Статья "Ох уж эти ссоры" (конфликты дошкольников)
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Ольга Михайловна

В статье описаны конфликты дошкольников, причины их возникновения, особенности общеия дошкольников со сверстниками и пути разрешения конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oh_uzh_eti_ssory.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ох уж эти ссоры» (конфликты дошкольников)

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей 4-5 лет –из-за ролей в различных играх, а в старшем дошкольном возрасте -из-за соблюдения правил игры. Детские конфликты могут возникать по разным поводам: дисциплина, трудности в общении, разница ценностей и потребностей, ресурсы и средства и т.д.

Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.

В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления терпения, доброжелательности при общении со сверстником, умения отказаться отличных желаний ради достижения общей цели (игры, коллективный труд, спортивные эстафеты и пр.). Дошкольник еще не осознает свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что может чувствовать другой ребенок. Он видит только внешние проявления чувств, желаний другого: кричит, толкается, машет руками, отбирает игрушки или атрибуты или сердится и молча уходит в сторону. Ребенок еще не понимает, что другой малыш-личность, со своими интересами, желаниями, внутренним миром. У сверстников вызывают неприязнь те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые, неловкие, несообразительные. Важно помочь ребенку увидеть себя со стороны и попробовать поставить на место другого.

Как правило, в любом коллективе, а в детском особенно, конфликтные ситуации провоцируют

-агрессивисты-раздражаются сами, если их не слушают и  задирают других;

-жалобщики-всегда на кого-нибудь или что-нибудь жалуются;

-всезнайки-считают себя умнее других, выше;

-максималисты-хотят чего-то здесь и сейчас;

-молчуны-спокойные, немногословные, узнать, что они хотят сложно;

-невинные лгуны-вводят всех в заблуждение обманом, ложью, часто в нее верят сами;

-нерешительные-медлят с принятием решений, боятся ошибиться;

-сверхпокладистые-со всеми во всем соглашаются;

-скрытные-затаивают обида и неожиданно набрасываются на обидчика.

Для старших дошкольников становится значимым не только похвала взрослых, но и признание сверстниками, их оценка, одобрение, восхищение. У детей формируется потребность получить интересную роль в игре и проявить себя, чтобы добиться этого восхищения и одобрения. Дошкольники по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в ситуации успеха чувство радости их переполняет,  а неудача влечет огорчение, досаду и зависть. Эти психологические особенности и провоцируют конфликты между детьми.

Особенности общения старших дошкольников со сверстниками

1.Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения (повышенный тон, крик).

2.Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (требования, приказы, навязывание своей воли, спор, обман).

3.Нестандартность, нерегламентированность своих действий (неожиданные движения и действия, причудливые позы, кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, дразнилок, небылиц).

4.Преобладание инициативных действий над ответными (важно мое собственное высказывание, действие-несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении, может повлечь психические проблемы (от агрессии до страха).

В дошкольном возрасте на фоне врожденного типа  нервной деятельности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) формируется характер. В это время постоянное внимание и коррекция со стороны родителей и педагогов крайне необходима. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения.

Способы разрешения конфликтных ситуаций.

В дошкольном, да и в школьном детстве конфликтные ситуации возникают постоянно. Дети ссорятся, мирятся, опять ссорятся и опять вместе. Педагогу порой бывает трудно разобраться, а иногда и просто не хочется вмешиваться, если речь не идет о драке.

Небольшие стычки и недоразумения можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которых ребенку сложно обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вмешиваться в такие ссоры. Необходимо научить их выходить из спорных ситуаций, а дальше дети будут самостоятельно искать выход, договариваться и прекращать конфликт. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правилам жизни среди других людей (сколько людей, столько и желаний, переживаний, мнений). Эти правила заключаются в умении корректно выражать свое желание, выслушивать желание, мысль другого и договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (определять причину конфликта, находить варианты выхода из сложившейся ситуации). Взрослый, если вмешался, должен обязательно высказать детям свое объективное, бесстрастное отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу свои желания, свои варианты видения ситуации, а затем предлагать им обдумать пути выхода из нее (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно принятие совместного решения).

                     Способы   разрешения    конфликта детьми

 Деструктивный:                                                               Конструктивный:

«Уйду и не буду с ним играть»,                        « Предложу другую игру»,

«Сам буду играть»,                                           «Спрошу ребят, во что лучше                           «Позову воспитателя                                         поиграть»,

и она заставит всех играть»,                          «Спрошу ребят, во что они

«Всех побью и заставлю играть».                     хотят играть».                          

В решении детских конфликтов педагог обеспечивает нахождение общего языка, который является результатом достижения понимания. Становясь посредником в разрешении детских споров, воспитатель должен соблюдать педагогическую этику, учитывая особенности  этого вмешательства:

1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение этой ситуации.

2. Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и его решении.

3Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

4. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному.

5.Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

6. Профессиональная позиция воспитателя- взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Обсуждать нужно следующее:

-Что произошло? (сформулировать суть конфликта

-Какие чувства вызвала ссора у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

-Как быть в этой ситуации? (предложить свои решения)

Методы предупреждения конфликтов                 

Наиболее перспективное предупреждение ссор на ранних стадиях зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть :повышение голоса, стычки между детьми, нарушение дисциплины, приставания, обзывания, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от игры, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению начинающейся ссоры. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместную деятельность, игры и занятия. Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля- умение регулировать свое поведение в соответствии с определенными стандартами, правилами, нормами, установленными в обществе.

Для предупреждения возникновения ссор воспитателю необходимо

 создать условия для формирования умения общаться. Для этого можно использовать -сюжетно-ролевые игры (в том числе с наличием проблемной ситуации);

-имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо социальный процесс);

-интерактивные игры (игры на взаимодействие);

-социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

-обыгрывание ссоры и моделирования выхода из нее;

-психогимнастика;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-просмотр и анализ мультфильмов с последующим моделированием новых версий;

-беседы, дискуссии.

Литература:

1.Белкин А.С. Трудные педагогические ситуации и пути их разрешения/А.С.Белкин.-Свердловск, 1986.

2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников/ В.Я Зедгенидзе-М.,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...