особенности общеия дошкольников со сверстниками и пути разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oh_uzh_eti_ssory.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ох уж эти ссоры» (конфликты дошкольников)
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей 4-5 лет –из-за ролей в различных играх, а в старшем дошкольном возрасте -из-за соблюдения правил игры. Детские конфликты могут возникать по разным поводам: дисциплина, трудности в общении, разница ценностей и потребностей, ресурсы и средства и т.д.
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления терпения, доброжелательности при общении со сверстником, умения отказаться отличных желаний ради достижения общей цели (игры, коллективный труд, спортивные эстафеты и пр.). Дошкольник еще не осознает свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что может чувствовать другой ребенок. Он видит только внешние проявления чувств, желаний другого: кричит, толкается, машет руками, отбирает игрушки или атрибуты или сердится и молча уходит в сторону. Ребенок еще не понимает, что другой малыш-личность, со своими интересами, желаниями, внутренним миром. У сверстников вызывают неприязнь те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые, неловкие, несообразительные. Важно помочь ребенку увидеть себя со стороны и попробовать поставить на место другого.
Как правило, в любом коллективе, а в детском особенно, конфликтные ситуации провоцируют
-агрессивисты-раздражаются сами, если их не слушают и задирают других;
-жалобщики-всегда на кого-нибудь или что-нибудь жалуются;
-всезнайки-считают себя умнее других, выше;
-максималисты-хотят чего-то здесь и сейчас;
-молчуны-спокойные, немногословные, узнать, что они хотят сложно;
-невинные лгуны-вводят всех в заблуждение обманом, ложью, часто в нее верят сами;
-нерешительные-медлят с принятием решений, боятся ошибиться;
-сверхпокладистые-со всеми во всем соглашаются;
-скрытные-затаивают обида и неожиданно набрасываются на обидчика.
Для старших дошкольников становится значимым не только похвала взрослых, но и признание сверстниками, их оценка, одобрение, восхищение. У детей формируется потребность получить интересную роль в игре и проявить себя, чтобы добиться этого восхищения и одобрения. Дошкольники по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в ситуации успеха чувство радости их переполняет, а неудача влечет огорчение, досаду и зависть. Эти психологические особенности и провоцируют конфликты между детьми.
Особенности общения старших дошкольников со сверстниками
1.Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения (повышенный тон, крик).
2.Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (требования, приказы, навязывание своей воли, спор, обман).
3.Нестандартность, нерегламентированность своих действий (неожиданные движения и действия, причудливые позы, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, дразнилок, небылиц).
4.Преобладание инициативных действий над ответными (важно мое собственное высказывание, действие-несогласованность порождает конфликт).
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении, может повлечь психические проблемы (от агрессии до страха).
В дошкольном возрасте на фоне врожденного типа нервной деятельности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) формируется характер. В это время постоянное внимание и коррекция со стороны родителей и педагогов крайне необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения.
Способы разрешения конфликтных ситуаций.
В дошкольном, да и в школьном детстве конфликтные ситуации возникают постоянно. Дети ссорятся, мирятся, опять ссорятся и опять вместе. Педагогу порой бывает трудно разобраться, а иногда и просто не хочется вмешиваться, если речь не идет о драке.
Небольшие стычки и недоразумения можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которых ребенку сложно обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вмешиваться в такие ссоры. Необходимо научить их выходить из спорных ситуаций, а дальше дети будут самостоятельно искать выход, договариваться и прекращать конфликт. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правилам жизни среди других людей (сколько людей, столько и желаний, переживаний, мнений). Эти правила заключаются в умении корректно выражать свое желание, выслушивать желание, мысль другого и договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (определять причину конфликта, находить варианты выхода из сложившейся ситуации). Взрослый, если вмешался, должен обязательно высказать детям свое объективное, бесстрастное отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу свои желания, свои варианты видения ситуации, а затем предлагать им обдумать пути выхода из нее (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно принятие совместного решения).
Способы разрешения конфликта детьми
Деструктивный: Конструктивный:
«Уйду и не буду с ним играть», « Предложу другую игру»,
«Сам буду играть», «Спрошу ребят, во что лучше «Позову воспитателя поиграть»,
и она заставит всех играть», «Спрошу ребят, во что они
«Всех побью и заставлю играть». хотят играть».
В решении детских конфликтов педагог обеспечивает нахождение общего языка, который является результатом достижения понимания. Становясь посредником в разрешении детских споров, воспитатель должен соблюдать педагогическую этику, учитывая особенности этого вмешательства:
1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение этой ситуации.
2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и его решении.
3Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.
4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.
5.Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
6. Профессиональная позиция воспитателя- взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Обсуждать нужно следующее:
-Что произошло? (сформулировать суть конфликта
-Какие чувства вызвала ссора у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
-Как быть в этой ситуации? (предложить свои решения)
Методы предупреждения конфликтов
Наиболее перспективное предупреждение ссор на ранних стадиях зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть :повышение голоса, стычки между детьми, нарушение дисциплины, приставания, обзывания, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от игры, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению начинающейся ссоры. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместную деятельность, игры и занятия. Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля- умение регулировать свое поведение в соответствии с определенными стандартами, правилами, нормами, установленными в обществе.
Для предупреждения возникновения ссор воспитателю необходимо
создать условия для формирования умения общаться. Для этого можно использовать -сюжетно-ролевые игры (в том числе с наличием проблемной ситуации);
-имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо социальный процесс);
-интерактивные игры (игры на взаимодействие);
-социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);
-обыгрывание ссоры и моделирования выхода из нее;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и анализ мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
-беседы, дискуссии.
Литература:
1.Белкин А.С. Трудные педагогические ситуации и пути их разрешения/А.С.Белкин.-Свердловск, 1986.
2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников/ В.Я Зедгенидзе-М.,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...