Спортивно-интеллектуальная игра "К вершине Таганая".
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

 

Спортивно-интеллектуальная игра  «К вершине Таганая».

Цель: развитие эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях, создание условий для формирования социально-активной личности через совместное участие в спортивно-интеллектуальной игре «К вершине Таганая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К вершине Таганая.29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность.

Тема: «К вершине Таганая»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: развитие эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях, создание условий для формирования социально-активной личности через совместное участие в спортивно-интеллектуальной игре «К вершине Таганая».

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о национальном парке «Таганай»;
  2.  Расширить знания детей о главных достопримечательностях национального парка «Таганай»: Чёрная скала, Круглица, Откликной гребень, Двуглавая сопка, Каменная река, Долина сказок, родник «Белый ключ», Метеостанция, Музей природы, экологическая тропа;
  3.  Закрепить правила поведения в природе и нацелить на соблюдение этих правил;
  4.  Формировать осознанно-правильное отношение к объектам природы;
  5.  Способствовать формированию у детей и родителей ценностей здорового образа жизни;

  Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей и родителей в ходе спортивно-интеллектуальной игры;
  2.  Развивать в детях чувство сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки;
  3.  Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас детей;
  4. Способствовать развитию физических качеств детей;

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство коллективизма, умение действовать слаженно, одной командой;
  2.  Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей и родителей;
  3.  Воспитывать у детей любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
  4. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, гордости и любви к родному краю.

Предварительная работа:

Экскурсия в национальный парк «Таганай»: слушание медиалекции по теме «Живая и неживая природа», посещение Музея природы, прогулка по экологической тропе, привал в «Летней беседке».

Фотоконкурс: «Красивые места Таганая».

Семейные проекты на тему: «Маршрут выходного дня».

Просмотр презентаций: «Златоуст - колыбель Урала»,  «Уральские самоцветы».

Просмотр видеофильмов: «Таганай и его сыновья», «Этот город самый лучший», «Ночной Златоуст».

Рассматривание альбомов: Красная книга Таганая.

Создание в группе мини-музея «Наш Таганай»

Выбрать с детьми и разучить названия команды и девиз.

Разучить с болельщиками кричалки.

Выучить с дошкольниками песню «Если с другом вышел в путь…»

 

Оборудование: мультимедийная установка с презентацией «К вершине Таганая», звуки природы (9 штук), 2 магнитные доски, 2 конверта с пазлами «Рысь» и «Бурый медведь», атрибуты для подвижной игры: 2 обруча, 2 ведёрка, 2 плюшевых медведя, шишки, песочные часы, звуковой мяч, музыка к песне «Если с другом вышел в путь…», грамоты, сладкие призы.

СЛАЙД 1 Ведущий: Здравствуйте!                                                                            

Я рада видеть всех в этом зале.

 Сегодня у нас в суперинтересной спортивно-интеллектуальной игре

соревнуются 2 команды.

Встречаем участников игры.

 (Музыка: спортивные  фанфары, марш). Входят дети и родители.

Начинаем с представления команд.

Мы команда  «Следопыты»,

Нам призвание искать.

Много в мире есть открытий,

Мы хотим свой край познать!  

Наша команда:  «Знатоки».

Наш девиз: Край свой любим, познаём и в игре не подведём!

 Участники игры сели.

 Нашу игру будет оценивать жюри. В жюри сегодня  заведующий д/с № 87

 Романцова Л.Н., музыкальный руководитель Гильмутдинова С.И. и представитель родительского сообщества Борцова О.Г.

Познакомимся с болельщиками команды «Следопыты»: Следопыты не унывать,

                                                                                                    Всё пройти и всё узнать!

Болельщики команды «Знатоки»: Знатоки, вы лучше всех,

                                                             И в игре вас ждёт успех!

- Команды готовы соревноваться?!

 - Итак, мы начинаем!

 Внимание на экран!

 Фото из НП Таганай.  СЛАЙД 2

- Что это за место? – Вы узнали?                                                                                                                                     (лес, экскурсия, ходили по тропе, НП Таганай.)                          

- Верно, это национальный парк «Таганай»  

-«Таганай» -это замечательная, очень красивая горная страна. Все необыкновенно красивое и редкое принято охранять, чтобы сберечь на долгие годы. Поэтому 25 лет назад в окрестностях нашего родного г. Златоуста был создан Национальный Парк «Таганай». Но парк «Таганай» это не только леса, это горы, реки и даже болота. Из многих городов и сёл приезжают туристы, чтобы сходить в поход и полюбоваться красотами Таганая.

Целевая установка:

Сегодня мы двумя командами отправимся в поход к вершине Таганая.

-Внимание на экран! СЛАЙД 3

-Что вы видите? (На экране гора, туристы у подножия горы).

-Эти туристы - мы с вами в начале пути.

 -Это следопыты. -  А это знатоки. СЛАЙД 4 (ЗАСТАВКА)

- В пути вам придется справляться с заданиями, преодолевать препятствия и действовать дружно, одной командой и за каждое правильно выполненное задание вы будете подниматься все выше и выше. Победит та команда, которая быстрее доберется до вершины.

