Статья "Гендерное воспитание как вариативный компонент к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
статья на тему

 В ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается формирование у детей гендерной принадлежности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dolgopolovoy_n.e.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МАДОУ «Детский сад

                                                           компенсирующего вида № 82»

                         г. Златоуст

                                                            Воспитатель высшей категории

     Долгополова Надежда Евгеньевна

Гендерное воспитание как вариативный компонент к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     В ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусматривается формирование у детей гендерной принадлежности.

     Существует ряд причин, подтверждающих актуальность гендерного воспитания:  

     Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

     Во-вторых, не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребёнок не имеет возможности видеть   взаимоотношения родителей, распределение между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.

     В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий

     В-четвертых, в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России гендерные особенности не учитываются. Содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности  мальчиков  и  девочек.

     Наблюдая за детьми в старшей группе, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не могут постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них не сформирована культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где требовалась   тщательность и аккуратность.

    Все это, позволило нам сделать вывод о необходимости создания   условий для гендерной социализации старших дошкольников.

    Выявленная проблема помогла определить задачи гендерного воспитания детей:

  • формирование гендерной идентичности как единства переживаний и поведения, познание ребенком самого себя;
  • формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях;
  • формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре;
  • развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание);
  • воспитание потребности заботиться о своём здоровье, внешнем виде, чистоте;
  • воспитание дружеского толерантного отношения к противоположному полу, гуманного отношения к людям.

    В своей работе мы опирались на книгу Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду», и программу полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной И.П.

   Модель педагогического процесса в нашем детском саду выстроена по трём направлениям:

 

  • повышение гендерной компетентности педагогов и овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью;
  • взаимодействие с семьёй по вопросу гендерного воспитания и вовлечение родителей в образовательный процесс;
  • создание предметно-развивающей среды с учётом гендерной принадлежности.

   С целью повышения гендерной компетентности, мы принимали участие в семинарах - практикумах:

  • «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;
  • «Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании пространственной предметно-развивающей среды в детском саду и семье»;
  • «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста»;
  • «Фольклор с акцентом на гендер»;
  • «Организация сюжетно-ролевых игр»;
  • «Особенности готовности к школе мальчиков и девочек».

   А также в смотре-конкурсе педагогических идей на тему: «Социально-половое воспитание в детском саду».

   На заседании педагогического совета обсуждался вопрос о внедрении новых форм и методов работы по воспитанию черт будущего семьянина у детей дошкольного возраста.

  Участие педагогов в деловой игре «Просто о сложном» позволило наметить перспективы работы по данному направлению.

   На базе нашего дошкольного учреждения прошло городское методическое объединение по теме: «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста», где педагоги детских садов города поделились опытом работы по данному направлению.        

   В наши дни родительская семья по-прежнему остаётся важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста.

   Однако в результате анкетирования родителей было установлено, что 75% не знают, что такое гендерное воспитание детей (см. приложение 1).

   С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек мы оформили информационные стенды на темы:

  • Семь правил воспитания девочки.
  •  Уроки отцовства (Три стадии развития мальчиков, которые необходимо знать; Пять заповедей отцовства; Как воспитать мужчину).
  • Мальчики и девочки – два разных мира.
  • Мальчики с Марса, девочки с Венеры.
  • Мальчики и девочки – стереотипы воспитания.

   Создали памятки для родителей, информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье (см. приложение 2, приложение 3).

   Провели родительское собрание «Мальчики и девочки – воспитываем по-разному», семинар-тренинг «Разговор с детьми на трудные темы».

   Доброй традицией в детском саду стало проведение спортивного праздника посвящённого Дню Защитника Отечества. А также Дня матери с организацией выставок семейного рукоделия «Золотые руки наших женщин» и «Умелые руки наших мужчин».

Совместно с родителями были выпущены газеты на темы: «Самая лучшая в мире мама», «Бабушка моя», «Мамины помощницы», «Папины помощники», созданы книжки-малышки для девочек и мальчиков.  

