Памятка по проектной деятельности
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Проект в образовательных организациях — это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятельности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включенность в образовательный контекст. Такая тема исследуется и изучается совместно, в кооперации; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. Поэтому главный признак проекта заключается в том, что он проходит в несколько этапов:
- нахождение темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
- планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов (этап
подготовки и реализации); - завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
- продолжение проекта (при необходимости).
Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс), и ставит во главу угла профессионализм педагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, родителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов.
Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследовательским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Дети разрабатывают тему от начала и до завершения проекта, между ними происходит коммуникация, они объединяют свои усилия, они смелы и заинтересованны — и они убеждаются в прочности своих знаний. Благодаря включению темы в межпредметный контекст и регулярной оценке достигнутых успехов дети в ходе проекта приобретают знания, которые смогут перенести на другие ситуации, и одновременно углубляют учебно-познавательную компетентность.
ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Повседневная жизнь | Проект — это рядовое, а не экстраординарное мероприятие. Темой становятся текущие события, и проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Благодаря проектам в наш привычный порядок вещей входят изменения, и мы отваживаемся на инновации. Проектная деятельность является неотъемлемой составляющей нашей жизни. |
Выбор тематики | Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и будет подходящей для всестороннего обсуждения. В дошкольных организациях одновременно и/или с небольшим временным промежутком с детьми проводятся проекты по различным темам. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы детей и определить темы будущей работы. |
Ориентация на ребенка | Идеи для новых проектов и тем могут высказать и дети, и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. И момент окончания проекта тоже определяют именно дети. Проектная деятельность — это работа в малых группах, так как каждый ребенок должен иметь возможность высказаться и участвовать в работе, таким образом, сотрудничество играет важную роль. |
Добровольное участие | Участие в проектах дошкольной организации является для ребенка добровольным; как правило, присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в проект возможны в любое время. Эффективная проектная деятельность предполагает интерес, мотивацию и заинтересованность участвующих в проекте детей и взрослых. |
Долгосрочность | В ходе проектной деятельности вы всесторонне и достаточно долго разрабатываете одну тему. Каждый проект, однако, ограничивается по времени, у него есть начало и конец. |
Открытость | Открытость — это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения. |
«Спираль проекта»: планирование, деятельность и контроль | Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, учебной обстановки и используемых методов. Деятельность и ее анализ сменяют друг друга. Цели проекта открыты, и в процессе работы их нужно обсуждать и при необходимости корректировать. Каждый проект документируется, и по окончании представляются результаты. |
Инклюзия | Проектная деятельность — это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинтересованных детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении обязанностей. Обмен опытом и совместное обучение могут обогатить участников проекта, если они работают именно в смешанных группах. |
Ориентация на диалог | Проектная деятельность на основе партиципации (сопричастности) и сотрудничества является непрерывным диалогом. |
Участие каждого | Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. На всех этапах, от начала до конца, дети являются активными участниками процесса. Начало работы и детальное планирование предполагают работу в команде. Цели проекта формулируются всеми участниками проекта и утверждаются демократичным голосованием. |
Сотрудничество | Рабочие группы представляют собой образовательное сообщество детей и взрослых, обучение в котором происходит на основе кооперации, коммуникации, компромиссов и взаимопонимания: • разрабатываются, предлагаются, проверяются и переосмысливаются мнения, гипотезы; • участники обмениваются мнениями и дискутируют; • участники рабочей группы вместе находят решения проблем, оформляют их и объясняют. |
Наблюдение и документирование | Наблюдение и документирование красной нитью проходят через все этапы проекта. Наблюдение — это предпосылка для того, чтобы дети воспринимали тему, это составляющая диалога в проекте. Все записи по теме проекта являются для всех участников основой для коммуникации, взаимопонимания и анализа текущей деятельности. |
Ориентация на ситуацию, окружающий мир и коллектив | Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром как детей, так и педагогов. Выбранные темы должны быть ситуативными и аутентичными, то есть быть жизненными и связанными с наукой, и, таким образом, общественнозначимыми. В проектную деятельность активно вовлекается окружение (родители, общественность, специалисты), и так укрепляются связи между дошкольной организацией, семьей, профессиональной сферой и общественностью. |
Ориентация на процесс | Самое важное — это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Если мы исследуем с детьми тему, то от нас требуется раскрыть ее, а не быстро свернуть. |
Ориентация на познавательную активность | В центре внимания проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорганизация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми. |
Ориентация на систему ценностей | Предпочтителен демократический стиль поведения и дискуссия, все идеи имеют право на существование, а проблемы решаются с учетом социальной и экологической ответственности. |
Комплексное образование | Проектная деятельность обращается ко всем органам чувств, ко всем способам выражения и позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая, таким образом, все образовательные сферы. Она развивает и расширяет все базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание. |
Обучение с удовольствием | Проектная деятельность, ориентированная на этот принцип, создает комфортную для образовательных процессов атмосферу, дарит педагогам чувство радости от работы и в конечном итоге усиливает связь детей, родителей и педагогических работников с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте настраивает на желание участвовать в следующем. |
Уникальность | Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ориентированы на идеи, потребности участников и на конкретные условия. Существует много возможностей для работы над какой-либо темой, а проектная деятельность — это творческий процесс. Однако проекты, у которых есть общая идея и работа над которыми имеет свои особенности, могут объединяться в серию (например, проекты по теме «Лес» или «Архитектура»). |
Изменение | Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Тот, кто инициирует проекты, верит в их развитие, в возможность преобразования и оптимизации. Изменение происходит лишь в том случае, если люди обмениваются мнениями, учатся друг у друга и извлекают из этого пользу. |
ПРИМЕРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наглядность проектной деятельности | • Создание стенда проекта с информацией (плакаты, протоколы, списки помощников, фотоматериал), изготовление папок по теме проекта, презентация результатов проекта: если родители читают информацию, они чаще предлагают помощь в проекте. |
Выбор темы | • Родители узнают, что в данный момент интересует их детей, и предлагают тему для обсуждения в детском саду (например, тема «Самолеты»). • Семьи посещают детский сад, инициируют новые темы для проектов (например, мамы с новорожденными: «Когда рождается ребенок...»). • Родители сами инициируют проект (например, идею проекта; проведение акции, например родительский день, чтобы дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри). |
Планирование проекта | • Информировать родителей о начале нового проекта на собрании (совещании) или письменно. • Провести анонимный опрос родителей о теме проекта. |
Реализация проекта | • Задавать домашние задания, то есть попросить родителей и детей помочь в сборе материалов и информации по проекту (например, принести из дома необходимые для проекта книги, фотографии, инструменты, руководство по изготовлению; расспросить родителей; найти и собрать вместе с родителями определенные предметы для проекта). • Сделать вместе с родителями связанные с темой проекта предметы (например, черный ящик, дом на дереве, аквариум, оформить помещение для проекта). • Продолжить дома начатые в детском саду проекты. • Не только родители, но и бабушки, дедушки, тети и другие родственники привносят в проект идеи и стимулы, свои знания и умения, контакты и иные ресурсы, которые могут быть полезными. • Посещение родителей на рабочем месте; родители рассказывают о своей профессии в детском саду (например, пилот, пасечник, врач, строитель). • Родитель принимают участие в экскурсиях (например, планирование, сопровождение в пешеходной экскурсии и в поездке). |
Документирование проекта | • Родители помогают документировать проект (например, снимают фильм, пишут статью для общественности). • Родители помогают ребенку собирать портфолио. •Проводить беседы с родителями об умениях ребенка, которые проявляются в проекте, — расспрашивать родителей, как ребенок дома дополнительно работает по теме проекта. |
Итоговая презентация | • Привлекать родителей к участию в заключительном мероприятии (например, собрать, записать и спрятать в лесу вопросы для детей; принести необходимое оборудование для пикника). • Провести родительское собрание с видео- и иллюстративным материалом. |
Оценка проекта | • Раздать родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей). • Положительно относиться к тому, что многие родители приходят сами и дают отзыв о проекте. |
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативная и интерактивная компетентности | • Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами. • Работа вместе с детьми, а не вместо них — совместное обучение и принятие решений — демократический стиль общения и дискуссий с детьми — способность доверять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности. • Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, учебе — знание того, что дети берут пример с педагога — собственная мотивация и заинтересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и отрицательно. |
Диагностическая компетентность | • Умение наблюдать — определять интересы, потребности, творческие импульсы детей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем. |
Дидактическая компетентность | • Разнообразная и гибкая методическая деятельность — способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели — поддерживать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта. • Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, развивающее обучение). |
Организационная компетентность | • Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в смешанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия). |
Профессиональная компетентность | • Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса. • Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуации. • Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать). • Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифровой камерой). |
Рефлексивная и инновационная компетентности | • Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения. • Положительное отношение к изменениям и инновациям. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работать вместе с детьми над проектом значит дать свободу их творчеству | |
Воздействие на детей | Воздействие на педагогов |
Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного образования. | Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию. |
Дети понимают, что к ним серьезно относятся, усваивают демократический стиль общения и учатся сотрудничеству. • Они учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории результаты своей работы. • Они могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязанности. • Проектная документация позволяет детям время от времени обращаться к актуальным и уже завершенным проектам. | Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей. • Вместе с детьми они активно, но в соразмеренном темпе работают над темами, которые интересны детям. • Они могут целенаправленно реагировать на различные индивидуальные потребности и вопросы детей. • Они получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры. • Они расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы. • В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся. |
Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам, а проект не превращается в программу. • Если дети чувствуют свою независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше ответственности. | Проектная деятельность — это совместный, исследовательский, живой и глубокий образовательный процесс, не ограниченный во времени. • Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики! • Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка. |
• Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым получают индивидуальный опыт и достигают больших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию признания, самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться изученным и пережитым. | • Погружение в тему происходит, если дети и взрослые принимают активное участие в проектной деятельности и интенсивно ею занимаются. • По желанию проекты можно расширить и продолжить, ими могут заняться следующие поколения. • Наличие образовательного эффекта проектной деятельности доказано результатами исследования умственной деятельности. |
Дети, которые не принимают участия в реализации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему научились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами. | Программы больше не нужны! • Родители не спрашивают о том, что ребенку нужно еще выучить перед школой. • Дети рассказывают о том, что они могут, а педагог — о том, чему научился ребенок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО"
В помощь педагогам об организации пректной деятельности....
Памятка "Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС ДО"
В помощь педагогам об организации пректной деятельности....
Памятка "Проектная деятельность"
Рекомендации педагогам по организации и проведению проектной деятельности в дошкольном учреждении....
Памятки воспитателю по организации проектной деятельности с дошкольниками
В памятках собран материал для систематизации теоретических знаний по организации детской проектной деятельности. Будет полезен воспитателям ДОУ, родителям....
Памятка "Участие родителей в проектной деятельности вместе с ребенком"
Совместный проект родителей и ребенка – это средство для укрепления сотрудничества и взаимопонимания между членами семьи, повышения самооценки ребёнка, уважения к мнению каждого в семье, налажив...
Памятка о проектной деятельности
Памятка для родителей о проектной деятельности...