- А куда мы отправимся - слушайте загадку:

Загадка о «Черной скале».

Это вершина таганайского хребта.

Из чёрных камней сложена она.

К смотровой площадке лестницы ведут,

От красоты вокруг захватывает дух.

-Что это?  (Чёрная скала).

-Мы идём в поход на Чёрную скалу!

 - С хорошим настроением в путь! - Готовы?

Дети: - да!

СЛАЙД 5 (заставка) + музыка (звуки леса)

 - Мы в лесу НП «Таганай». - Слышите?! (Слышны звуки леса - нажать микрофон).

1 задание «Узнай, чей голосок?», за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

СЛАЙД 6: дятел

СЛАЙД 7: волк

СЛАЙД 8: кабан

СЛАЙД 9: ворона

СЛАЙД 10: ёжик

СЛАЙД 11: мыши

СЛАЙД 12: филин

СЛАЙД 13: комар 

 (Игроки и болельщики  по очереди дают ответы).

 Вы смогли узнать все лесные звуки и голоса, молодцы!

Слово жюри.  

-Внимание на экран. СЛАЙД 14 - Мы с вами уже начали подъём к вершине!

                                  СЛАЙД 15 (заставка) + музыка (звуки леса)

 Под  звуки леса выходит Старичок - Лесовичок.

 -Кто в лесу моём гуляет,

Тишину здесь нарушает?

Кто здесь песни распевает?

О, да это ребятишки-

Смешливые девчонки,

Забавные мальчишки.

Здравствуйте, дети.

Здравствуйте, взрослые.

Дети: - Здравствуйте!

Узнали, дети, вы меня?

 -Я Старичок - Лесовичок, я знаю все лесные тайны, охраняю лес и не каждого пропускаю.

   -Куда это вы собрались?  Уж не в мои ли владения?

  Дети: - Мы идем в поход к вершине Таганая, на Чёрную скалу.

Лесовичок: - А знаете ли вы правила поведения в природе?                                        -              Вот я сейчас и проверю!

С мест вставайте, детвора!

Есть для вас одна игра.

Если «да» - в ладоши хлопни!

Если «нет» - ногою топни!

-Можно ли в лесу шуметь?

-Ну, а очень громко петь?

-Хлебушка кусочек на пеньке оставить?

-Можно бабочек ловить?

-Топать, хлопать, зверей палкой бить?

-И, конечно, забывать мусор с травки убирать?

-Огонь детям разжигать?

-Мусор из леса с собой забирать?

-Из рогатки пострелять?

-Ветки дерева ломать и цветочки собирать?

-Любить природу, охранять?

Хорошо поиграли, присаживайтесь на стульчики.

Лесовичок:  Вот для вас 2 задание.

Игроки  и болельщики  по очереди будут называть правила поведения в природе. Команда, последней назвавшая правило, одержит победу.                                     

Лесовичок:  Кто правило назовёт,

                       Тот дальше пойдет.

Ведущий:  жюри внимательно подсчитывает очки.                                                                                 Лесовичок: - Начинаем!

                      - Молодцы! Хорошо знаете правила.

Слово жюри.    

Лесовичок:  Помните эти правила, и тогда природа будет вам рада!

                       Пропускаю вас в свой лес, полный сказок и чудес!

Ведущий: - Лесовичок, а ты пойдёшь с нами в поход?

Лесовичок: - Да! С удовольствием!

- Внимание на экран: СЛАЙД16 - Мы движемся к вершине. Так держать!

3 задание.

 -Внимание на экран. СЛАЙД 17 (Фото из музея природы).

-Что это за место?

Дети: - Это музей природы НП. «Таганай».

Ведущий: - Каких животных вы увидели в музее природы? Дети по очереди называют.

Ведущий: 3 задание «Собери животное»

 Каждой команде на магнитной доске нужно из частей собрать картинку.

Капитаны получите задание! Начинаем по команде: 1,2,3, начни! (Музыка)

Выполняется задание.

- Какое у вас животное? (рысь, бурый  медведь)

- Что знаете про этих животных?  (занесены в Красную книгу)

Слово жюри.                              

 Внимание на экран: СЛАЙД 18 - Мы уверенно поднимаемся в горы!

                                       СЛАЙД 19 (заставка)

  4 задание ЭСТАФЕТА «Ребята и зверята»

Дети встают на линию старта, у первого игрока в руках мягкая игрушка медведь  и ведёрко. Мамы встают около обручей напротив своей команды. В обручах лежат шишки. Ребёнок берёт медведя, ведёрко, бежит к своей маме и передаёт ей медведя. Мама, действуя лапами медведя, опускает в ведёрко одну шишку. Ребёнок забирает ведро, медведя, бегом возвращается обратно и передаёт эстафету следующему игроку.

А как нужно действовать, Лесовичок покажет.

Победит та команда, которая будет действовать правильно и окажется быстрее.

- 1,2,3, начни! (Музыка)

После эстафеты дети и взрослые сели.

Слово жюри.                                                                                                  

 Внимание на экран:  СЛАЙД 20 - Мы почти у цели! - Чем выше поднимаемся, тем

                                                                труднее идти.