 

 Творчески подошли родители к созданию семейных   проектов:

«Семейный котёл всегда кипит», «Профессии моих родителей», «Летние забавы», «Наши добрые дела», «Обязанности детей в крестьянской семье», «Семейные традиции и обычаи русского народа», «Как трудились и отдыхали в старину», "Как росли мои родители?».

Хорошо зарекомендовали себя традиционные «Встречи с интересными людьми». В гостях у детей побывали представители разных профессий: пожарный, полицейский, плотник, военный, библиотекарь, швея, повар, парикмахер, почтальон.

   Была организована «Неделя добрых дел в семье». Конкурс видеороликов «Хорошие дела нашей семьи» позволил расширить знания детей о распределении ролей между родителями. Совместно с родителями оформлены фотоальбомы: «Мама с дочкой, папа с сыном - вместе смотримся красиво!», «Лучшая в мире семья - моя!», «Моя дружная семейка»,

   

   Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией гендерно - комфортной среды, а это:

  • мини-среды мужского и женского труда («Уголки маленького мастера и мастерицы» с наборами простых инструментов и материалов);
  • куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей;
  • схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
  • уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно, без посторонних глаз, навести порядок во внешнем виде;
  • мини-среда светского этикета («Театр», «Званый обед», «Приём гостей», «Концерт»).

    Наша работа по созданию условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты:

  • повысился уровень компетентности педагогов;
  • родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола;
  • педагогическое оценивание воспитанников показало, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины;
  • выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки доброжелательными по отношению к мальчикам.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.

Просим вас искренне ответить на вопросы.

1.Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в

воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?

2. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?

3. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?

4. Что вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?        

5. Как вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.)

6. Что бы вы хотели узнать о гендерном воспитании мальчиков/девочек?

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».

2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.

3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.

4. Надо помнить, что как бы сильно не любил вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.

5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.

6. Договоритесь между собой, как вы будете воспитывать ребёнка и выдвигайте единые требования к нему. Иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а чего нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или асоциальному поведению.

7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, веру в свои силы.

Приложение 3

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ: два разных мира

Мальчики

Девочки

У мальчиков больше случаев задержки умственного развития, гемофилии, заикания, неврозов, часто болеющих мальчиков больше, чем девочек.

Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.

У мальчиков чаще встречается плоскостопие, чем у девочек.

Количество нарушений осанки у мальчиков ниже, чем у девочек.

Потребность в белках несколько выше.

Жизненная ёмкость легких несколько больше, чем у девочек.

Острота слуха у мальчиков в среднем

выше, чем у девочек.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство.

Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

У мальчиков хуже развита способность различать запахи, цвета, формы предметов.

Девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, хотя, как правило, у девочек меньше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже через 4 недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии.

Созревание скелета у девочек происходит раньше. Костный возраст девочек опережает костный возраст мальчиков примерно на 18 месяцев.

Подвижность позвоночника выражена несколько больше, чем у мальчиков. Объясняется это тем, что у женщин относительно короче, чем   у мужчин грудной и длиннее шейный и поясничный отделы.

У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста.

Несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода.

Девочки более чувствительны к шуму, выше кожная чувствительность, поэтому они более отзывчивы к прикосновениям, поглаживаниям.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки, - играют в ограниченном пространстве, им достаточно: маленького уголка.

Библиографический список

1.        Доронова Т.Н.Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.

2.        Коломийченко JIB. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста II Детский сад от А до Я. - 2006.

3.        Лазарев А.И. Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.

4.        Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

5.        Шелухина И.П. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: Сфера Творческий центр, 2008.

6.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

«Особенности развития связной речи младших дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

С сообщением на тему "Особенности развития связной речи младших дошкольниов  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошколь...

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Презентация "Реализация ФГТ в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Презентация раскрывает систему работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, ключевые положения области Художественное творчество: цели, задачи, интеграция областей, планирование воспитатель...