                                         СЛАЙД 21 (заставка)

  5 задание  Викторина.

  - Сейчас очень серьезное и трудное задание.  

- Ведущий: Каждой команде за 1 минуту времени нужно ответить на вопросы.                                                - А Лесовичок за каждый правильный ответ будет опускать в ведёрко  шишку. У жюри песочные часы, звуковой мяч для подачи сигнала.

-Начинаем по сигналу жюри.

                                Вопросы для викторины.

  1. Назовите одним словом птиц, которые зимуют у нас?
  2. Муха, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза. Кто это?
  3. Самый известный и посещаемый родник Таганая?  (Белый ключ)
  4. Ворона, сова, дятел, синица. Кто это?
  5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)
  6. Какая ягода не растёт где попало? (княженика)
  7. У какого дерева белый ствол?
  8. Река Ай в переводе в башкирского? (лунная или быстрая)
  9. Как называется дом муравья?
  10. Не огонь, а жжется, как она зовется?
  11. Самая высокая вершина Таганая?  (Круглица)
  12. Детеныш белки?
  13. Сколько лап у жука?
  14. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
  15. Какая уральская ягода напоминает вкус граната? (костяника)
  16. Кто в лесу всю зиму спит?
  17. Какого зверя можно назвать длинноухим?
  18. Кто живет в берлоге?
  19. На каком дереве растут желуди?
  20. Щука, форель, карась. Кто это?
  21. Детеныш лисицы?
  22. Какое растение помогает вылечить рану?
  23. У какой птицы красная грудка?
  24. Что означает слово Таганай в переводе с башкирского языка? (подставка луны)
  25. Кто плетет паутину?
  26. Крылышки красные с черными точками?
  27. Какое растение называют башкирской капустой? (кислицу или подорожник)
  28. Животные, которые живут в лесу?
  29. Чем питается бабочка?
  30. Домик скворца?
  31. Сколько лап у паука?
  32. Название «каменного дракона» Таганая? (Откликной гребень)
  33. У какого растения листья с одной стороны гладкие, а с другой мягкие и опушенные?
  34. Красивое насекомое, похожее на вертолет?
  35. Она надоедает, жужжит над ухом?
  36. У какого насекомого уши на ногах?
  37. Летит, пищит, сядет - укусит?
  38. Жук - рогач, рога ему нужны для проведения турниров?
  39. Ночная птица, у которой глаза расположены не по бокам головы, а спереди

(сова).

  1. Лесная кошка? (рысь).
  2. От какой ягоды рот чёрный? (черника).

  Ребята вместе с Лесовичком  подсчитают шишки.

- Как много вы знаете! Настоящие знатоки и следопыты!

Слово жюри.

Внимание на экран:  СЛАЙД 22 - Осталось совсем немного!

                                       СЛАЙД 23 (заставка)

И последнее 6, Домашнее задание.

Родители представляют макеты, игры и передают для оценивания жюри.

Макет «Ягодная полянка Таганая», дидактическая игра «Собери и назови фотографию Таганая».

 Внимание на экран: СЛАЙД 24-Мы на вершине! Добрались! Ура! (музыка)

                                  СЛАЙД 25 (Смотровая площадка Чёрной скалы)                                     

                                       - Какая красота вокруг!

                                       - Узнали, что это?              

                                       -  Вместе, дружно отвечайте!

Слайд 26: Откликной гребень

Слайд 27: Круглица

Слайд 28: Каменная река

Слайд 29: Двуглавая сопка

Слайд 30:  метеостанция

Слайд 31: Долина сказок

Слайд 32: Белый ключ

Слайд 33:  Музей природы

Слайд34: экологическая тропа

Ведущий: - Мы покорили «Черную скалу».

Пока жюри подводит итоги, предлагаю спеть походную песню.

 ПЕСНЯ «Если с другом вышел в путь.»

Слово жюри. Награждение команд (Фанфары)

Лесовичок:  Очень рад за вас, детишки.

                       Путь проделали такой!

                       Теперь вам нужно подкрепиться,

                       У меня для вас - гостинцы! (Музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Спортивно - интеллектуальный праздник "В поисках клада."

В основу состязаний положена сюжетная линия о таинственном кладе. Все дети знат , что клад точно где-то есть, и его поиски превращаются в увлекательную игру. Этот праздник включает в себя не только сп...

Спортивно –интеллектуальный праздник « Красный , желтый, зеленый»

Обучение детей правилам дорожного движения, посредством игры....

Семейная спортивно-интеллектуальная игра "Форт Боярд"

Игра по станциям проводилась ко Дню Защитника Отечества, хотя тема может меняться. В игре принмали участие родители и дети старшей группы, воспитатели и специалисты детского сада. Были задействованы в...

Спортивно – интеллектуальное развлечение для родителей «Ай, да папы!»

Спортивно – интеллектуальное развлечение для родителей   «Ай, да папы!»...

"Мама, папа, я - спортивно- интеллектуальная семья"

Коспектт спортивного праздника для старшего дошкольного возраста....